"PART.ORG.UA - Политическое сетевое издание"



Украинское правительство не является самостоятельным субъектом власти


..

Традиционно предметом политологического анализа исполнительной власти является деятельность премьера и его команды. Нас в данном случае интересует институт премьерства среди других ветвей власти в Украине.

Традиционно предметом политологического анализа исполнительной власти является деятельность премьера (хороший премьер, плохой и т.д.) и его команды (кадры, вокруг которых идут основные интриги). Нас в данном случае интересует институт премьерства среди других ветвей власти в Украине.
Традиционно коллизию отношений ветвей власти пытаются рассматривать внутри положений Конституции. Однако при оценке реального функционирования структуры исполнительной власти Украины можно сделать другой вывод - функционирование власти в Украине регулируется не только Конституцией, но во многом определяется прецедентом действий ветвей власти по отношению друг к другу. Причем прецедент не закрепляется в законодательной форме, а продолжает существовать как пример, на который в дальнейшем ветви власти ориентируются как на схему или сценарий развития событий в подобных же ситуациях.

Президент, Премьер, Парламент

Правительство не является ветвью власти в реальной политике Украины. В Украине реально есть две ветви власти - Президент и Парламент, которые находятся в состоянии конкуренции. Публичная драма (игра) разворачивается в двух этих направлениях.
В данной ситуации: каким бы ни был Премьер и его команда, если его политика не будет согласована с Президентом, то не имеет значения, что он хочет делать.

Активность президента имеет прецедентный характер, не урегулирована Конституцией, и проявляется в следующих областях:

1) принимает решения о создании государственных и негосударственных корпораций (например, создание НАК);
2) прямо влияет на финансовую политику (Нацбанк всегда играл под Президента), включая вопросы внешних кредитов и долгов;
3) курирует стратегических областей (вооружение, оборона, фармакология и т.д.);
4) осуществляет контроль за приватизацией действующих объектов и выступает арбитром в имущественных спорах, если дело не доходит до суда;
5) контролирует энергетический сектор (Премьер не может ничего сделать без инициатив Президента);
6) осуществляет свою политику в регионах (назначает не только представителей Президента, но и исполнительная власть в регионах замкнута на Президента).
7) создает и реформирует структуру Кабмина;
8) организует работу администрации Президента, осуществляя контроль и анализ законодательной деятельности парламента.
Сформировавшееся большинство в Парламенте тоже имеет прецедентный характер и не регулируется Конституцией. Все попытки сформировать соглашение о совместной ответственности парламентского большинства и правительства не имеют под собой конституционной основы. Также законодательно не урегулированы: вопрос о полномочиях правительства в осуществлении даже уже утвержденной парламентом правительственной программы, вопрос о влиянии решений Парламента на программные действия правительства (корректировка парламентом социальной политики, увеличение минимальной зарплаты, социальных выплат и т.д. в процессе выполнения программы). Все эти вопросы тоже пока имеют прецедентный характер.
Поэтому из опыта происходивших конфликтов между ветвями власти с точки зрения прецедентов существуют две модели функционирования премьера:
1) когда он представляет большинство в Парламенте (или находится в любой ситуации соглашения с этим большинством);
2) когда он находится под патронатом Президента.
"Патронат" как неописанный в конституции тип отношений Президента к Премьеру создает ситуацию неопределенности для Премьера (Президент до настоящего времени умело балансировал на конфликте между ним и Парламентом, делая место Премьера незначимым).
В ходе назначения нового Премьера прозвучал тезис о делегировании Президентом неких полномочий Премьеру. Президент не может делегировать полномочия Премьеру, не предусмотренные Конституцией.
Таким образом Премьер никогда не делал ничего против Президента, Президент является ограничением для Премьера непосредственным и конечным: 1) Президент выступает как терминатор Премьера (увольняет его); 2) дает поручения Премьеру и курирует его деятельность.
Таким образом, правительство не является самостоятельным субъектом власти, и всегда является управляемым со стороны Президента и/или Парламента.

Правительственная программа

Когда уволили одного Премьера и избрали другого, это не могло само по себе привести к новому содержанию деятельности Премьера. Программа правительства была исполнена как некий обязательный ритуал, и ее разработка не содержала новой технологии программирования как действия публичного, рассчитанного на общественное понимание и поддержку.
Статус программы правительства в Конституции не определен (там нет нормы, что программа правительства это закон, что она суть договор правительства с парламентом, а также нет нормы, что в случае неутверждения этой программы парламентом правительство идет в отставку). Попытка нынешнего Премьера развернуть вокруг Программы публичную поддержку (давление, торг, шантаж, можно назвать как угодно) - это по сути попытка создать прецедент вне правового поля. Однако вопрос статуса правительственной программы это конституционный вопрос.
Если при таком подходе к ситуации правительству понадобятся дополнительные полномочия, и оно их получит (?) от Президента (?), то после смены премьера, эти полномочия нужно будет вернуть обратно? Что такое полномочия по прецеденту, как они выглядят с точки зрения технологии исполнительной власти (распределение полномочий между Президентом и Премьером).
Если данное правительство окажется инициативным и предложит не просто некие содержательные реформы, но и новую форму выполнения реформаторской правительственной программы, оно неизбежно должно будет столкнуться с необходимостью изменения Конституции.
Пока же на этапе подготовки правительственной программы были сделаны традиционные ошибки:
1) программа готовилась непублично, закрыто;
2) к разработке программы не были привлечены ни депутаты, ни внешние эксперты, как будто правительственная программа является программой деятельности только одного правительства, а не совместной деятельности всех ветвей власти (в силу этого не совсем корректно ставить вопрос от совместной ответственности за программу, в разработке которой парламентарии не принимали участие).

Источники силы в политике Украины

Связка Президент - Парламент всегда являлась конфликтной. В последнее время этот конфликт превратился в конфликт между разными олигархами и между олигархами с одной стороны и мелкими лоббистами с другой стороны.
Три источника силы в политике Украины - это олигархи, Россия, Запада. Эти источники силы неравноценны. Россия заинтересована в Украине в значительных кусках собственности и в контроле на стратегические области ее экономики. Мощь России позволит ей переиграть местных украинских олигархов или вступить с ними во взаимовыгодные соглашения. Поэтому стратегически важным является вопрос - Украина сама будет создавать правое поле в политике, с патриотической направленностью, или Россия превратит правое поле в сферу деятельности компрадорской буржуазии, в деятельность олигархов на службе у России.
Существует вероятность того, что в ближайшее время в политическом пространстве и, прежде всего, на парламентском поле будут созданы мощные правые силы.
Президент уже не сможет выгодно выглядеть на фоне правого парламента, и его конфликт с парламентом переместиться в конституционное поле:
1) использование Президентом результатов возможного референдума в контексте изменения конституционных норм;
2) попытка со стороны Парламента определения описанных выше прецедентных полномочий Президента, которые не урегулированы в Конституции.
Дело не в том, что будет делать в ближайшее время Премьер, а что будет делать Президент и Парламент.
Действия правительства во многом зависят от того, каким будет парламент, насколько его большинство будет действовать на правом политическом поле.
Действия правительства во многом зависят от того, насколько Президент будет поддерживать правительственную программу, войдет ли эта программа в противоречие с реальными шагами внутри прецедентной активности Президента (описанной выше). Например, изменит ли Президент в связи с новой правительственной программой свою позицию по направлению Х, если она войдет в противоречие с программой правительства?
Здесь есть две позиции для анализа:
- изменится ли позиция Президента (на него давят олигархи, Запад, Россия);
- в Парламенте формируется правое поле новых партий.
Левые силы окончательно превратились в реакционеров - они не производят инициативы и не действуют больше на опережение, а реагируют на инициативы олигархов и выступают в роли обиженных.
Правые партии представляют собой по существу лоббистские группы. Они заявляют себя как центристы. Однако центризм не является идеологией, не является программой деятельности, центризм это "позиция между левыми и правыми". Когда левые ослабевают, а правое поле укрепляется, центризм теряет свою позицию.
Поддержка действий правительства со стороны партий предполагает наличия реальной публичной сферы действий правительства, позволяющей партиям предлагать конкретные шаги действий правительства. Правительство должно быть готово реагировать на инициативы со стороны партий.
Действия правительства таким образом оказываются в пространстве целого ряда источников силы и субъектов власти. Это означает, что деятельность правительства должна быть направлена на взаимодействие с этими силами (подавление, привлечение, противодействие, ограничение и т.д.) Всякий раз, когда эксперты или бывшие министры говорят, что нужны процедуры банкротства, приватизация или нужно расплатиться по долгам, нужно говорить, какие группы или институты против банкротства, приватизации и выплаты долгов. Какие группы или институты против какой схемы приватизации, банкротства или ликвидации долгов. Существуют схемы банкротства, приватизации и ликвидации долгов, которые могут быть поддержаны всеми. Если кто-то не может предложить и отстоять эти схемы, то это вопрос непрофессионализма, а не идеологии, отсутствия поддержки и т.п.

© 2001 "PART.ORG.UA"