Телекритика | «Точка зору» http://www.telekritika.kiev.ua/


23.11.2001 15:20
Телевидение на выборах: события и лидеры, которые нас ожидают

Телесобытия на выбор

Близятся выборы, и политическим прогнозам несть числа. Об интригах и о том, кто с кем и за сколько, вы прочитаете в других материалах. О том, за кого будут те или иные телеканалы, тоже наверняка кто-нибудь расскажет. Нас же будет интересовать простой вопрос: не устанем ли мы во время выборов от надоедливой политической рекламы и чего интересного нам будут готовить «жмейкеры» и политтехнологи разных мастей.

С точки зрения новостей телевидения, события бывают трех видов: зрелища, содержательные инициативы и реакции на происшествия. Не нужно доказывать, что в украинских теленовостях преобладают реакции на происшествия. Нечто происходит совершенно стихийно (уничтожение самолета, катастрофы, болезни, скандалы и т.п.), а некоторые полисимейкеры могут это комментировать с известной задержкой во времени. Нередко мы становимся свидетелями зрелищ (уличных демонстраций, демаршей, выступлений, столкновений), то есть публичных акций или действий, рассчитанных на восприятие аудитории, справедливо называемых популистскими. Очень редко мы можем наблюдать содержательные инициативы, тем более такие, которые затрагивают большинство людей, являются для них интересными и поддерживаются ими. Еще реже наши политики умеют совмещать эти три типа событий в одно и то же время.

Зрелища обычно работают на уровне здравого смысла, они рассчитаны на внешний эффект, стремятся поразить воображение самой широкой аудитории. Содержательные инициативы порождают особый тип событий – развитие (группы, части населения, партии, региона, страны). Содержательные инициативы вызывают дискуссии в обществе, становятся основой «новостных сериалов», порождая целую цепь связанных с ними других событий. Содержательные инициативы порождают также реакции других политиков, вынуждая их комментировать чужое содержание. Телевидение пока мало подмечает и не умеет формировать содержательные инициативы. Телевидение все еще мало зависит от зрителя, особенно в выборе своих политических телепрограмм. Телевидение большей частью предлагает ангажированные интерпретации стихийных происшествий «своих» лидеров. «Чужие» лидеры на телеканалы в период выборов попадают редко, их интерпретации, зрелища или содержательные инициативы подлежат жесткой цензуре или их подают с комментарием, нейтрализирующим само содержание.

Много стихии в наших новостях, мало инициатив на опережение, много реакций и комментариев на происходящее помимо политической воли, мало зрелищ, которые были бы приемлемы для власти и интересны аудитории. Поэтому на выборах мы имеем опасность разворачивания борьбы за право и оперативность интерпретаций, а вовсе не за зрелища или содержательные инициативы. С одной стороны, это связано с той журналистикой, которая существует на телевидении, с другой стороны, это зависит от бедности рынка предложений зрелищ и инициатив в политике.

Поскольку мажоритарные кандидаты и партии не умеют производить ни зрелища, ни содержательные инициативы, им остается одно – бороться за исключительное право и приоритетность реакций на события в телепрограммах. Только в условиях борьбы за право и оперативность интерпретаций происходящих событий имеет значение наличие или отсутствие у партий или кандидатов «своего» медиа-ресурса. Зрелища и становящиеся популярными содержательные инициативы имеют свойство пробивать себе дорогу сами: они сами завоевывают себе информационное пространство в «чужих» медиа-ресурсах. Бедность рынка предложений зрелищ и содержательных инициатив связана не столько с отсутствием идей такого рода, сколько с нерешительностью тех политических лидеров, которые собираются участвовать в выборах.

Лидеры на телевидении

По источнику происхождения лидерства лидеров можно разделить на три типа: административные лидеры, харизматические и лидеры мнений. Административные лидеры производятся в ходе успешной административной карьеры, в административные лидеры также назначают свыше. Харизматические лидеры это сильные, волевые, энергичные люди, которые увлекают за собой особой притягательностью (харизмой). Лидеры мнений являются социологическим предпочтением политика по характеристике «доверие».

В различные периоды истории потребность в том или ином типе лидерства различна. В относительно спокойные периоды стране достаточно административного лидерства — простая поддержка граждан на выборах или опыт работы на высоких должностях позволяют стране произвести лидеров, которые выполняют формальные функции лидерства в государстве. В неспокойные революционные периоды возрастает роль харизматичных лидеров — обществу нужны люди, которые могут повести людей за собой. В периоды затянутых революций, в так называемые смутные времена, когда появляется много желающих половить рыбку в мутной воде, возрастает роль моральных лидеров, которые имеют честность, порядочность, ответственность и т.п.

Харизматический лидер чаще всего производит зрелища, и иногда – содержательные инициативы. Лидеры мнений и административные лидеры чаще всего производят интерпретации произошедшего или сделанного его коллегами (подчиненными). Административные лидеры гораздо реже, нежели лидеры мнений отваживаются на содержательные инициативы. В процессе выдвижения и осуществления содержательных инициатив лидер может становиться общенациональным лидером. В этом смысле роль телевидения нельзя переоценить, и наше телевидение пока не готово представлять инициативы политиков с точки зрения их значимости, а не политической принадлежности.

Доверие лидера мнений и энергичность харизматика, как показывает наш политический опыт, не всегда могут соседствовать в одном и том же лидере. В нашей стране с невероятно большим недоверием к власти общенациональными лидерами могут становится политики, просто выглядящие честными людьми, которые при этом вовсе не являются харизматиками. Таким образом доверие ныне является для избирателей ценностью более важной, нежели энергичность или решительность политика. Неизвестно, сохранится ли предпочтение доверия перед энергичностью к выборам. Поэтому с точки зрения электората в нынешней избирательной кампании телевидение должно развернуть серьезную борьбу между лидерами, несущими ценности «энергичность» и «доверие».

В Украине существуют лидеры социальных групп, лидеры кланов или партий, лидеры отдельных регионов страны. Общенациональный лидер — более сложное образование, которое возникает в процессе выдвижения и осуществления содержательных инициатив общегосударственного уровня каким-либо лидером. Иметь лидерские качества (по статусу, по энергичности, по доверию) не означает еще быть содержательным лидером. Содержательным лидером становятся на фоне других лидеров, выдвигая и осуществляя содержательные инициативы.

Сегодня у нас есть шесть лидеров: Медведчук, Витренко, Тимошенко, Ющенко, Литвин, Симоненко. Медведчук, Литвин и Симоненко являются административными лидерами. Витренко и Тимошенко являются харизматическими лидерами. Ющенко пока является лидером мнений. У каждого из них потенциально есть возможность стать содержательным лидером и затем лидером общенациональным. Общенациональное лидерство само по себе не возникает внутри административного, харизматического или даже лидерства мнений, если данный лидер не является содержательным лидером.

Содержательное лидерство предполагает, с одной стороны, разворачивание дискуссий в обществе по поводу создания проекта своего государства и, с другой стороны, готовность внутри этих дискуссий произвести лидера процесса осуществления этого проекта. Телевидение является не только прямым и непосредственным участником процесса дискуссий, оно должно способствовать этим дискуссиям. Поэтому создание атмосферы содержательной конкуренции в обществе для производства общенациональных лидеров есть главная задача телевидения на период выборов.

Что будет делать телевидение как самый мощный посредник общественной коммуникации в этой ситуации? Будет транслировать интерпретации «своих» лидеров на фоне происходящих стихийно событий или предложит публичную конкуренцию содержательных инициатив различных лидеров? Будет увлечено интересными зрелищами харизматиков, которые нельзя замолчать, или станет скучным от агрессивной политической рекламы? Какие события и каких лидеров предложит нам телевидение на выборы?

Сергей Дацюк, эксперт ТВ