Телекритика | «Точка зору» http://www.telekritika.kiev.ua/


21.09.2001 17:18
CNN «на службе» у террористов

Благодаря CNN торговый центр упал не один раз, а сотни раз. CNN снова и снова показывала картинку падения цитадели либерализма, вбивая это зрелище в головы людей по всему миру. Те, кто праздновал победу, могли насладится сполна. Те, кто переживал ужас и растерянность, имели возможность дойти до шокового состояния. Падение башен торгового центра в исполнении CNN — ужастик наяву с голивудским размахом. Стоимость постановки оценивается в несколько десятков миллиардов долларов и тысячами человеческих жизней. Чем не логичное продолжение Америки Голливуда? Голливуд создал Америку, он же подсказал и картинку крушения ее символической основы.

Погибшие террористы и организаторы террора — прилежные зрители голливудских фильмов и дети эпохи CNN. Без новостей CNN конструирование нового представления о реальности было бы невозможно. Нынешнюю эпоху по праву можно назвать эпохой Голливуда и CNN. Первый конструирует значимые символы. Вторая — отыскивает их в реальности и подобно молоту вбивает в головы граждан по всему миру.

Терроризм, являясь демонстративной символической войной отверженных, возможен только в мире современных СМИ. Разрушая символы западного мира, террористы создают информационные поводы такой силы, замолчать которые западные средства массовой информации не в состоянии. С другой стороны, террористы очень часто сообщают СМИ о готовящихся террактах, так как демонстрационная составляющая — их главное оружие.

Сообщили ли террористы CNN о готовящихся террактах и месте их проведения, или организаторы террора просто правильно просчитали реакцию телевизионщиков, неизвестно. Во всяком случае, наличие пяти разных планов и панорамной съемки попадания самолетов в башни торгового центра свидетельствует о хорошей подготовке телевизионщиков. Благодаря всемирной службе теленовостей, кадры символического падения основы западного мирового порядка сослужили неплохую службу для рекламы мощи терроризма.

Во время второй мировой войны немцы, сколько ни старались, не смогли разрушить Кремль. Рейхстаг же был разрушен только в конце войны. Нынешняя террористическая война начинается с разрушения главных американских символов, воздействуя при помощи теленовостей на сознание граждан мира. Запечатленные кадры истории будут рассказывать потомкам, как злые ангелы на крыльях подлетают к вечным башням, врезаются в них со страшной силой, и цитадели старого добра рушатся до основания.

С этой точки зрения, всемирная служба новостей, прекрасно справляющаяся с задачей распространения западных ценностей, точно так же может справиться с задачей их расшатывания. Прежде всего основой массового сознания Запада являются созданные им самим о себе мифы. Именно существование этих мифов угрожает сегодня западной цивилизации, угрожает ее ценностям — праве на жизнь, на свободу, на собственность. Поэтому CNN, будучи последовательным сторонником западных ценностей, исправно крушила мифы, которые до этого сама же и вбивала в головы телезрителей.

CNN на наших глазах крушила голливудские мифы, а национальные телеканалы нехотя в этом участвовали

Не понимая часто сути происходящего, идя наощупь, используя привычные клише, национальные новостные телеканалы исправно повторяли за CNN не только все мелчайшие подробности, но и всю символическую структуру повествования об этой трагедии. Никто из теленовостийщиков даже не попытался самостоятельно работать в символическом пространстве происходящего. Написали CNN рубрикатор «Америка под ударом», и все теленовости исправно повторили эту идеологемму. А ведь удар был направлен не на Америку — на весь западный мир. Об этом свидетельствует список погибших, об этом свидетельствует решение НАТО. Но неумение помыслить дальше, нежели это делает CNN, свидетельствует о полном отстранении национальных теленовостей от производства смысла на уровне международной политики. Их удел — вторичный комментарий международных событий и управление смыслом национальных событий.

Как только «похороное бюро» CNN принялось исполнять ритуал погребения голливудских мифов, национальные телеканалы хором стали подпевать «мир праху их», не очень-то и разбираясь, какие мифы мы хороним. Попытаемся вкратце изложить этот мортиролог.

Миф о неуязвимости США. Аксиома неуязвимости США опровергнута раз и навсегда. На своей территории, в самом сердце страны, без всяких ракет и высокотехнологичного оружия Америка была уязвлена.

Миф о всесильности американских спецслужб. Если американские спецслужбы не могут защитить собственную территорию — Пентагон, Белый Дом, важные бизнес-объекты, то как они могут защитить весь мир, на что уже давно претендуют в роли мирового жандарма?

Миф о героях свободы, противостоящих варварам, которые всегда найдутся и в последний момент спасут мир. Голливуд создал США, он же и подсказал способ борьбы с ними на символическом поле. Крушение башен в Манхеттене было спроектировано по чертежам голливудских режиссеров и показано CNN в голивудской манере — многократно, с выверенной эстетикой ужаса.

Миф о ядерном зонтике и прочей ПРО как новом слове концепции безопасности. Какой смысл тратить многомиллиардные суммы на защиту от очень дорогостоящего ракетного удара, если менее дорогостоящим способом противник может нанести не менее ощутимый удар?

Миф о неизбывном благородстве стран свободы. Под вопросом оказался миф о самом либерализме. Имеет ли право свобода на подавление дикости силой и ценой многих смертей? Готова ли западная цивилизация пойти на тотальное уничтожение стран ислама для нейтрализации угрозы с их стороны?

Вот что происходило в тот день, и что должны были обсуждать в теленовостях, на следующий день, через день, в конце недели. Но этого не произошло…

Мощный отечественный телеканал новостей — условие национальной безопасности

Ни о чем таком нам не говорили национальные теленовости. Об этом не говорили и отечественные политики. Национальные тележурналисты и политики оказались 11 сентября 2001 года не готовы к ситуации. Ни адекватно комментировать, ни высказавать позицию национального интереса они оказались не в состоянии. Находясь в среде общения консультантов и экспертов, можно было слышать намного более профессиональные и смелые оценки и комментарии. Но они, наверное, не нужны нашим теленовостям. Ведущим теленовостей во много раз легче связаться с российскими экспертами, нежели попытаться отыскать отечественных экспертов.

Многие отечественные телеканалы даже не оценили масштаб события 11 сентября 2001 года. Они не уделили ему достаточно внимания, и не перешли в непрерывный режим информирования. Ни один отечественный телеканал даже близко не достиг того уровня информативности, какого достиг НТВ, который можно было смотреть только по кабельной сети. НТВ, фактически, дублировало CNN, ведя оперативный перевод их передачи. Теленовости - это средоточие жизненного опыта времени, показанное за прошедший день. Именно главной своей задачи отечественные теленовости не выполняют. Отечественные теленовости не двигались самостоятельно в содержании события 11 сентября. Они повторяли комментарии за другими телкомпаниями. Показали в других странах комментарии экспертов об управлении террористами самолетами, и наши тележурналисты показали комментарии наших экспертов. Не показали зарубежные телекомпании невыгодную для них часть информации о возможном обвале фондовых бирж, и мы об этом умолчали.

Теленовости Украины двигались исключительно внутри логики, предлагамой иностранными телеканалами. До сих пор многие обстоятельства терракта остались неясными отечественным телезрителям.

Что нужно делать в случае попадания в завал, как правильно вести себя, когда происходит обвал здания? (привлечение экспертов по чрезвычайным ситуациям).

Как правильно вести себя в случае захвата самолета? (привлечение экспертов по таким ситуациям).

Сколько строений обрушилось или пришли в негодность вокруг торгового центра? Как это можно оценить с точки зрения правил застройки и архитектуры высотных зданий? (привлечение экспертов-архитекторов).

Что будет с международным рынком, и не пора ли гражданам здавать долларовую валюту? (привлечение финансовых аналитиков и экспертов по экономическому прогнозу).

Какова позиция Украины в этих событиях? Каковы возможные последствия для нас? В чем наш интерес? Интерпретацию событий необходимо было спросить у большого числа отечественных политиков и общественных деятелей. Если у телеканала нет ресурсов, нужно создавать кризисный штаб управления содержанием новостей, куда приглашать экспертов, аналитиков, политиков.

На фоне прагматичных комментариев политиков России комментарии украинских коллег, за редким исключением, выглядели как жалкие блеянья. В Украине много интересных политиков, экспертов, аналитиков. Почему же было так мало содержательных комментариев? Почему в тот же день не был собран круглый стол отечественных политиков, экспертов, журналистов для оценки сложившейся ситуации?

Напрашивается вопрос, где это все? Ответ простой — отечественные теленовости не ощущают своей ответственности за недоставленную информацию. Отечественные теленовости не представляют национальный интерес, их самооценка занижена до информирования в рамках доступного. Обратная связь не изучается новостными телеканалами, вопросы телезрителей не анализируются. То есть фактически новостного телерынка нет. Есть кое-какое новостное информирование на телевидении, качество которого необычайно низко. Компетенция этого информирования распространяется на пространство нашей страны, а события из-за рубежа передаются в интерпретации чужих СМИ. Видеть зарубежный мир так, как он сам о себе рассказывает, — является угрозой нашей национальной безопасности.

Называя теленовости национальными, мы имеем в виду прежде всего государственный интерес, который они должны преследовать. Это тем более важно в нынешнее время, когда западный мир вступает в полосу кризиса. Без мощного отечественного новостного телеканала, имеющего компетенцию говорить не только о внутренних, но и о внешних событиях, мы будем постоянно находиться под угрозой неадекватного понимания происходящих в мире событий. Без мощного новостного телеканала мы не построим не то что мировое или европейское, но даже национальное государство.

Сергей Дацюк, эксперт СМИ и PR