1 При этом необходимо учитывать, что противоположность знакотканой реальности вообще идет не по линии "текст - физическая реальность", как у Руднева. Текст может быть "реальным" (невымышленным - хроникой "реальных" событий, например), поведение в физической реальности - знакотканым (например, театральное поведение). Естественно, что это противопоставление снимается восприятием с мета-позиции любой реальности как знакотканой (при сохранении различия в уровнях). Вернуться
2 Ср. у Руднева: "Можно сказать, что для людей почему-то важно, чтобы что-то считалось вымышленным, а что-то оставалось реальным. Вероятно, потому, что вымышленное - это более просто организованное, им легче манипулировать. Вымысел - это упрощенная... реальность. (Руднев 1996, 159) Вернуться
3 Под "событиями" я в данном случае понимаю акты поведения. Вернуться
4 Сам термин "бессознательно знакотканое поведение" требует некоторого разъяснения. Для самого агента поведения оно предстает как реальное, естественное, повседневное. Однако цели данного поведения, как они представляются агенту, обычно отличаются от целей, которые преследует агент сознательного знакотканого поведения, определенным образом "включая" данное естественное поведение контрагента. Агент бессознательного знакотканого поведения не "знакоткет" свое поведение, оно "знакоткется" другим, который и знает о пребывании данного поведения в сфере знакотканой реальности. Вернуться
5 Чтобы заметить эти закономерности и правила, которые позволяют уподобить поведение шахматной игре, необходимо находиться на мета-позиции по отношению к рассматриваемому поведению - определенной "языковой игре".. Нахождение "вне игры", которая представляется находящимся "внутри" "естественным" и единственно возможным поведением, способствует пониманию правил этой игры. В этом смысле мета-позиция - это позиция этнографа, позиция "удивления" тем, чему никто из людей в "естественной установке" (См. Семинар 3) не удивляется. Вернуться
6 Интересный пример подобного подхода - поиск Тойво Глумовым повторяющихся событий, свидетельствующих о прогрессорской деятельности Странников на Земле - в романе А. и Б. Стругацких "Волны гасят ветер". Вернуться
7 См. например, роман У. Эко "Маятник Фуко" (Эко 1995), который представляет из себя своеобразную энциклопедию ходов мышления и поведения, характерных для функционирования подобной "мифологии". Вернуться
8 Здесь мы имеем дело с конструкцией, описанной в Семинаре 4 как "текст в тексте" и связанной с наличием иерархии мета-уровней. На ум приходят гностические космогонии, состоящие из бесконечного числа сил, выстроенных в иерархию с убывающей степенью божественности.(См.?) Вернуться
9 Агент при осуществлении мета-управления - лицо или группа лиц, осуществляющих сознательное знакотканое поведение. Так как это поведение складывается из ряда фаз (планирование, режиссура, собственно театральное поведение и т.п.), одно лицо может быть автором, режиссером и исполнителем элемента "иллюзии" в поведении, эти функции могут быть и разделены. В случае совпадения целей реального поведения у лиц, исполняющих разные функции, можно говорить о "совокупном агенте" мета-управления. Возможны случаи, когда эти лица приглашаются со стороны и оплачиваются, являясь инструментами агента. В многоходовых стратегических комбинациях функции "агента мета-управления" могут исполняться бессознательным знакотканым поведением третьих лиц (для того, чтобы получить определенное поведение от А, с помощью мета-управления организуется определенное бессознательное знакотканое поведение В). Это- один из способов маскировки мета-управления (см. выше). Образ агента мета-управления может быть знакотканым полностью (включая образ "Я" и эмоции), либо частично в разной степени. Вернуться
10 Нарочитость, как мы знаем, имеет тенденцию переходить в пародию и характерна для нескрываемого поведения с "ролевой дистанцией" (См. Семинар 2) Кроме того, излишне точное выполнение правил всегда кажется подозрительным в рамках реального поведения. (Метафорой для описания этого может послужить пример со "слишком чистым золотом", из-за которого Румата был разоблачен доном Рэбой в романе А. и Б. Стругацких "Трудно быть богом".) Вернуться
11 Ср. "Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение невозможным для него." (Сунь-цзы 1995, 35) Вернуться
12 Ср. "Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом - у того шансов мало." (Сунь-цзы 1995,27) Вернуться
13 Сама по себе деятельность спецслужб всегда требовала применения изощреннейших форм стратегического поведения и маскировки, история шпионажа поэтому - важнейший источник изучения этих феноменов, которые при этом выступают в развитом и разнообразном виде. Вернуться
14 Поведение противника определяется приложением общего видения сложившейся ситуации к стоящим перед ним целям. Именно этим видением и надо "овладеть". Вернуться
15 Здесь мы отчетливо видим типологическую близость с применением принципа "текст в тексте" для "маскировки" границы между знакотканой реальностью и реальностью, как это описано, например, в "Сумме технологии" Лема для "фантоматики"(См. Семинар 4). Вернуться
16 Эта степень определяется существующей внутри совокупного агента стратегического поведения иерархией. Необходимость иерархии диктуется несколькими причинами - соблюдением тайны ( не зря Сунь-цзы все время подчеркивает, что о планах полководца должен знать лишь он сам - "Что знают двое - знает и свинья"), проблемой возможности понимания, которая зачастую ведет к необходимости применения мета-управления к своим же сторонникам, в бесконфликтной ситуации (см. выше), возможностью расхождения интересов во времени. Вернуться
17 Стратегом мы называем то лицо или группу лиц в иерархии агента стратегического поведения, которое внутри этой иерархии осуществляет исключительно сознательное знакотканое поведение. Вернуться
18 Подробнее об этом- в заметке Е. Островского "Элиты: тяжелая ноша стратегии" (рукопись) Вернуться
19 Выше мы все время говорили о том, как знакотканое поведение выдается за реальное (маневр за правильный бой), но не менее эффективным способом маскировки является выдавание правильного боя за маневр. Примером здесь могут послужить "потешные" Петра Первого, которые воспринимались его противниками как знакотканое, игровое поведение, не имеющее отношение к реальностям борьбы за власть, а затем оказались важным инструментом этой борьбы. В рамках подобной маскировки работает принцип "искусство как алиби", когда безобидный художественный перформанс может оказаться серьезной политической акцией, имеющей реальные последствия. Вернуться
20 Для "отсутствия формы", т.е. реального поведения, замаскированного знакотканым, достаточно, чтобы такого поведения не было, как в случае чистого театрализованного или игрового поведения. Практически здесь идет речь о чистой мета-позиции - мета-позиции по отношению к любому (своему либо чужому) поведению. Стратегическое поведение может стремиться к этому только в идеале, так как всегда имеет цель и остается поэтому "реальным" поведением. В этой связи Сунь-цзы говорит о "выгоде", которая всегда преследуется стратегическим поведением. (См. Конрад 1995, 246-247) Вернуться
21 Сорай в 18 в. пишет:" Эти положения являются не только основным законом для военных стратегов древних и новых времен; все те, кто, живя в этом мире и занимаясь жизненными делами, захотели бы развить большую деятельность, в такой же мере должны принять положения Сунь-цзы как высшее руководство" (Цит. по Конрад 1995, 246) Вернуться
22 Таранов предлагает в своей книге такие определения мета-управления в условиях конфликта: Вернуться
"Манипуляция - исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализовано обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные. Интрига - хитрый поведенческий маневр скрытого смысла, неузнаваемо запутанный для внешнего восприятия по мотивам, методам, целям. Первое, что она делает, это замутняет или вообще "отключает" внимание, затем блокирует осторожность, а далее - "плетет паутину, расставляет "капканы", роет ловушки. (Таранов 1995, 478-479) 23 Txy выступает здесь не как отражаемый, а как планируемый элемент -"будущее, запланированное в настоящем" (Лефевр 1973. 50) Вернуться
24 Лефевр толкует "рефлексивное управление" также как "особый способ получения информации о партнере", при котором Y получает информацию об X, поскольку сам ее в него заложил. (См. Лефевр 1973, 44) Вернуться
25 Во времени развернута любая схема управления, ибо по мере восприятия контрагента она погружается в прошлое. Речь здесь идет о большей или меньшей продолжительности воздействия схемы на контрагента - продолжительная "история" вызывает больше доверия к ее подлинности. Вернуться
26 В ситуации конфликта бесконфликтное мета-управление может использоваться для управления собственными последователями (в войне -войсками), т.е. конструировании совокупного агента мета-управления, часть которого будет осуществлять бессознательное знакотканое поведение (см. выше об иерархии).Ср. представление Сунь-цзы о том, что полководец должен привести своих солдат в "местность смерти", чтобы они храбро сражались, не имея иного выхода. Данную деятельность части совокупного объекта мета-управления по отношению к другой части мы будем называть "внутренним мета-управлением". Вернуться
27 Подробнее смотрите доклад Е. Островского "Реванш в виртуальном пространстве - почему бы и нет". Вернуться
28 За исключением случаев его сознательного обмана, при котором, естественно, возникает конфликт интересов. Вернуться
29 Даже в ситуации искания любви женщины за это могут бороться два претендента, применяя техники мета-управления (См. вышеупомянутый рассказ Лема "Корпорация "Бытие".) Вернуться
30 См. к примеру : А. Максимов "Как эффективно провести избирательную кампанию// Как победить на выборах. М. 1995, Д. Водотынский, Е. Егорова-Гантман, Ю. Косолапова, С. Разворотнева, Н. Ракитянский, Е. Светлицкая (Абашкина). М. Сиверцев "Политический консультант в российских избирательных кампаниях", М. 1995, энциклопедическая "Современная реклама" и т. д. Вернуться
31 Потребителя толкают к следующему рассуждению:" Меня убеждают купить что-то, я подумаю и свободно решу, нужно ли мне это..." Вернуться
32 Переход потребителя в "референтную группу", желаемый им, может осуществиться лишь при освоении всех сторон "формы жизни" данной референтной группы, а не только через покупку определенных товаров. В то же время такое потребление может стать действительно первым шагом при переходе в новую языковую игру. Вернуться
33 Использование СМИ как канала трансляции, однако, не исключает важности непосредственных контактов с потребителями-избирателями, что показывает достаточно успешное применение мультимаркетинга в рекламе и принципа "дверь в дверь" в избирательных кампаниях. Вернуться
Виктор Осипов
Сетевой журнал "XYZ"