ПОЛИТИКА

[20.09.2000 22:44]

Информатизация политики Украины: переход к новому качеству

    Политика осуществляется прежде всего в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение – информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

    Новые технологии настигнут Украину даже тогда, когда мы не будем обращать на них внимания. Уже сейчас можно прогнозировать, что через несколько лет Украину ожидает все более нарастающая информатизация всех сфер ее жизни, в том числе и политики. Она будет связана прежде всего с расширением «зоны» Интернет, а также внедрением технологий нового качества, родственных интернетовским. Уже сейчас можно сказать, что одним из следствий перемен будет отмирание некоторых аспектов государства. Большинство функций циркуляции финансовых средств переместится в область информационной среды, и государство частично потеряет контроль под этой сферой.

    Второе следствие этих процессов – их открытость, означающая, что останется мало «закрытых» зон для активного информационного обмена. Открытость обмена информацией – один из принципов Интернет. Этот принцип можно найти в декларации независимости киберпространства Джона Барлоу, где говорится, что государство больше не контролирует Интернет, который стал самостоятельной сферой, регулируемой собственными законами.

    Третье следствие информатизации политики – повышение интерактивности обмена политической информацией, что означает резкое повышение значения установления обратной связи с потребителем политической информации. Если раньше избиратели были пассивным объектом «пиаровских» технологий, то в будущем предполагается их активность в обмене информацией, следовательно – в процессе принятия решений.

    Возьмем проблему, максимально близкую к циркуляции политической информации в Интернет – развитие сетевых изданий и сайтов. В Украине уже полным ходом идет формирование рынка сетевой прессы, появились: «Юэй- тудэй», «Парт-орг-юэй», «Украинская правда» и пр. А всего в Украине около 400 электронных изданий, большинство которых, впрочем, не размещает материалов политического содержания. Функционируют сайты политических партий, политических лидеров, государственных структур и органов власти, аналитических структур и исследовательских центров. Удельный вес в «Укрнете» источников, размещающих политическую информацию, очень низкий – гораздо ниже, чем на Западе или в России. Хотя никто, наверное, точной статистики не вел. Если бум развития российского Интернет пришелся на 1997–1998 годы, то для нас ускорение этих процессов еще впереди. Но главное, что дала нам Сеть – это осуществление свободного и открытого информационного обмена между сегментами общества, минуя государственный контроль. В контексте этого глобального достижения сайты с политическим контентом потенциально являются принципиально новым и даже революционным способом публичной коммуникации субъектов политики. Во-первых, если раньше партия долго спускала на места какие-то циркуляры, то сейчас, в режиме реального времени все региональные партийные организации, имеющие доступ к Интернет, могут сразу увидеть, что происходит в партии, какие принимаются решения. Таким образом благодаря электронной почте и публичной коммуникации (одновременному открытому сообщению) резко увеличивается эффективность коммуникации. Во-вторых, для субъектов политики все большую актуальность приобретает доведение информационного обмена до уровня, когда обратная связь имеет содержательное значение. Это такой уровень, когда организация может на протяжении дня многократно обмениваться сообщениями, устанавливается плотная обратная связь с гражданами. И это не простое ускорение информационного обмена, он становится иным по качеству – сближающим людей в единую информационную общность. Со временем мы можем получить полноценную, невиданную по эффективности систему коммуникации в гражданском обществе, что будет означать новое качество публичной политики.

    Пока же развитие средств политической Интернет-коммуникации в Украине едва отошло от зачаточного уровня. Если сравнить состояние украинских партийный сайтов и таковых в России, можно увидеть огромную количественную и качественную разницу. В России их насчитывается сотни, а у нас счет идет на полтора–два десятка. В России политические сайты регулярно обновляются, содержат не только «пиаровскую» информацию и в сущности представляют собой политические Интернет-издания. А вот сайты наших субъектов политики оживляются только непосредственно перед выборами, когда начинается финансирование таких проектов. Получается, что потребитель заходит один раз на такой сайт, читает его, потом посещает вторично, видит, что там нет ничего нового, и больше не заходит. Таким образом хозяевами сайта теряется аудитория, потенциальные сторонники.

    Чем еще отличаются наши политические сайты – это отсутствием визуальной и аудиоинформации (я имею в виду различные фотосервисы, базы данных политической видеопродукции). В России же на сегодня имеются сайты с бесплатным предоставлением базы данных фотографий политиков.

    Очевидно, что применение информационных технологий будет расширено до предоставления пользователю видеофильмов, а также установления аудио-визуальной интерактивной коммуникации. Это очень важно для полноценного контакта с пользователем, коммуникация должна быть не только текстовой, но и аудио-визуальной, чтобы граждане могли не только читать, но и слышать и видеть политиков.

    Хуже всего однако то, что наши политические сайты перегружены необъективной, часто откровенно рекламной информацией. Причина – недальновидность политических лидеров, которые считают, что пользователей Интернет в Украине слишком мало, чтобы всерьез заниматься столь мощным средством коммуникации. Но они не учитывают, что отечественный Интернет-рынок очень динамично развивается и имеет блестящие перспективы. Субъекты политики предпочитают пока использовать иные средства (в основном печатные и электронные СМИ). Огромные деньги бросаются на содержание партийных функционеров и проведение «пиаровских» акций. Информационное пространство рассматривается как «вместилище» рекламы, а не как возможность равной и публичной коммуникации. Тем самым достигается только эпизодический успех, и это, по сути, лишь «пиаровский», а не интерактивный эффект.

    И все же развитие средств политической коммуникации в Интернет будет развиваться и в количественном отношении и качественно. Рост этого сегмента Сети обусловлен ростом количества пользователей (от 250 тысяч до прогнозируемых 5 и более миллионов), а также конкуренцией, борьбой субъектов политики за киберпространство, за образованного, интеллектуального (таким является большинство Интернет-пользователей) приверженца. Уже ближайшие парламентские выборы поставят перед партиями задачу наладить не просто политическую рекламу в Интернет, а полноценную интерактивную коммуникацию на основе публичности и дискуссионности. Особенно это будет актуально в плане налаживания связей с регионами. Шире будут использоваться анкетирование и опросы через Интернет, партийные дискуссии и публичные обсуждения. В недалеком будущем в политической Интернет-коммуникации будет применяться и Интернет-телефония. Вероятно, появятся принципиально новые партийные Интернет-издания, устанавливающие обратную связь со сторонниками и ставящие задачу открытого и прямого диалога с ними. Такие издания будут не только предоставлять текстовую продукцию, но и обеспечивать аудио-визуальную коммуникацию.

    Особое направление развития коммуникации и технологий будет реализовываться на стыке соединения возможностей телевидения и Интернет. Мы только выходим на уровень, когда интерактивные технологии внедряются в нашу жизнь (прежде всего это уличное телевидение и передачи, где Интернет участвует как бы внутри них самих). Например, такую технологию применяют в российской телепередаче «Сегоднячко» – ответы телезрителей, непосредственно включенных в передачу через Интернет, активно влияют на ее содержательную сторону. У нас подобные технологии пытались применять на каналах «1+1», «Новом», «СТБ». Не за горами время, когда этот подход распространится в политическом «пиаре». Следует подчеркнуть, что интерактивность в этом случае – это наличие активной обратной связи, когда передача не идет по заранее написанному сценарию, а зритель непосредственно влияет на ее содержание. Что, конечно, предполагает отсутствие всяческих фильтров – цензуры и прочих, а это и есть интерактивность.

    Хорошим примером применения публичных интерактивных технологий может быть уличное телевидение – совершенно новый тип коммуникации. Оно заключается в следующем: в некое людное место приезжает телестанция, разворачивается передающая аппаратура и начинается сессия на избранную тему – свободный диалог с присутствующими неподготовленными зрителями–участниками действа. Происходит обмен мнениями между людьми, все тут же транслируется как на месте, так и по телеканалу. Важнейшими эффектами этой технологии является эффект присутствия и коммуникации с недоступными и конфликтными средами, что означает, например, ситуацию, когда Львов может обсуждать с Луганском языковую проблему. Также предоставляется возможность изучать «бытовое» сознание, его мифологемы, непосредственные реакции граждан.

    На сегодняшний день значение информационных технологий в политике Украины столь велико, что можно провести прямую зависимость степени развития гражданского общества от плотности и открытости коммуникации. Ведь ее плотность порождает возможность коллективого действия, и чем плотнее информационное сообщение между его участниками, тем действия эффективнее. Чем выше вышеуказанные характеристики, тем выше эффективность общественного управления политическими процессами. Сегодня проблема политической пассивности населения все еще значима, из-за нее партии остаются слабыми, маловлиятельными и зависимыми от государственной власти. Остается надеяться, что политики поймут значение новейших информационных технологий и станут применять их более активно – это укрепит гражданское общество в Украине, в том числе и политические партии. В результате институты гражданского общества реально приблизятся к положению, когда они станут наиболее влиятельными субъектами процессов управления обществом.


    Сергей ДАЦЮК Эксперт по информационным технологиям

 
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме ссылка на "2000" обязательна.
Copyright © "Газета 2000"
Designed & Programmed by D-vision Studio, 2000
Контактный адрес:
info@news2000.kiev.ua