Блог Сергія Дацюка

Сергій Дацюк
Консультант корпорації стратегічного консалтингу "Гардарика", експерт у сфері комунікації, управління та стратегування.
Про автора докладно
08.06.2011 13:10 _ Сергій Дацюк

Утрата и обретение смысла

Текст и видео

Мы живем в интересное и поэтому опасное время. На наших глазах рушится старый мир и возникает новый. Как возникнет новый мир – на руинах старого мира через паузу темного времени или сразу как росток из фрагментов старого мира – все еще зависит от нас.

Что такое смысл?

Смысл есть проекция воли на область ее приложения, и может быть выражен очень точно: как соединение воли и некоторой наличной или порождаемой ею реальности. Множество смыслов можно сравнивать не по содержанию, а по степени осмысленности, которая прямо пропорциональна множеству реальностного содержания, единству воли и сложности их соотнесения.

Смысла вне реальности и воли не существует. Нечто вне бытия смыла не имеет и не отличается от ничто. Реальность и воля есть способы существования мышления. Они появляются в связи с мышлением и сопровождают мыследеятельность во всех ее проявлениях. Мыследеятельность не является антропной – человек случайный и временный носитель мыследеятельности. Единственный смысл человечества – усложнять собственные смыслы и наполнять ими мир. Когда человечество отступает от осмысленности – мир движется к войне и разрухе.

Обессмысливание современного мира

Посмотрите на самую популярную литературу! О чем она? О простых радостях, об альтернативной истории, о попаданцах в иные миры, напоминающие Средневековье. Мир устал от своей сложности, и ему захотелось простого и понятного. Средневековье с его простым в сегодняшних масштабах способом жизни – это смысловая редукция.

Упрощение смысла произошло потому, что наш старый мир стал бессмысленным, а смысл нового мира еще не родился, то есть развитие прекратилось. Развитие всегда связано с усложнением смысла. Развитие происходит тогда, когда, оглядываясь назад, мы оцениваем имеющуюся позицию как более сложную и тем самым более осмысленную по отношению к позициям настоящего и прошлого.

Развитие происходит тогда, когда понимание будущего сложнее, нежели понимание прошлого и настоящего. Оценка будущего в представлениях настоящего – это традиционная футурология, называемая также форсайтом. Оценка будущего в новых малопонятных большинству представлениях это конструктивная футурология, которая только рождается.

Бессмысленность старого мира, неспособность его предъявлять более осмысленную, нежели в настоящем, перспективу, породила кризис. Мировой кризис породил мировую депрессию. Кризисный мир означает разрушение-распад целостного сложного смысла на простые смысловые фрагменты, которые начинают конфликтовать друг с другом.

Разрушение смысла в кризисном мире происходит во всех пространствах: идеологическом, информационном, политическом, экономическом, культурном и т.д. Наиболее заметно обессмысливание в информационном пространстве. Обессмысливание в остальных пространствах заметно для специалистов.

Самая большая тайна обессмысливания в том, что конкретной сволочи или сволочей, обессмысливающих мир, не существует. Кризис это не мировой заговор, поскольку наличие заговора предполагало бы существование некоторого суперосмысленного содержательного пространства, обессмысливающего весь мир, что в мировом масштабе скрыть невозможно.

Когда в кризисе смысл только начинает разрушаться, еще существует притяжение прошлого целостного смысла. Интеллектуалы, являющиеся производителями и носителями сложного смысла, от кризиса страдают первыми – их уничтожают, увольняют, маргинализируют или игнорируют. Таким образом, притяжение к прошлому целостному сложному смыслу постепенно ослабевает.

Спонтанное разрушение смысла персонифицируется в конкретных людях – обессмысливателях (разрушителях смысла и смыслопаразитах). Разрушители смысла (они же мироеды) это политики, журналисты, эксперты и т.п., занимающиеся разрушением сложного смысла мира. Смыслопаразиты это те, кто использует простые фрагменты разрушенного смысла в личных целях.

Происходит изменение общественных настроений: частные простые смыслы вытесняют общий сложный смысл. Общество втягивается в весьма парадоксальную игру – разрушение смысла оказывается невероятно захватывающим занятием: обыватели с интересом наблюдают за процессом обессмысливания.

Обессмысливание в философии известно как нигилизм, в литературе – как абсурдизм, в информационном пространстве – как пустая болтовня, в политике – как беспорядок (бардак), в экономике – как экономическое хищничество (умышленное банкротство, рейдерство, мародерство), в культуре – как контркультура.

Коррупция с точки зрения смысла это разрушение смысла социальных институтов. Когда публичные возможности не могут быть использованы для развития, они направляются на личное обогащение их распорядителей. Именно отсутствие развития как сложного общественного смысла порождает частные смыслы личного обогащения.

Когда мир осмыслен, и развитие постоянно порождает новые и сложные смыслы, незначительное воровство с прибылей предпочитают не замечать. Когда мир оказывается в кризисе, место сложного общего смысла развития занимают простые смыслы индивидуального обогащения, когда воруют с убытков. Коррупцию нельзя победить законодательно. Ее можно победить, только предложив более привлекательные смыслы, причем более сложные, нежели простые частные, – общие смыслы развития, общие смыслы позитивной перспективы.

Война между смыслами

Предельной формой обессмысливания является война. Война с точки зрения смысла – конфликт не между людьми или группами людей, а между позициями идентификации. Война не всегда есть уничтожение противника (его людей и его экономического потенциала), она есть уничтожение позиций чужой смысловой идентификации. Война это всегда попытка навязать противнику собственную идентификацию, собственное видение будущего, собственную культуру.

Если даже вы не воюете, то всегда воюют с вами. Если вы не понимаете, как и за счет чего с вами воюют, вы уже проиграли. Смыслообразы – такое же средство войны, как танки, пушки, самолеты и баллистические ракеты. Современное понимание войны является конструктивно-реальностным. Война – столкновение пытающихся поглотить друг друга позиций смыслового самоопределения в общем разнореальностном пространстве.

Сложные смыслы не воюют с простыми – они их поглощают. Простые смыслы воюют со сложными путем их уничтожения – так мир упрощается за счет истребления людей со сложными смыслами. Но больше всего мир претерпевает от войны простых смыслов между собой – в этой войне уничтожаются большие массы людей. Однако все простые смыслы в конце концов проигрывают.

Последняя большая война двух простых смыслов – "самое важное это избранная раса" и "самое важное это класс рабочих" – стоила жизней десятков миллионов людей. Возможная будущая война смысла потребления и комфорта против разных трансцендентных смыслов как продолжение нынешнего кризиса может быть еще более кровавой.

Сегодня мир все больше и быстрее избавляется от сложных смыслов через их разрушение и способствует возникновению войн между простыми смыслами. Когда будут выкинуты из публичной коммуникации и десоциализированы большинство людей со сложными смыслами, настанет черед обывателей. А для обывателей в войне простых смыслов всегда известный конец – их пошлют на бойню, будут истреблять разрухой и голодом.

Простые смыслы уже готовы воевать. Мир замер на пороге выбора. Сможет ли он сделать усилие и обрести более сложные смыслы – не может предсказать никто. Но такая возможность все еще остается.

Как возможно обретение смысла?

Поскольку мир обессмыслился, и множество людей ощутили эту бессмысленность явно, возникла необходимость поговорить о возможности обретения смысла.

Предлагаемые далее видеолекции или философские видеоклипы являются попыткой предложить разные пути обретения смысла в ситуации его потери. Видеолекции "Обретение смысла" состоят из шести частей.

В первой части показано, что причиной возникновения вопроса о смысле является оказавшийся в кризисе мир и наша неспособность справиться с осмыслением этого кризиса.



Во второй части разбираются основные идеи смысла жизни в истории человечества.



В третьей части смыслы различаются на гетерономные и автономные и разбирается процесс смыслоотнесения, в котором мы воспринимаем гетерономные смыслы.



В четвертой части рассматривается процесс автономного осмысления жизни.



В пятой части показывается преимущество заветной мечты над мечтой американской.



В шестой части производится попытка сформулировать позитивный смысл перспективы.