Публичные интеллектуалы пытаются создать всечеловеческое единство – Дацюк

Мы не знаем мир, в котором живем.

Это произошло потому, что радикально изменился не только сам мир, радикально изменился субъект, который взаимодействует-с или изменяет мир. Соответственно это изменило всеохватность области исследований.

То есть мы от представления об абстрактном человеке, который познает мир, переходим к Всечеловечеству, которое существенным образом уже преобразовало мир и открыло новые содержательные пространства.

Кроме того, мы как воображаемое Всечеловечество не готовы жить в Мире, в Многомирности, в Междумирье, во Внемирности – то есть Всемирности, которая все это объединяет.

Иначе говоря, человек достиг в своем воображении Всечеловечества и противопоставил в своем воображении Всемирность. Однако, исследования при этом вообще не изменились с точки зрения охвата и способа отношения между предельной по охвату мыслящей позицией и предельной по охвату мыслимой позицией..

В этом смысле, традиционная гуманитаристика сужает Всемирность до мирности, Всечеловечество до человека, а все допустимые способы имения дела с содержательным мыслимым пространством сужает лишь до объектности.

Чтобы расширить содержание гуманитаристики, мы обратимся к статье Михаила Эпштейна "Интеллигенция, глобализм и вочеловечение", где он начинает с понимания человека в "Речи о достоинстве человека" (1486) Пикo делла Мирандола.

В этой речи Пико делла Мирандола говорит о множественности путей самоопределения человека как "неопределенного" и поэтому свободного существа. Это радикальное даже для сегодняшнего дня понимание человека – самоопределение как неопределенность, и поэтому свобода.

Отказ в ограничении самоопределения это сущность человека. Поэтому всякий определенный человек – какая-то функция, чаще всего биологическая, психическая или социальная, но собственно не человек.

Вочеловечение, как говорит Эпштейн, – это вхождение в поле более широких, всечеловеческих смыслов и целей, воссоединение индивидуального с универсальным. Или в нашем случае – это воссоединение позиции некоторой микрогруппы, ставящей вопрос о человечества, с существенным процессом во Всемирности.

Всечеловечество это попытка воображаемого объединения человеков в рамке вочеловечения.

Всечеловечество, как говорит Эпштейн, понимается не догматически, как набор определенных ценностей, а критически, как способность выходить за границы любой общности и тем самым принадлежать к воображаемой общности человечества.

Читайте также: Парадоксальность иного, или Неимение дела с иным

Это довольно сложный момент понимания – человечество есть позиционное содержание с установкой на множественную определенность. Занятие этой позиции у Эпштейна передается термином "вочеловечение". А предельный носитель этой множественной определенности, видимый лишь с этой позиции, – Всечеловечество.

То есть вочеловечение это интеллектуальное действие, которое порождает представление о человечестве и Всечеловечестве.

Эпштейн говорит о трех стадиях всечеловеческого – биологическая, социальная и интеллигентная.

"Интеллигентность – это способность расширить направление своей индивидуальной воли до объема общечеловеческих понятий и целей. В основе вочеловечения лежит рефлексивно-волевой акт: "Я сознаю себя человеком и ставлю свою человечность выше всех других своих групповых принадлежностей. Я преодолеваю их в той мере, в какой они отделяют меня от других людей"".

Поэтому всечеловечество это, прежде всего, союз интеллигентов, это объединенный интеллект человечества, союз вочеловеченных человеков, союз интеллигентских микрогрупп.

Человечество в нашем интеллигентском понимании есть установка на трансцендентное самоопределение – через внемирную беседу сущностей о сути.

Однако возможно также и имманентное определение человечества через обнаружение идеальных внутримирных, междумирных и многомирных сущностей для образования в том числе социального единства всех человеков. Это тоже интеллигентская проблема, однако в позиции социальности.

Всечеловечество – это разные способы коллективного обобщения человеков, как трансцендентные, так и имманентные.

В таком видении, гуманитаристика это исследование Всечеловечества через множественные пути его самоопределения во Всемирности как неопределенного и поэтому свободного коллективного образования.

Если социогуманитаристика это человеческое, слишком человеческое, как говорил Ницше, то постгуманитаристика это сверхчеловеческое, слишком сверхчеловеческое. То есть гуманитаристика включает в себя социогуманитаристику и постгуманитаристику.

Социогуманитаристика история, психология, социология, культурология, антропология, религиоведение, педагогика, искусствоведение, риторика, филология и т.п.

Постгуманитаристика это исследование обращенного на предел (Сверхчеловечество) и запредельного постчеловечества (в его трансцендентном самоопределении как утратившего имя "человек").

Обратите внимание, что эти исследования являются ненаучными, конструктивистскими, так как не имеют ни устойчивых объектов, ни устойчивой предметизации. Эти исследования построены на установках и началах некоторого условного множественного самоопределения.

Следите за мыслью.

1. Вочеловечение как занятие определенной интеллигентской позиции вхождения в поле более широких, всечеловеческих смыслов и целей.

2. В связи с этим изменение противопоставленного обобщения, переход от универсальной Мирности к метаверсальной Всемирности.

3. Всечеловечество – множественное самоопределение человека как принципиально неопределенного и поэтому свободного существа. Размежевание позиций самоопределения удерживаются интеллигентами.

4. Позиция вочеловечения выбирает трансцендентную установку на понимание человечества как внемирной беседы сущностей о сути и претендует на учреждение постгуманитарных исследований.

5. Позиция социальном контексте вочеловечения пытается создать имманентное единство всечеловечества и продолжение социогуманитарных исследований для социального мира, но с позиции вочеловечения.

Поэтому нужно отличать традиционные и новые социогуманитарные исследования, а также новые постгуманитарные исследования.

В социогуманитарные исследования входят такие новые дисциплины и искусства. Некоторые из них (где есть ссылки) были разработаны автором, некоторые разрабатываются Институтом человечества – Тарас Бебешко, Владимир Никитин, Юрий Чудновский.

Теория философии – (в книге "Момент философии") теоретическое исследование подлинности философии как традиции и живого процесса, связанного с реализацией определенных общих мыслительных установок (общих принципов развития философии).

Софистика – (попытка Института Человечества возродить софистику не как абсурдное или запутанное мудрствование, а в ее изначальном позитивном качестве – как) предметные исследования от начала мудрости, то есть такие исследования, которые в процессе мудрствования нацелены на различные социальные предметности – город (урбософия), порталы (порталософия, исследования структурных иносвязей), образование (иконософия), исследование иного в имманентности (аллософия).

Теория онтологии – теория, которая рассматривает обоснование (фундирование) всякого содержания с точки зрения способа мышления (онтологических единиц, онтологических схем сборки, аксиологических принципов (онтоаксиологем)), позволяя при этом разграничивать разные онтологии по различным критериям. Онтоаксиологемы позволяют понимать, как происходит создание основ и фундаментальная реонтологизация в любой области знаний и представлений.

Транзитология – теория об ином и переходах (транзитах) к иному. Теория осуществляет разграничение западного способа мышления (онтология) и восточного способа мышления (транзитология) посредством различных когнитологем. Теория также рассматривает способы конструктивного различения транзитов. Транзитология создает подходы (начала) для динамичной, то есть изменяющейся или движущейся позиции понимания.

Версология – конструктивная дисциплина о способах обобщения всего некоторым единым образом, а также об изменении обобщений от наличного до иного. Версология различается на объятную и разъемлемую, исследует вопросы соотношения Мира и Внемирности, простоты и сложности Мира, а также различные проблемы преобразования Мира.

Читайте также: Сверхчеловечество

Лимитология – конструктивная дисциплина о всех и всяческих пределах, различных ситуациях и операциях предельности.

Цивилизационная антропология – дисциплина, исследующая конструктивное моделирование создания, развития, упадка и разрушения цивилизаций. В отличие от культуры как системы образцов, эталонов и норм и в отличие от общества как социальной совокупности в настоящем времени цивилизация как уникальная система мотиваций существует в историческом времени и осуществляет преемственность с прошлым и ориентацию на будущее.

В постгуманитарные исследования входят:

Аллотопия – искусство имения дела с иным и искусство неимения дела с иным.

Иноватика (не путать с инноватикой) – искусство достижения иного в связи с пределами.

Сингулярика – постижение перехода от имманентного к трансцендентному, от мирностности к внемирностности, от человечества через сверхчеловечество к постчеловечеству.

Навигатика – разметка протяженного и различимого содержания за пределами мышления, мирности и имманентности.

Ориентика – ориентация в неразличимом целом за пределами мышления, мирности и имманентности, где навигация невозможна.

Технистика – исследование искусственного интеллекта и других свободных агентов как альтернативных человекам мыслящих позиций, способных к синулярному переходу.

Кто будет создавать эти дисциплины и эти искусства, кто будет их исследовать? Заказа на это нет – ни государственного, ни корпоративного. Государство и корпорации заняты социальностью. Публичные интеллектуалы пытаются создать всечеловеческое единство – процесс тоже важный, но все еще имманентно социальный.

Создавать эти дисциплины и исследовать будут маргинальные микрогруппы – на свой страх и риск или на свое бесстрашие (окаянство, отвагу) и ради трансцендентной безопасности и открытие новых содержательных пространств для перспективы Всечеловечества во Всемирности.

Смотрите также запись восьмого выпуска "Беседы о человечестве", где эти тезисы раскрыты более подробно.

Сергей ДАЦЮК, специально для UAINFO