ЧУДЕН ДНЕПР...

Чуден Днепр при тихой погоде... Н.В.Гоголь

На местном сленге Днепропетровск сокращенно называется "Днепром", и нам хотелось бы в продолжение начатого в статье "Элиты и города Украины" сказать несколько слов об этом городе, поскольку волею судьбы этот город - наша малая Родина, вместе с которой мы живем и в котором сложились наши судьбы и характеры.

Этот промышленный и интеллектуальный гигант, расположенный у первых днепровских порогов, всегда занимал особое место как в жизни Украины, так и в жизни Российской империи и Советского Союза. В одном из анекдотов отмечается эта роль: "В Российской империи было три эпохи: допетровская, петровская и Днепропетровская." Мы не можем однозначно сказать, как расценивать в истории Украины продолжающуюся "Днепропетровскую эпоху", как говорят - со стороны виднее.

В истории Днепропетровска, как современной, так и предыдущей, причудливо переплелись мифы и реальность, поэтому нам представляется необходимым совершить небольшой исторический экскурс.

Первые поселения на территории современного Днепропетровска относятся к эпохе палеолита 40-16 тысяч лет тому назад, и с тех пор на этой территории непрерывно жили люди, впитавшие в себя все события и влияние всех народов, прошедших через этот край. Первым поселением городского типа на территории Днепропетровска является польская крепость Кодак, построенная над первым днепровским порогом Кодак знаменитым исследователем Украины французским инженером Гийомом Левассером де Бопланом. Успешно построенная крепость так же успешно была разрушена сразу после постройки запорожскими козаками под командованием гетьмана Ивана Сулимы в 1635 году. Далее козак "головного в С¦ч¦ куреня Кущ¦вського ре¤стру" Грицько Нечеса, а в простонародье граф Григорий Потемкин заложил "Южную Пальмиру", названную им в честь своей любовницы Екатеринославом. Находясь на краю "Дикого поля", на пересечении водного торгового пути из Варяг в Греки и Чумацького шляху, являясь ключом между козацким запорожским югом и остальной Украиной, Екатеринослав с момента заложения планировался как редут и ключ всего влияния империи на земли Новой России и, увы, этого влияния на судьбы государства не утратил до сих пор.

И если смотреть на Судьбы Киева и Днепропетровска с позиций символизма, видны разные исторические символы городов: Киев закладывался на правом, западном берегу Днепра и развивался на левый как распространение европейского влияния с Запада на Восток, а Днепропетровск (Екатеринослав, т.к. история Кодака была прервана) закладывался на левом, восточном берегу и перемещался на правый как распространение евразийского, а может точнее, азийского имперского влияния с Востока на Запад. Во многом эти черты различной исторической доли сохраняются до сих пор.

Исторический экскурс по Днепропетровску осложняется наличием нескольких градообразующих факторов, вокруг главенствующей роли каждого до сих пор ведется дискуссия.

Южная окраина Днепропетровска проходит по знаменитым Днепровским порогам, которые контролировали вплоть до построения ДнепроГЭСа вольные лоцманы, жители Лоцманской Каменки, запорожские козаки, не лишенные этого звания даже при всеобщем закрепощении. И если доекатеринославская экономика города базировалась на козачьих доходах и сельском хозяйстве, то имперский период истории характерен бурной индустриализацией и освоением края русскими и иностранными промышленниками.

Уничтожив Запорожскую Сечь, Екатерина реализовала польскую идею форпоста, отсекавшего влияние Запорожья на Украину и препятствовавшего возрождению Сечи. Край необходимо было заполнить переселенцами, чтобы поглотить автохтонное население. С этого момента начинается и криминальная история Днепропетровска - переселенцами в основном были асоциальные элементы и ссыльные. Значительный вклад в эту часть истории внес и сам граф Потемкин, расхищая и растрачивая казенные деньги, строя вместо этого "потемкинские деревни". О, как причудлива ты, матушка-история, и как в современных потомках незабвенного графа выплывают столь узнаваемые черты! В конце концов такая политика Российской империи привела к перемещению центра украинского самосознания с Запорожской Сечи на Западную Украину и к усилению того раскола Украины, который мы знаем ныне: на Западную (Правобережную) и Восточную (Левобережную) Украину.

Процесс денационализации территории Запорожской сечи, а на территории Днепропетровской области было расположено пять из шести Сечей, и только одна - на Хортице, а вся область была густо укрыта запорожскими военизированными поселениями-зымивныкамы не прекращался практически до настоящего времени. Менялись режимы, формы и методы, менялись проводники этой политики, но суть оставалась прежней. В результате представителей региональной элиты можно условно разделить на следующие группы: с сохраненной национальной самоидентификацией, ориентированной на государственность; с размытой самоидентификацией, не имеющих четкой ориентации; не имеющих какой-либо самоидентификации, ориентированных на различные формы реинтеграции с Россией, вплоть до восстановления Советского Союза.

Особую роль в истории города играла и играет еврейская диаспора. Сложившиеся тысячелетиями религиозно-культурные традиции этого народа, а также необходимость выживать в условиях самых различных государств, превратили их в хорошо сплоченную группу населения. А поскольку принадлежность к еврейской национальности определялась не принадлежностью к этнической группе, а принадлежностью к иудаизму - ему удалось максимально сохранить свою самобытную культуру и духовность. И может быть избранность еврейского народа состоит именно в том, что произошел как бы "естественный" отбор, в результате которого выжили именно те, кто наиболее предприимчив, наиболее подвижен, наиболее изворотлив, иногда вопреки моральным принципам общества, но никогда вопреки интересам своему национальному меньшинству. Местная еврейская община дала миру светочей еврейской религиозной мысли, талантливых деятелей искусства, и целый ряд успешных предпринимателей, которые контролируют достаточно значительные отрасли промышленности как в городе, так и в стране, активно влияют на формирование политических взглядов не только региональной, но и столичных элит Киева и Москвы.

Официальная история Днепропетровска настолько многократно переписана, если не сказать фальсифицирована, что для изучения формирования менталитета "днепропетровской элиты" необходимо больше уделять внимания изучению реальной истории этого города. В целом, история города - это череда попыток уменьшить его политическое влияние: разрушение Кодака и заселение окрестностей ссыльными; неоднократное урезание территории области и создание новых областных центров: Юзовка (Донецк), Александровск (Запорожье) и др.; постоянное соперничество с городами областного подчинения - Кривым Рогом, Павлоградом; перманентный конфликт с Киевом.

Своеобразие города наложило свой отпечаток и на представителей днепропетровской элиты, которую далеко не всегда можно назвать региональной. Среди ее представителей Дмитрий Яворницкий, "останн¦й лицар козацтва", творец "Собора" Олесь Гончар, Елена Блаватская, одна из столпов эзотерических течений, Любавичский Ребе, один из столпов ортодоксального иудаизма, Леонид Брежнев, творец эпохи застоя, "политический деятель времени Аллы Пугачевой", Президенты Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев, Иосиф Кобзон, один из почетных граждан Днепропетровска, Иван Сокульский, поэт и диссидент, названный одним из "узников совести" в Нобелевской речи Андрея Сахарова, Павел Лазаренко, швейцарский "узник", Мильченко-"Матрос", местный Робин-Гуд, ставший криминальным авторитетом и многие другие. Не все уроженцы Днепропетровска, но все жители на определенном этапе своей карьеры и носители его менталитета.

Особую роль играла закрытость города, дававшая, с одной стороны, экономическую базу населению, сравнимую с обеспеченностью жителя столицы, с другой, - поощряя властный беспредел и удерживая очень жесткую систему власти - вплоть до того, что межреспубликанская спецпсихушка находилась именно здесь.

Во все времена отмечалось достаточно четкое разделение интересов Днепропетровска и области. Это разделение выливалось в практически перманентные конфликты между областной и городской властью, при этом такие градообразующие предприятия, как "Южмаш", от областной власти не зависели, и больше ориентировались на интересы городской элиты или пользуясь своим особым положением, вообще чувствовали себя хозяевами в городе. И если область даже не по национальному составу (и в городе и в области преобладают украинцы) больше ориентировалась на Киев, то город был больше ориентирован на тогдашнюю столицу - Москву. Наличие целого ряда научно-промышленных и административных комплексов всесоюзного значения в определенной степени порождало перманентный конфликт региональной элиты с киевской, так как нередко служебная карьера продолжалась в Москве, минуя Киев.

Еще одна особенность "днепропетровцев" в том, что переезжая в любую из столиц, они декларируют верность ей, но на деле сохраняют верность клану, а не региону. Днепропетровск всегда был некоей "кузницей кадров" - гибридом плавильного котла и стартовой площадки.

Как происходило формирование "днепропетровского клана"? В течении всего периода советской истории наиболее ценилась преданность идеям партии, что было главным критерием отбора на руководящие должности и последующей служебной карьеры. Ну а поскольку партия всегда была достаточно персонифицирована, то преданность выражалась и воспринималась четче всего через преданность конкретной личности или группе лиц в этом самом руководстве. Значение Днепропетровска как крупнейшего индустриального центра юга страны предопределило возникновение именно здесь своеобразного инкубатора кадров, переросшего затем в некий заповедник, где каноны и традиции служебных взаимоотношений сохраняются неизменными в течении десятилетий, вплоть до того, как на чиновничьем междусобойчике наливается водка в рюмки, кто и как произносит тост и как на него необходимо ответить. Надо сказать, что местные чиновники небезосновательно гордятся традициями и уровнем местной административной системы, опыт которой до сих пор активно изучается чиновничьей братией со всей Украины. И не их вина, что эта система, эффективно действовавшая в условиях жесткой централизации, не всегда реализует свои возможности в современных условиях. Хотя, по опыту Днепропетровска, мы убеждаемся, что безвластия и беззакония не бывает, вопрос лишь в том, чьи интересы обслуживают власть и закон.

Насколько же чуден современный Днепропетровск? Как говорят, очень чуден... У кормила власти в Украине стоит целая плеяда днепропетровцев, вышедшая из самых различных ответвлений ее на местном уровне. Если судьба Леонида Кучмы и его ближайшего окружения в основном была связана с партийно-хозяйственной деятельностью на "Южмаше", то Валерий Пустовойтенко уходил в Киев с поста мэра Днепропетровска, а предыдущий премьер-министр даже во времена своего премьерства оставался председателем областного Совета и народным депутатом от сельского района, граничащего с Днепропетровском. И как мы видим, уже упоминавшиеся варианты региональных конфликтов между военно-промышленным комплексом государственного подчинения и городской и областной властями, между городской и областной властями перенеслись в Киев, где представители различных ветвей днепропетровской элиты продолжают отстаивать свои интересы.

Город сейчас - один из развивающихся мегаполисов Украины, и его не всегда гармоничное развитие связывали и связывают с двумя именами: Павла Лазаренко, в бытность которого губернатором были демонстративно и с большой помпой закончены такие мегадолгострои, как автовокзал и метрополитен, что в минимальной степени решило транспортные проблемы, зато позволило вышеупомянутому господину с имиджем "хозяина" благополучно отбыть в Киев, для продолжения своей "хозяйственной" деятельности в общегосударственном масштабе; и Николая Швеца - городского головы, умеющего убеждать коммерческие структуры в необходимости обустроить центр города, при полном пренебрежении окраинами. И в этом городской голова видимо прав: те же коммерсанты сами обустраивают и окраины, строя там целые шикарные районы особняков.

Но плана развития города нет, а он без сомнения нужен. Учитывая влияние Днепропетровска на геополитику не только Украины, но и всего пространства б.СССР, ведущая роль в нем должна отводиться именно вопросам гуманизации политики, что должно включать в себя ряд мероприятий: изучение реальной истории города и максимальное предание ее гласности; изучение общественного мнения, выявление различных социальных групп, убеждений и мотивов, их разделяющих и объединяющих, их устремлений; широкая дискуссия о будущем города, конкурс на план его развития, соответствующий его месту в истории, настоящем и будущем, что избавит региональную элиту от комплекса провинциализма и космополитизма; разработка комплексной программы по "духовной репатриации" мигрировавших днепропетровцев: от их поиска до побуждения к поддержке региональных интересов; в управленческом плане ориентация местной бюрократии на меры, кардинально улучшающие условия и уровень жизни горожан, используя все возможности городского хозяйственного комплекса.

Трагичность ситуации в том, что до сих пор не созданы условия или нет личности, способной разрубить этой региональный узел, объединив региональную элиту и создав стратегию развития региона, как в интересах Днепропетровска, так и всей Украины. И если Днепропетровск волею истории и в силу своего геополитического положения вынужден влиять на государственную политику, то эта его позиция должна быть осознана региональной элитой. Вопрос осознания необходимости принятия элитарной конвенции внутри региональной элиты стоит наиболее остро, поскольку в силу сложившейся ситуации отсутствие такой конвенции сказывается не только на региональном, но и на государственном уровне.

Инициатором разработки такой конвенции могли бы быть не только региональные лидеры, не только городская общественность, но и представители элит столицы и регионов. На городском уровне крайне необходима проработка стратегических вопросов развития города, внедрение этих идей в массовое сознание, широкое публичное освещение и обсуждение наиболее перспективных и животрепещущих вопросов развития города. Пора перейти от вымащивания брусчаткой центральной части города как в Днепропетровске, так и в Киеве к более серьезным программам исследования, от проработки и решения проблем внешнего вида центров городов к проблемам всего градообразующего комплекса в целом. Европейскость города определяется не рекламным видом фасадов, а комфортностью проживания обычного жителя в конкретном городе.

Какая же альтернатива Днепропетровску, как одному из городов Украины, самодостаточному, живущему своей жизнью во всех ее проявлениях, партнеру Киева, Донецка, Москвы, Вашингтона, Бостона?.. "Нереальная": Южная столица, как Акмола в Казахстане, Нью-Йорк в США, Санкт-Петербург в России. Эта альтернатива возможна только в результате установления авторитарного режима одного из "днепропетровцев" и его запредельной любви к Днепропетровску. "Пессимистическая": в результате социальных катаклизмов в стране и прихода к власти человека, люто ненавидящего Днепропетровск, - угасание города вместе со всей страной, полное его исчезновение в духовном и физическом плане.

К счастью, на протяжении всей человеческой истории пессимистические прорицания сбываются гораздо реже, чем прогнозируются, гораздо чаще находится выход из любых, даже самых безвыходных ситуаций. Поэтому остается надеяться на то, что как всегда, рано или поздно возобладает здравый смысл и наше общее будущее будет гораздо более оптимистичным, чем кажется сейчас.

А.Логвинов Д.Логвинов Е.Цюпа
г.Днепропетровск

Для почты Редакция XYZ