МАСОНСТВО И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

История вопроса (краткая историческая справка)

Достоверно известно, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или строительных товариществ в начале XVIII века, хотя история корней масонства связана с более ранним временем. Вокруг самой истории существует много легенд и подтасовок. В частности историю масонов пытаются вести с древнейших времен, что однако не соответствует действительности.

Многие масонские деятели - одни путем добросовестных, хотя и не обоснованных исследований, другие путем вымыслов и даже подлогов - пытались установить связь масонства с союзами, существовавшими в древности. В одних случаях историю масонства доводят до Адама, в других - до построения Соломонова храма, ряд исследователей находят корни масонства у пифагорейцев, ессеев и первых христиан. Тем не менее история возникновения первых масонских союзов начинается с использования существовавших строительных объединений для других целей помимо их собственной профессиональной деятельности.

Строительные товарищества возникли в Германии в XII-XIII веке. Их главной целью было возведение громадных церковных зданий. Эти сообщества с течением времени приняли однообразную организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приема новых товарищей, разрешения возникающих между сочленами споров. Вместе с тем был установлен соответствующий церемониал на разные случаи товарищеской жизни. Так были образованы строительные ложи, которые впоследствии централизовались в главных ложах. В строительных ложах ревниво оберегались от посторонних взоров правила архитектуры, числовая мистика, орнаментальная символика. Чтобы эти основы искусства не были разглашаемы, было запрещено заносить их на бумагу, вследствие чего появилась необходимость в символическом языке. Это было важно, потому что многие члены товариществ не умели писать, по этой же причине учениками не выдавались сертификаты: вместо этого были введены устные формы приема экзаменов в виде вопросов и ответов.

Немецкие каменотесы занесли товарищескую организацию в Англию, во Францию и Италию, где они получили в официальных актах наименование Free-mason, Free-stone-Mason. Строительные ложи пользовались здесь меньшей свободой, чем в Германии, будучи подчиненными строгому надзору со стороны правительства.

В течение XVII века в Англии и Германии строительные товарищества стали быстро приходить в упадок, и к началу XVIII века почти перестали существовать. Тогда-то у некоторых английских просвещенных сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в нее новую жизнь, создать дело человеческой любви. В 1717 году четыре лондонские строительные ложи соединились в одну великую английскую ложу - и с этого момента братский союз действительных строителей восходит на степень союза символических строителей духовного дела.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно организационная структура и финансовые связи и возможности строительных товариществ стали той основой, на которой возникает совершенно новая организация, с совершенно новыми целями. Общность старой и новой организаций проявляется в тех же формах сохранения и передачи знания, в тех же способах закрытого общения между членами товарищества, в похожи церемониалах различных сторон жизни. Свод правил под названием "Книга Уставов" (1723 года) был построен на заимствованиях из документов строительных товариществ и лег в основу деятельности союза.

Масонство стало быстро привлекать себе людей из различных классов общества. Это объясняется высоким церковным и политическим гнетом, существовавшим в европейских странах того времени. Масонство же предлагало просвещенную христианскую доктрину вне всяких конфессиональных ограничений и с большим простором для личных стремлений. В то время в Европе существовало мирное сожительство крупных научных завоеваний с тайнами мистических знаний. Одной из привлекательных черт масонства являлась та, что в отличие от церкви и от науки оно приемлет и те и другие знания.

Масонское общество или "орден" как оно стало вскоре именоваться нашло широкое распространение в странах Европы и вскоре уже вынуждено было защищаться от различных обвинений с разных сторон. Масонство возбуждает многие подозрения своей оригинальностью и таинственностью. На деле же оно было нравственной реакцией на церковный и политический гнет, которая впервые принимает такой организованный характер и размах, который может быть сравним с организацией государства в государстве (поскольку весьма многие его атрибуты масонство воспроизводит у себя).

Возникновение и быстрое развитие французских лож связано со спецификой организации масонства во Франции. Во французские ложи устремился всякий сброд, соответственно организация ордена вынуждена была реагировать на это созданием "высоких степеней", где различия между членами ордена устанавливались по различию его степени посвящения (сначала было 9 степеней, затем 33, затем 99). Масонство достаточно быстро распространяется и в России - в 50-х годах XVIII столетия.

Характерной особенностью масонства является то, что впервые в таком массовом количестве целенаправленно переписывается история с идеологической целью. Задачей этого было утвердить историческую преемственность, которая была нужна ордену для освящения своего происхождения. Так один из довольной известных орденов "тамплиеров" пытался выводить свою историю от первых крестовых походов. Сочинены были целые поддельные варианты истории ордена с разными вариациями. Изобретатели истории заботились о достоверности ими сочиненной истории, для этого они рылись в действительной истории, придумывая новую комбинацию событий. В течении нескольких десятков лет держалось это мнимое тамплиерство, в разных формах имевшее поклонников везде в Европе, включая и Россию. После первого примера появляются и другие попытки подобного рода. Здесь можно отметить и "розенкрейцеров" (рыцарей Розы и Креста - ордена "златорозового креста"). Помимо исторических происков розенкрейцеры выдавали свои познания за высшую степень обыкновенного масонства. В розенкрейцерстве масонство из либерально-демократического сообщества становится сектой крайних мистиков и обскурантов.

Тем не менее масонские ложи в той или иной форме просуществовали до нынешнего столетия, хотя первоначальное свое значение и влияние они утратили.

Социальные причины возникновения масонства

То масонство, о котором может идти речь на основе фактов, начинается в XVIII веке. Единственное историческое родство его как исторического явления может быть доказано только со средневековыми строительными гильдиями или цехами. Эти гильдии, труд которых создал великие готические соборы западной Европы, существовали в Англии, Франции, Германии. Как и многие другие корпоративные учреждения (например, университеты), эти гильдии имели свои различные корпоративные отличия и привилегии, в том числе право суда. Этим часто и объясняют название Free-Masons как вольных каменщиков. По другой версии это название было принято тогда, когда в старые ремесленные сообщества начали вступать новые члены, из которых потом и образовалось новое, не ремесленное масонское братство.

Цеховые обычаи в западной Европе были похожи - их внутреннее устройство имело целью сохранение и распространение переходивших по преданию правил и секретов искусства, нравственную дисциплину между товарищами и общественное равенство среди всех.

Возникновение масонства характеризуется тремя взаимосвязанными аспектами:

1) Появление богатых и влиятельных корпораций (первоначально строительных гильдий), которые пытались осуществлять свое влияние на государственную политическую систему на принципиально новой организационной основе - создании закрытой системы коммуникации, пытающейся составить конкуренцию и противопоставить себя тотальному церковно-государственному контролю общества.

2) Объединение таких корпораций впервые осуществляется на основе корпоративной этики, ставящей цель объединения всего человечества через нравственное совершенствование самого человека, на фундаменте его собственной веры в самого себя, позволяя ему иметь разные религиозные мнения и политические позиции в своей жизни;

3) Наличие критической массы знаний по управлению и организации, по различным альтернативным общепринятым направлениям человеческой деятельности, которые оставались скрытыми и недоступными массовому распространению, то тем не менее, нуждались в систематизации, исследовании и продвижении в широкие массы.

Таким образом, с появлением масонства впервые корпоративная мораль столь массово и четко была противопоставлена официальной религиозной морали, впервые корпорации столь ясно заявили претензии на мировое господство и придали этому заявлению идеологический характер - нравственного совершенствования человека. Впервые также был поставлен вопрос о разрушении монополии церкви и государства на получение, сообщение и социальное продвижение управленческого знания. Энциклопедии и различные труды исследователей масонства называют причиной возникновения масонства непосредственную моральную цель сделать человека нравственно совершенным.

Масонство - своеобразный социальный прагматизм, который выбирает освоение некоторого пути в качестве стратегии для узкого круга людей, оказывая на остальных людей скрытое влияние. Масонство исходит из того, что общество глупо, и им нужно управлять без его ведома. Цель (перспектива, стратегия) не должна быть объявлена. Влияние должно быть скрытым. Любое публичное объявление цели некоторым управляющим сообществом привело бы к социализации управляющей структуры как социального знания, доступного всем, так и к структурной институционализации, то есть к превращению влияния в управление. Как только происходит институционализация скрытого управления в виде структуры открытого управления, содержание цели социального воздействия неизбежно меняется.

Масонство по сути противостоит идее демократии. Демократия тоже, в свою очередь, столкнулась с этой проблемой. В демократии тоже есть свое масонство. Масонство также противостоит просвещению как процессу открытой передачи знания и публичного образования. Масонство занимается проблемой стратегического управления, где стратегия по какой-то причине не может объявлена. Масонство пытается управлять историей (переписыванием прошлого и долгосрочным планированием будущего). Масонство ставит проблему скрытого влияния, противопоставляя его открытому управлению. Раскрытие масонства означает его уничтожение, или, по крайней мере, потерю своего влияния.

Гносеологические причины всякого эзотерического знания

Говоря о скрытом влиянии масонства (о его заговоре, об эзотерическом знании), мы изначально избегаем той распространенной аргументации, что-де заговоры существуют, поскольку существуют вера в них. Нас больше всего будет интересовать практическая значимость реальных заговоров, их существо дела. Нас будет интересовать, какую общую цель преследуют заговоры, какова логика их существования, независимо от того, осознают заговорщики эту логику или не осознают.

Скрытое влияние в качестве заговора существовало и существует реально, даже если сам заговор не имел осознанного договора сообщников о скрытой цели и не привел к его успешной реализации. Скрытое влияние может также ретроспективно обнаруживаться как заговор - как успешная реализация некоторой цели, которая на протяжении длительного периода времени была скрытой целью узкого круга людей. Безуспешное скрытое влияние реального заговора столь же интересно, как и успешное скрытое влияние, не оформленное как заговор.

Первое положение особенно касается масонства. Второе положение мы будем рассматривать как общее движение всякого эзотерического знания (герметики, алхимии, магии, "нового мирового порядка") отличая его от движений публичного знания (например, коммунизм). Нас будет интересовать содержательная и технологическая сторона дела - заговоры и эзотерические знания с точки зрения теории социального управления.

В каких ситуациях вообще мы пытаемся скрыть некоторое знание? Попытаемся ответить на этот вопрос на основе опыта. 1) Когда мы не уверенны, что нас правильно поймут, и передача знания просто не имеет смысла; 2) когда мы не уверенны, что переданное знание не будет использовано против нас или против нашей цели; 3) когда мы не можем прогнозировать все последствия передачи знания, включая возможность навредить человеку, которому мы это знание передаем. Все эти ситуации и являются основными причинами сокрытия знания, существования эзотерического знания, то есть знания, доступного узкому кругу.

Скрытность эзотерического знания обуславливается не тем, что знание кем-то сознательно скрывается или утаивается социальными барьерами недоступности. Скрытность знания в этом случае обусловлено его непонятностью из книг или из непосредственного созерцания его результатов. Эзотерическое знание - особого рода - его постижимость является следствием посвящения, то есть некоторой личной ритуальной передачи знания от учителя к ученику, где учитель как бы имеет ключ, без которого текстуально записанное знание не может быть адекватно прочитано и понято.

Эзотерическое знание таким образом состоит из двух частей - открытой информации, которую можно почерпнуть из книг, и скрытого знания, которое передается исключительно живыми его носителями и является метаязыком и контекстом открытого знания. Это скрытое знание - не очень велико по объему, но по своему содержанию оно имеет значение основы: оно содержит цель, стратегию. Ритуал посвящения по сути представляет собой приобщение к цели и стратегии, которой следовали до ученика многие великие учителя, имена которых он знает и книги которых он читал.

Задача любого эзотерического знания состояла в том, чтобы получить явную или прикрытую власть над неодушевленным миром и над обществом. Особо скрывалась в истории та часть знания, в которой содержалась информация о технологии социального управления, влияния и контроля. Можно сказать, что даже существующее представление о политике как об "искусстве возможного" есть способ утаивания знания, отдавая политическую деятельность на откуп индивидуальному искусству. Об активном воздействии на социальную реальность в широком смысле философская мысль заговорила на научном языке только в XIX веке. До этого времени вопрос о воздействии на социальную реальность (об управлении) вообще не ставился. Ставился вопрос об индивидуальном политическом влиянии - искусстве интриг и контроля над определенным сегментом социальной реальности.

Почему появляется такое социальное явление как организация узкого круга посвященных, ставящих цель скрытого влияния на общество? Почему появляются заговоры? Очевидно, истоки эзотерического знания и заговоров следует искать в социальной гносеологии и способах передачи социального знания. Эзотерическое знание появляется как часть естественного процесса социального расслоения общества на управляющих и управляемых. Управляющий и управляемый различаются по обладанию или необладанию ими знанием. Это различие для знания оказывается более принципиальным и функциональным, нежели различие на богатых и бедных или на капитал и наемный труд. По отношению к знанию социальный статус может иметь только отношение ценности. По мере развития производительных сил и технологического прогресса все большее значение имеет не то, насколько ты богат, а то, насколько получение качественного знания является ценностью. Особенно значимым является доступность управленческого знания, то есть знания о том, как проектировать, продвигать и осуществлять проект, как правильно управлять любой организацией, как организовать корпорацию для осуществления определенной цели и как осуществить в случае необходимости ее реорганизацию.

Масоны: управление и влияние

Управление и влияние - способы активного воздействия на социальную реальность. Управление - довольно высокотехнологичный и интеллектоемкий способ воздействия на социальную реальность. Влияние более простой и менее действенный способ социального воздействия. Влияние появляется в тот самый момент, когда появляются большие группы образованных в смысле наличия управленческих знаний людей и интересы этих людей начинают сталкиваться с интересами общества в лице государства, в лице его публичных институтов.

Знание. Большая часть населения не имеет социальных знаний. При управлении социальное знание, будучи передано открыто или сообщено публично, теряет свой изначальный смысл и профанируется. Управленческое знание не может быть объяснено широким массам. Во-первых, широкие массы не обладают способностью воспринять это знания. Во-вторых, это знание во многом существует в качестве искусства или неосмысленного опыта. Кроме того, управлению намеренно придается сакральный характер, превращающих управление в руководство (надзор, контроль, принуждение). Во влиянии от объяснения или передачи управленческого знания широким массам намеренно отказываются в пользу существования этого знания для узкого круга посвященных.

Цель. В управлении всегда существует двойная цель - одна объявляется, другая преследуется и достигается. Это различие объясняется различием общего интереса управляемых и частного интереса управляющих. Во влиянии необъявленная цель преследуется и достигается. Таким образом различие между двойственностью цели при влиянии убирается через ее сокрытие.

Преемственность и стратегия. В управлении может быть объявлена такая стратегия, которая понятна большинству, а перспектива, которую используют управляющие как цель, должна быть понятной и иметь всеобщую поддержку. Преемственность в управлении достигается за счет публичной поддержки существующей стратегии вновь пришедшими в управление людьми. Во влиянии стратегия может быть достаточно сложной, поскольку она не рассчитана на публичную огласку. А перспектива, не поддерживаемая большинством, может скрыто существовать.

Сам факт объявления цели управления встраивает внутрь знания управляемых. Любое управление понимается внутри образа жизни управляемого, любые знания, будучи сообщенными управляемому, интерпретируются им лишь в его картине мира. Преодолеть этот фактор можно скрыв знание цели или стратегии от управляемых.

Передача знания является не столько передачей сведений, сколько передачей умения, опыта, определенного пути. Передать знание - наставить на путь. Выше мы уже указывали на две части эзотерического знания и значение ритуала посвящения. Посвящение это наставление на определенный путь, приобщение к определенной коммуникативной среде, и по сути определение судьбы. Понимание посвященным происходит не внутри коммуникации, а внутри пути, где коммуникация выполняет роль объяснения и корректировки каждого шага посвященного на этом пути. Закрытая система коммуникации довольно иерархична и сочетает в себе свободу действий посвященного за пределами официальных законов с тотальным контролем со стороны его опекающего тайного общества.

Скрытое влияние - тот способ влияния, который избирают масоны. Этот способ влияния обнаруживается сначала при организации самого союза или ордена масонов, затем в том способе, которым они пытаются себя оправдать и мифологизировать (подтасовка истории и создание "высших степеней" различия), затем скрытое влияние обнаруживается в способе передачи самих знаний внутри масонства и в способе воздействия на легальные институты, включая само государство. Именно такое положение вещей позволило множеству исследователей масонства говорить о заговоре.

В качестве основных положений заговора мы выделяем следующие:

1) В заговоре участвует узкий круг людей (посвященных);

2) Эти люди скрывают свою цель либо знания о способах ее достижения;

3) Цель заговора имеет проективный или ретроспективный характер.

Заговор осуществляется только тогда, когда открытые средства достижения цели не могут быть использованы. Заговор, так или иначе, есть действием системного или антисистемного характера. Заговор имеет закрытую систему внутренней коммуникации, где стратегическая цель не может быть сообщена вовне, более широкому кругу людей.

Масонство и власть

Заговор и договор представляют собой два типа социальной коммуникации легальный и нелегальный. С этой точки зрения заговор может быть определен как сеть агентов влияния, скрытно проводящая в жизнь единую цель, вынуждающую открытую систему встраиваться в иную стратегию. Такая задача любого заговора является прямой и непосредственной угрозой любой системе, даже если ставящаяся заговорщиками цель не может быть непосредственно реализована. Основная причина такой угрозы - заговорщики формируют принципиально иную неконтролируемую системой среду коммуникации.

Интересно при этом рассмотреть не только причины возникновения масонства, но и причины его упадка. Только когда общество становится открытым, когда либеральные ценности (и среди них ценность всеобщего открытого и публичного образования) приобретают массовую поддержку, когда появляются политические технологии общественного контроля за властью, когда возникает необходимость и технологическая возможность участия общества в процессе реального принятия законодательных и исполнительных решений, организации скрытого влияния (и среди них масонство в первую очередь) утрачивают свое значение.

Однако выработанные масонством технологии скрытого влияния не уходят с арены действий власти. Сама власть перенимает эти технологии и использует их для защиты безопасности государства. Всякая государственная система стремиться обеспечить свои органы безопасности, отделы специального назначения технологиями осуществления политического контроля систем коммуникации, надзором за организованной деятельностью групп на предмет обнаружения опасности для системной целостности государства. С усилением и ростом богатства у крупных корпораций то же самое стремятся делать и они. Знания, которые необходимы для поддержания системной безопасности, таким образом тоже являются эзотерическими. Нередко такие знания содержат не только технологии легальной системной защиты, но и технологии нелегального политического контроля.

Технологии политического контроля неизбежное следствие повального развития антисистемных тенденции во всех государствах. Эти антисистемные тенденции связаны с сильнейшим развитием индивидуальной свободы, личной и корпоративной политической независимости, прямо или косвенно вступающей в конфликт с государством. Таким образом, системное государственное управление неизбежно связано с защитой самой системы от попыток эмансипироваться от нее. Демократия представляет собой неизбежный конфликт между индивидуальной свободой, вносящей беспорядок, и социальной организацией государства, вносящей порядок.

С другой стороны, социальное знание (особенно управленческое знание) все более и более становится достоянием корпораций и все менее остается монополией государства. Отсюда государству, чтобы поспевать за организационной мощью корпораций, приходится идти на хитрости скрытого контроля, называемого в мире "политическим контролем".

"Оценка технологий политического контроля" - консультационная версия рабочего документа, подготовленного для Европейского Парламента - помещает перечень проблем, которые характерны для нынешнего процесса политического контроля в демократических обществах. (Этот отчет (# PE 166 499) подготовлен Стивом Райтом (Steve Wright) из OMEGA Foundation по заказу Отдела по оценке научных и технологических достижений (STOA) Генерального директората по исследованиям Европарламента. Он опубликован под редакцией возглавляющего STOA Дика Холдсуорта (Dick Holdsworth). Документ был издан в январе 1998-го в Люксембурге. (An Appraisal of Technologies of Political Control Consultation version of working document prepared for European Parliament by its Directorate General for Research Scientific and Technological Options Assessment (STOA)). Этот документ состоит из семи частей.

1. Роль и функция технологий политического контроля.

2. Последние тенденции и изобретения (включающие глобализацию и милитаризацию полицейского оборудования, системы контроля, разрабатываемые во всем мире).

3. Достижения в технологиях надзора (включающие новые формы национальных и интернациональных "подслушивающих" сетей и создание приборов обнаружения человека и слежки за ним).

4. Изобретения в области оружия контроля толпы (включающие 2-е поколение так называемого "менее летального оружия", разрабатываемого в США).

5. Опасность приватизации индустрии тюремного контроля, в то время как государственные тюрьмы встречают возрастающие трудности, принуждающее заменять персонал технологическими новшествами.

6. Использование науки и технологий в устройстве новых эффективных "бесследных" средств допроса и пыток, их расползание по миру из США и Европы.

7. Горизонтальное и вертикальное распространение этих технологий, и необходимость адекватной политической реакции Европейского Союза, гарантирующей их неприменение в Европе и непопадание этих технологий в руки тиранов.

Возможно ли украинское масонство?

Цель заговора относительно будущего может быть выражена различными средствами: описательно, общими концептуальными качествами цели, общей культурно-этической идеологией повседневной работы и т.д. Скажем, наличие так называемого еврейского заговора не связано с какими-то особыми целями, присущими только евреям. Однако их общность в разных странах мира определяется общностью их культуры и религии, которая собственно и порождает единство их стремлений, даже если они организованно и не договаривается ни о какой единой цели активной деятельности. В этом случае заговор может рассматриваться как длительное влияние на определенные массы людей скрытого (эзотерического) знания.

Цель заговора при взгляде на прошлое обнаруживается в иной ситуации. Такая ретроспективная цель может быть объяснена как реакция на социальное или культурное угнетение, где угнетаемые могут иметь единство действий даже никак друг с другом специально не договариваясь. Например, очень часто неосознанная оппозиция украинского национализма по отношению к русской культуре всегда порождала те или иные действия представителей ее элиты, которые позже можно было трактовать как заговор, то есть сделанные сознательно и умышленно ради достижения государственной независимости.

В этом смысле мы ставим вопрос о возможности украинского заговора: Украина, как она сейчас существует, была результатом случайности или долгосрочного проекта? Хмельницкий-Мазепа как заговор украинского возрождения, Кирилло-мефодиевское товарищество, украинский национализм XIX-XX века, Хрущев, который передал Крым Украине - все это вполне можно осмыслить как звенья одной цепи. Однако подчеркнем, что это осмысление возможно лишь ретроспективно, то есть лишь оглядываясь назад и приписывая истории воздействие скрытого влияния каких-либо групп, имеющих намерения создать независимое украинское государство.

Масоны как люди, пытающиеся управлять историей, очень бы пригодились нынешнему государству. Если масонов нынче нет, их стоило бы придумать.

Использованная литература

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, статья "Франк-масонство"

А.Дугин "Конспирология", изд. Арктогея, Москва, 1992 г.

Сергей Дацюк, Владимир Грановский, Агентство гуманитарных технологий