Пасквиль. Невинным девушкам и нервным взрослым читать не
рекомендуется.
Украинская элита не
доказала право на самоопределение своей нации. Она предпочла
разграбить страну, сдать ее другим странам, предать ее интересы по
отношению к остальному миру. Конфликт вокруг Тузлы — это провокация
со стороны российской элиты, адресованная украинской элите. И когда
россияне говорят, что нас нет, потому что мы не можем адекватно
ответить, они правы: в этом смысле наша нация до сих пор не имеет
права на существование
На
общественных форумах,
чередой идущих в Украине, приглашенные иностранцы очень удивляются
навязчивым разговорам в нашей стране об элите. Они, дескать,
отказались от этих разговоров давным-давно. Мы же не можем
отказаться. У нас мифическая ностальгия по элите. Интересное
наблюдение можно сделать на круглых столах, посвященных этой теме:
все, кто обвиняет отечественную элиту в неспособности выполнить свою
миссию, в этот момент не находятся в позиции элиты и даже не
понимают этого. Элита не может обвинять элиту, то есть саму себя, в
неспособности к чему-либо.
Элита — это научный
социологический термин, а также публицистический термин,
использующийся в смысле «нет-элиты-как-жаль», но ни в коем случае –
не политический. В политическом смысле элита — это подкармливаемый
из разных побуждений миф о присутствии-отсутствии элиты. Вот,
например, у нас есть оказывается творческая, научная, техническая,
бизнесовая, управленческая, религиозная и, конечно, политическая
элиты. Элиты ли?
Элита — это
миф
Миф об элите возникает
из гражданской неспособности общества к самоуправлению, из
отсутствия политической активности граждан. Миф об элите возникает
также в обществе без публичной политики. Возвратите политику — и вы
потеряете миф об элите.
Разговоры об элите –
это способ сознательно или подсознательно переложить ответственность
за принятие решений на отсутствующую социально-активную и
ресурсообеспеченную группу. Чем более заметно отсутствие гражданской
активности, тем больше слышится разговоров об
элите.
Элита в качестве мифа
понимается утилитарно: с точки зрения качественных услуг, которые в
цивилизованном мире есть, а у нас как-то припозднились. То есть миф
об элите будет существовать все время, пока этой самой элиты не
будет. А когда она появится, – будет существовать миф о всесилии
нескольких людей, принимающих решения в стране. Такая форма (сродни
массонской) избранности влиятельных людей характерна именно для тех
стран, где эта самая элита есть.
Навязчивые разговоры об
элите сегодня – это попытка присвоить знак отсутствующему месту
принятия самостоятельных решений в стране, которая к тому же
находится во внешнем управлении. В ситуации внешнего управления
страной элита приобретает еще одну роль — она лучше других должна
знать, перед кем сегодня нужно прогнуться, чтобы было комфортнее, —
перед США, Европой или Россией.
В прагматическом смысле
элита – это часть общества, которая предоставляет остальному
обществу услуги по идеологическому, политическому и экономическому
комфорту в настоящем, а также обеспечивает фьючерсные сделки с
историей. Если комфорта нет, то работа элиты некачественна. Если
фьючерсных сделок не происходит, то нет обеспеченного надеждой и
мечтами совместного будущего, а есть только индивидуальное будущее,
основанное на собственном страхе и риске. Элита как бы производит
мечты о будущем. И чем больше она мечтает, тем больше вариантов
будущего можно реализовать на уровне обыденного сознания. И тем
больше мифов рождается о ней самой.
Миф первый. Элита – это
власть, то есть те, кто принимает властные решения. Как бы
номинальная власть в стране и есть ее элита. Критики этого мифа
указывают на проблемы, связанные с ростом эгоизма и деморализацией
представителей элиты во власти. Претензии, предъявляемые к именно
так понимаемой элите, связаны с тем, что издержки от ее деградации
более сильные, чем выгоды от ее эгоизма.
Миф второй. Элита — это
те, кто заботиться об общественной пользе. То есть оппозиция — это
элита, поскольку она моральнее деморализованной власти, потому что
она заботится об общественной пользе, в то время как власть
заботится только о себе. Критики этого мифа указывают на проблемы,
связанные с романтизмом и с отсутствием прагматизма у такой элиты.
Претензии, предъявляемые к таким образом понимаемой элите, связаны с
тем, что общественная польза – обычно очень слабый мотив для
отстаивания своих интересов при столкновении с другими интересами,
например на внешнеполитической арене, где исчезает понятие
общественной пользы в смысле национально-общественной
пользы.
Миф третий. Элита — это
лучшие представители власти и оппозиции, то есть лидеры в некоем
рейтинговом подходе. Отсюда в Украине существование множества
рейтингов, определяющих лучших из лучших. Мы построили мощную
систему иерархии, как в кастовом или средневековом обществе,
выраженную во всевозможных знаках отличия. Хотелось бы знать:
существует ли в других обществах такое множество видов номерных
знаков для автомашин или это наше изобретение, а также получить
исчерпывающий список табели о рангах, обозначенных в этих номерах.
То есть, если номер автомашины заканчивается на «ВР», то это круче,
чем «КМ», или «АП» все-таки круче. И сколько раз нужно присесть,
когда видишь номера синего цвета?
Мифичность проявляется
еще и в том, что элита — это то, что видится только на расстоянии. И
никогда точно нельзя сказать, кто есть элита. Со временем может
оказаться, что элита вообще была в другом месте, делала нечто иное,
чем власть или оппозиция, и в общем-то мало кем была
замечена.
Элита связана с
национальной историей, она есть производное от нации, а не от
государства, то есть скорее от культуры в целом, а не от текущей
политики. Бердяев в «Философии неравенства» (письмо 4 «О нации»)
говорит, что нация – категория конкретно-историческая, а не
абстрактно-социологическая. Социологические опросы никогда не дают
представления о нации. Задайте вопрос массе, и вы получите массовый
ответ, который мало связан с тем, как люди будут действовать на
самом деле. Чтобы хоть что-нибудь понять об украинской нации и
национальной элите, нужно рассматривать ее
исторически.
В Украине есть
единственная маленькая пассионарная прослойка — молодежь. Молодежь в
состоянии не только правильно видеть историческую перспективу, но и
действовать (бой под Крутами, голодовка 1990 года студентов,
перспективные голосования молодежи на выборах). Старшие
представители украинской элиты может быть лучше все видят и
понимают, но к действию совершенно не
приспособлены.
Бердяев в упомянутой
работе воюет с равным правом на национальное самоопределение. И это
сегодня уже не кажется странным. У нации изначально нет никаких прав
на самоопределение и существование. Это право должно быть завоевано
физическим противостоянием, доказано культурно и ментально, отстояно
в кровавой борьбе с попытками отобрать его. «Еврейское напряженное
ожидание Мессии» по Бердяеву не является националистическим. Ожидая
Мессию, Украина легче всего попадает под культурное влияние
России.
Элита —
блеф
Ну, где тут записывают
в элиту? Меня запишите. Разговоры об элите нужны для того, чтобы
тех, кто говорит о состоянии элиты, и считали элитой. Разговоры об
элите — своеобразный блеф, замещение реальной интеллектуальной
деятельности.
Ноющая самопрезентация
элиты — нечто вроде орденов Брежнева. Именно тогда, когда исчезает
содержание властной деятельности, появляется огромный спрос на
избранность, отличие от других.
Может элита это просто
известные люди? Кипа журналов и газет, проводящих исследование самых
успешных людей взахлеб рассказывают про «жизнь удалась».
«Корреспондент» в этом сильно отличился. Дескать, — вот успешные
люди. А что значит успешные? Они строили свой дерзкий персональный
проект, столкнулись с уникальными преградами со стороны общества, но
выстояли, победили и доказали свой успех? Ой, что-то не припомню.
Они были известны по разнарядке, при любой власти, при любой
политике, ни с кем они не сражались, они ждали своего часа, они
подстраивались под реальность… Так может это и не успех
вовсе?
Зачем функциональное
место медиа-реальности, которое обеспечивает известность человека,
называть успехом? А затем, чтобы не задавать глупых вопросов, а что
же есть успех на самом деле. Успешность медиа-образа не является
отнюдь успешностью жизненного проекта его носителя. Находясь
ежечасно в медиа-реальности, сильно к тому же цензурируемой,
принимая известность за успех, мы оказываемся перед лицом
медиа-образа, а не перед лицом личности.
Один известный
тележурналист считается успешным. С чего это вдруг? На его место
найдется десяток людей, которые будут делать это лучше, но могут
оказаться бескомпромиссными, и тогда не удержатся на его месте. То
есть, успех – это профессионализм плюс приспособленчество? То есть
это мы называем успехом? А как же быть с неприспобленцами? То есть
их персональный проект не может быть успешным? А что вообще можно
знать об их персональном проекте в обществе тотальной
цензуры?
По-настоящему успешный
человек из известных в стране только один — Верка Сердючка (Андрей
Данилко). Он послал далеко и на долго все нормы и правила
снобистствующего вкуса, он переборол пренебрежительное отношение к
своему избыточно народному искусству. Он делает песни в телепроектах
наряду с другими авторами, которые в отличие от песен других авторов
становятся популярными. Он открыто говорит народным языком,
переодевается в женщину и не слывет «гомиком». Его приглашают, его
цитируют, его изучают.
А в чем успех
тележурналиста, ведущего монологичные телепередачи, пиная
оппонентов, которые не могут ответить не то что в его телепередаче,
но и в других телепередачах? В чем успех тележурналиста, которому
благодаря конформизму и лести власти удается удерживаться в
медиа-пространстве?
Успешный медиа-образ,
формируемый в целях, которые зачастую не принадлежат самому его
носителю, — еще не успех его носителя. Народ быстро забывает
известных. Есть только одно правило успеха — создание масштабной
драматургии личностного противостояния общественным традициям и
нормам и победа в этом противостоянии, которая бы имела исторический
резонанс.
Известность — еще не
успех. Место в медиа-реальности — еще не успех. Попытка
замещения успеха известностью — контрпродуктивна. Это расчет на
краткосрочную перспективу. Элитарность как известность — это
блеф.
Обществу интеллигенции,
переродившейся в пролетариат интеллектуального труда, остается
только блефовать. Блефующая элита, скармливающая рейтинги своей
известности остальному населению и ведущая дискуссии о неспособности
выполнить свою миссию, — это попытка не говорить о чем-либо по
большому счету.
Элита —
провокация
Отсутствие элиты,
говорят, катастрофа. Давайте срочно создавать элиту. А мы готовы?
Элита — это вызов. Элита — провокация для своей нации и для чужих.
Единственный способ сегодня создавать элиту — это, для начала, смех
и издевка над самими собой. Может, проверим? Давайте поговорим очень
жестко, в провокационной манере.
Все уже внутренне
согласились с тем, что в отличие от «либеральной империи» в России,
Украина создает «либеральную окраину». Но «элита» еще не пришла к
единому мнению, окраиной чего должна являться Украина — Европы или
России. Все уже согласны, что если долго стоят в раскоряку, то
неминуемо поставят раком, но поменять позу еще не
решились.
Разговоры об элите в
Украине – это способ публичной демонстрации «садо-мазохистского
извращения» и следующей за этим «мастурбации без эрекции». То есть
разговор идет приблизительно так: «мы импотенты, потому, что не
можем отстранить от власти кастратов. Но поскольку мы осознаем, что
мы импотенты, и представляем, как бы мы могли отыметь кастратов, то
само это обстоятельство позволяет нам думать, что какая-то потенция
у нас все же есть».
Мы долго соблазняли
всех мужиков — и США, и Россию, и Европу. Мужики собрались, мы в
известной позе. Теперь только решить надо, всем сразу будем
отдаваться или по очереди. Первой пристроилась Россия. «Караул», —
закричали тут некоторые «импотенты», — «Украину имеют!». «Так ей
нравится!» — говорят в России. «В общем, ничего, но слишком грубо.
Нельзя ли понежнее как-нибудь…» — заявляют кастраты. «Да,
пожалуйста! Вам куда понежнее — в Тузлу или еще ниже?» — говорят в
России. Кастраты и импотенты призадумались, и снова заговорили о
национальной элите.
Элита, типа, имеет
миссию. Ее остальное общество кормит, поит, закрывает глаза на ее
воровство с одной целью — чтобы она заботилась о благе этого самого
общества, спасала его в кризисных ситуациях. Поэтому нынче
безмолвствующему большинству можно бы и счет предъявить: это чего же
вы творите, бездельники? Мы вас кормим, поим, к наркоте не
придираемся, несовершеннолетних пользовать разрешаем, даже статью о
мужеложстве отменили — все для вас. А вы что? Страну имеют по полной
программе. А вы нам разговоры про элиту скармливаете. Или публичное
харакири — или лишим вас звания элитных
камикадзе.
Имеем ли мы элиту, если
ее имеют другие элиты, вот в чем вопрос? Чтобы тебя считали мужиком,
нужно хоть раз мужское достоинство показать. Элита суть
использование потенции, а не разговор о причинах импотенции.
Провокация российской элиты — это демонстрация мужской силы,
провокация украинской — виляние бедрами. И то и другое — провокация.
Но в одном случае это месседж: «Я тебя возьму», а в другом случае –
месседж: «Возьми меня».
Украинская элита не
доказала свое право на самоопределение ее нации. Она предпочла
разграбить страну, сдать ее другим странам, предать ее интересы по
отношению к остальному миру. Конфликт вокруг Тузлы — это провокация
со стороны российской элиты, адресованная украинской элите. И когда
россияне говорят, что нас нет, потому что мы не можем адекватно
ответить, они правы. В этом смысле наша нация до сих пор не имеет
права на существование.
А если так, то
историческая миссия украинской элиты — в кровавой войне доказать,
что она элита. Не будет крови — не будет элиты. Нечего тешить себя
иллюзией про миролюбивость украинского народа. Все остальные способы
слезных убеждений и дискуссий для истории — не аргумент. Москва
слезам не верит, Москва кровушки
жаждет… |