http://www.for-ua.com/apage.php?id=a010523200004 Украинские теленовости: нарезка лапши по высокоточной технологии

Украинские теленовости: нарезка лапши по высокоточной технологии

23/05/2001

Сегодня ситуация такова: тот, кто производит управляемые новости, побеiждает на информационном рынке. Но как же быть с правом телезрителя на непредвзятую и объективную информацию?

Вот уже полгода качество теленовостей не дает покоя многим телезрителям. В прошлом году мной была предпринята попытка оформить по этому поводу свои мысли. Оформить в виде аналитического доклада «Современное новостное производство». При подготовке этого доклада меня интересовала возможность предложить такой подход к новостям, который позволял бы с цифрами в руках, на совершенно объективном материале, делать обоснованные выводы касательно тех или иных теленовостей. А не пользоваться личными предпочтениями, симпатиями или антипатиями. Главный тезис доклада: существуют две традиции изложения новостей — повествовательная и смысловая. В одной нам предлагают многостороннее изложение фактов и предоставляют возможность самим понять их смысл, в другой —факты излагают односторонне, зато постоянно предлагают их интерпретацию, предлагают смысл и фактически управляют этим смыслом.

«Дело Гонгадзе», «кассетный скандал» и информационная война против правительства Ющенко, завершившаяся его отставкой, кажется, уже убедили всех в том, что информация, особенно новости, — сильное оружие. Сегодня ситуация такова: кто производит управляемые новости, тот и побеждает на информационном рынке. Но как же быть с правом телезрителя на непредвзятую и объективную информацию? Защита этого права — дело не государства, а гражданского общества. Право на свободу слова - это право на ложь, право на ошибку, право на манипуляцию информацией. Это свидетельствует о цене, которую вынуждено заплатить общество за свободу слова. Поэтому путь к непредвзятой информации лежит через развитие гражданского общества (институты защиты журналистов, кодекс их журналистской этики, рейтинги качества их продукции, публичное порицания ими отступников и т.д.)

Существуют два принципиально разных мотива производства предвзятых новостей. Согласно им предвзятые новости бывают манипуляционными и ангажированными. Манипуляционные новости - это новости, в которых телеканал непосредственно управляет смыслом информации в выгодном для собственника канала или какого-либо заказчика направлении. Ангажированные новости – это новости, в которых журналист (или диктор) сам по своему усмотрению выполняет установки руководства, самостоятельно (и такое бывает) становится на точку зрения какой-либо общественной или политической группы или применяет так называемый компенсационный подход (например, другие телеканалы уделяют мало внимания информации об оппозиции, а мы будем ее освещать избыточно, компенсируя тем самым недостаток информации на телерынке). В ситуации неконтролируемых взяток тележурналистам некоторых телеканалов порой очень сложно различить, с чем мы имеем дело: с манипуляцией со стороны руководства телеканала или с собственной ангажированной позицией тележурналиста или диктора. Но в итоге зритель страдает одинаково.

Мы провели наблюдение-тестирование новостей на предмет манипуляций. Это было сделано на основании четко заданных критериев.


Манипуляция в новостях бывает в том случае, когда имеются следующие признаки:

— замалчивание каких-либо фактов или информации;

— перекручивание (изменение реальной последовательности хода события или событий при его изложении в каком-либо заметном направлении);

— акцентирование желаемой информации и маскировка нежелательной;

— наличие собственных оценок диктора (тележурналиста);

— фабрикация или подтасовка (включая монтаж с подстановкой не отснятого на месте события материала);

— прямая ложь.


Ангажирование в новостях связано с несоблюдением или нарушением каких-либо стандартных правил и процедур:

— описание полной картины событий дня без изъятий каких-либо неудобных событий;

— последовательность изложения события (событий) должна соответствовать естественному ходу самого события (или событий);

— отсутствие изъятия при монтаже новостей значимых частей содержания и подстановки комментария непосредственно в изложение хода события (изложение и комментарий должны быть последовательно разделены);

— трудные для понимания события, а также все политические позиции должны сопровождаться комментарием эксперта, диктор должен воздерживаться от оценок;

— политическая реклама в новостях должна быть отделена от новостей, выведена в отдельную рубрику;

— обратная связь с аудиторией должна непосредственно влиять на планирование, отбор и производство сюжетов.


С точки зрения описанных критериев, если присутствовали признаки манипуляции, мы относили теленовости канала к манипуляционным. Если теленовости были замечены только в нарушении процедур, мы относили их к ангажированным. Таким образом, манипуляционными теленовостями оказались новости телеканалов УТ-1, «Интер», ICTV. Ангажированными теленовостями оказались новости телеканалов «1+1», «Новый канал», СТБ. (По состоянию - весна 2001 года.)

Разделение на эти группы не зависит ни от уровня развития телеканала, ни от его успешности на рынке рекламы («Интер» и «1+1» попали в разные группы). Также это разделение не зависит и от общего объема новостного вещания. Результаты недавно завершенного маркетингового исследования телерынка Украины свидетельствуют, что не существует никакой зависимости между уровнем манипуляционности в новостях и объемом новостного вещания телеканала на телерынке Украины. Расклад доли новостей каждого телеканала в минутах (время исследования — одна неделя) в общем объеме всего новостного вещания всеми телеканалами показан на графике «Новости, в % к общей сумме времени новостного вещания на телеканалах» (см. в дополнительных фотоматериалах).

Я не верю, что может появиться «добрый» олигарх, который создаст теленовости, рассчитанные на широкую аудиторию, с минимальным управлением смыслом новостей или с исключительно повествовательным типом новостей. Но я думаю, что можно создать такие новости, где бы политическая реклама, как минимум, была отделена от новостей, а сами новости были минимально ангажированы, с выполнением всех стандартных процедур новостного производства. В общем, я думаю, что пришло время создавать теленовости нового типа — гипервизуального формата, новости ХХІ века. К созданию таких теленовостей я приглашаю всех талантливых тележурналистов, продюсеров, дизайнеров, режиссеров, редакторов, менеджеров.

Сергей Дацюк, эксперт-консультант в области PR и масс-медиа, для «Форума»

 

На главную Все новости Мир о нас Комментарии Хит-анализ Архив Досье Обсуждение Рассылка
Редакция может не разделять мнение авторов публикаций.
Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на "http://www.for-ua.com".
Редакция: mail@for.com.ua. Программирование и дизайн - Вебстудия "Пятый ПОРТ"