СОГЛАСИЕ

Политическое согласие или просто согласие - основная характеристика гражданского мира и доверия в государстве или между государствами.

Нужно различать, согласие как главную характеристику внутренней публичной политики государства и согласие как способ внешнего стратегического компромисса разных государств.

Внутреннее согласие может быть понято как качество целостности политического субъекта, единство и целенаправленность совместных стратегических действий, их последовательность относительно содержательно выраженной перспективы.

Внешнее согласие может быть понято как качество мирного сосуществования и разрешения конфликта разных стратегий между политическими субъектами.

Рост самосознания современных политических субъектов (государств, корпораций, физических лиц), включая разнообразные меньшинства, переводит вопрос большинства конфликтов в противостояние стратегий. Такое положение вещей является естественным следствием культурных, религиозных, идеологических и других различий, порождающих тактические и стратегические конфликты. Соперничество смыслов, культурная война и идеологическая борьба могут быть осмыслены в виде стратегического поединка.

Стратегия - выраженное в принципиальной форме намерение текущих (краткосрочных и среднесрочных) действий относительно долгосрочной перспективы.

Стратегический поединок имеет две формы существования - мирную и военную. Соответственно стратегический поединок политических сил внутри гражданского общества имеет две формы существования - гражданский мир и гражданская война.

Гражданская война - способ соперничества различных смыслов жизни, различных корпоративных и государственных стратегий, когда соперничающие стороны готовы поставить на кон свою жизнь.

Готовность поставить на кон собственную жизнь должна являться не представленным, а доказанным (согласованным) фактом. Политики, находящиеся при власти в государстве или первые лица любых корпораций могут начинать войну лишь при подавляющей поддержке всего населения государства или всего состава корпорации. На войну должно быть получено согласие совокупного политического субъекта. Поэтому согласие оказывается не только элементом мира, но и важным элементом самой войны. Если во время войны мнения сторон изменяются (внутреннее согласие на войну утрачивается), стороны могут перейти к мирному урегулированию спора на основе внешнего согласия.

Для любого политического субъекта внутреннее согласие выступает как совокупность технологий, правил и процедур поддержания внутреннего единства, доверия, целостности политического субъекта во внешнем стратегическом поединке.

Гражданский мир - состояние гражданского общества, где общественный договор поддерживается и перезаключается в условиях взаимного доверия граждан и власти, все разногласия решаются мирным путем, граждане принимают непосредственное участие в процессе принятия законодательных и исполнительных решений, публичная политическая коммуникация есть отдельная задача власти, связанная с особым типом институтов в государстве.

Важнейшей формой гражданского мира является наличие у государства сферы публичной политики.

Публичная политика - сфера политики, создаваемая в результате перехода от политики персональной ответственности лидеров к непосредственному участию в политике самих граждан и структур гражданского общества, где ответственность берет на себя политически активная часть гражданского общества, и в силу этого происходит выделение публичной политики из аппаратно-государственной, партийной, корпоративной и специальных политик в отдельную область. Политика оказывается открытой для влияния не столько со стороны непрофессиональных граждан, сколько со стороны экспертного знания.

Узловыми точками публичной политики, являются фабрики мысли и политические партии. Связка "политик - эксперт-консультант" является не просто эффективным, но абсолютно необходимым компонентом успешной публичной политики, а значит, и политики государства вообще.

Сама публичная политика оказывается связанной не просто с лоббированием своих интересов отдельными социальными группами интересов, но с производством системы коммуникации, где конвенциональная коммуникативная стратегия является специальной задачей. Все политические вопросы конфликтного характера ставятся в публичной сфере, а затем получают широкую огласку, обсуждаются, анализируются, по ним делаются доклады, высказываются рекомендации, и в конечном счете из области публичной политики они перемещаются в область конкретных законодательных и исполнительных решений, государственных заказов корпорациям, корпоративных проектов.

Конвенциональность - состояние общества, при котором доверие в обществе, открытая коммуникация, непосредственное участие населения в процессе принятия исполнительных и законодательных решения и достижение консенсуса по стратегически важным вопросам являются как безусловной ценностью гражданского общества, так и институционализированными процедурами государства. Конвенциональность является развитием термина "общественный договор" (обоснованного в концепции Руссо). Главными отличиями конвенциональности от общественного договора являются: ее подвижный характер (постоянно перезаключаемый общественный договор); наличие публичной политики как особой сферы политики с открытой коммуникацией и непосредственным включением ее в реальный процесс принятия законодательных и исполнительных решений; существование области концептуального описания условий, норм, правил, процедур, по которым ведется согласованная деятельность гражданского общества (конвенции в условиях делиберативного процесса); расширенное участие всего гражданского общества в процессе принятия решений (а не только элиты); доверие оказывается результатом специальных гуманитарных технологий поддержания согласия (наличие у политических субъектов конвенциональной коммуникативной стратегии), специальных технологий контроля против манипуляционной коммуникации для поддержания конвенциональной коммуникации.

Делиберативный процесс - (от англ. deliberate - обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать) - процесс коммуникации в сфере публичной политики, который характеризуется открытым и программируемым содержанием: ясно и четко артикулированной конвенциональной коммуникативной стратегией инициаторов и большинства участников, наличием наперед известных и открытых инструментов и этапов коммуникации, получением согласованных результатов в виде сценария и протокола развития, планов публичных диалогов, конференций, муниципальных встреч, программированием исследовательских заказов и, в конце концов, выходом на то или иное законодательное или исполнительное решение, тот или иной корпоративный социально значимый проект.

Делиберативный процесс начинается с информационного повода или проекта некоторого решения, который предстоит обсудить. В процессе обсуждения проекта некоторого решения обратная связь подлежит оформлению в структуру, соответствующую структуре самой среды коммуникации. В среде коммуникации обязательно выделяются советы, комиссии или отдельные личности, которые берут на себя роль модератора, а их функция носит название модерация.

Модерация ставит задачу обеспечить последовательное прохождение делиберативного процесса от разногласий через определение альтернатив, их обоснование и аргументацию, до выработки и формулировки компромиссов. Задача модератора - конвенционализировать различные точки зрения через цепочку консенсусов на всем протяжении пути от разногласий до достигнутого соглашения и принятия решения.

В практике делиберативного процесса используются такие технологии как разработка концепций, стратегий, программ. Разработка концепций, стратегий и программ в технологической цепочке делиберативного процесса представляет собой принятие конвенции, вокруг которой всякий раз и происходит открытый коммуникативный процесс. Тем не менее, сама конвенция стратегического планирования (программа, стратегия или концепция) эффективна лишь внутри стратегического управления, то есть тогда, когда обсужденная, выработанная и принятая в делиберативном процессе конвенция является исполняемым решением, иначе говоря, является реализуемой. Такого рода конвенция имеет содержание стратегии, которая является самостоятельной по отношению к коммуникативной стратегии, однако выработка такой содержательной стратегии возможна лишь в условиях конвенциональности.

Для реализации упомянутых технологий используются такие инструменты как протокол о намерении, протокол согласования и сценарий развития событий (или просто "сценарий развития"). Протокол о намерении используется тогда, когда до заключения некоторого соглашения (договора, контракта) стороны уже должны предпринять некоторые действия. В протоколе о намерении стороны отражают намерения произведения действий, затрат и обуславливают степень риска и ответственность сторон за эти предварительные действия.

Сценарий развития событий составляется, как правило, в случае, когда речь идет об очень длительном согласительном процессе при выработке стратегии, когда в дело вовлечено много сторон, когда речь идет об очень крупных изменениях, когда течение процесса опосредовано принятием ряда взаимосвязанных решений и проведением ряда обсуждений. Элементы сценария развития описаны в работе "Инструменты и технологии фабрик мысли" из аналитического доклада Агентства гуманитарных технологий.

В ситуации гражданского мира, тем не менее, можно обнаружить две концепции согласия. Для идеократии советского государства было характерно концептуальное (идеологическое) согласие. Для правовых государств характерно правовое согласие.

Концептуальное согласие является системно-доктринальным согласием, то есть согласие имеет характер содержательной целостности, где все стороны признают ряд основополагающих принципов, и согласие достигается исключительно внутри идеологической платформы. В случае концептуального согласия мировоззрение индивидуального сознания прямо и косвенно принуждается соответствовать доктрине.

Правовое согласие является неустойчивым и постоянно поддерживаемым компромиссом, несистемно соединяющим интересы разных сторон через ряд взаимных уступок с целью не допустить силового разрешения конфликта, порожденного столкновением интересов сторон.

Тем не менее в правовых государствах тоже существует концептуальное согласие, которое имеет совершенно иные механизмы принятия и иные технология управления. Такое концептуальное согласие имеет форму государственной стратегии.

Функции государственной стратегии.

1) Понимание происходящего. До определения стратегии имеющаяся ситуация чаще всего понимается как хаос, кризис или катастрофа. И только стратегия впервые оценивает реальные перспективы имеющейся ситуации и наличные в ней ресурсы, которые позволят добиться поставленных целей. Таким образом, видение перспективы и описание будущего есть трезвый и прагматичный взгляд на само настоящее.

2) Преемственность. Премьер-министр или Правительство могут измениться, но если есть государственная стратегия, есть гарантия, что его действия будут последовательны относительно одной и той же цели.

3) Взаимное доверие граждан и власти. Если государственная политика придерживается заявленной стратегии, это порождает общественное доверие к власти, которая публично объявляет определенные социальные цели и добивается их. Кроме того, государственная стратегия открыто предлагает социальные ценности, говорит об основании социального единства относительно тех или иных целей, и по сути конституирует государство как единую силу на время действия стратегии. Стратегия - подвижный социальный договор, заключаемый на оговариваемый период государственной властью с гражданами этого государства.

4) Единство. Государственная стратегия обеспечивает консолидацию политических сил внутри государственной стратегии. Сфера обеспечения такой консолидации - сфера публичной политики.

5) Последовательность и рациональность шагов. Заявленная государственная стратегия дает основание для критики. Стратегия создает возможность говорить по существу. Без этого журналистская критика зачастую является обвинением власти в каких-то мелких прегрешениях. Когда есть стратегия, критика идет в русле стратегии и столкновения происходят уже по тактическим вопросам.

6) Ориентиры и приоритеты. Содержание стратегии расставляет ориентиры и приоритеты для текущей деятельности, для среднесрочных и краткосрочных проектов, которые не должны противоречить генеральной стратегии. Государственная стратегия (а не политический торг фракций Парламента) является единственным основанием для формирования государственного бюджета (при этом бюджетная резолюция формируется исходя из государственной стратегии). Содержание стратегии дает основание для частного предпринимательства, для зарубежных инвесторов и для внешней политики в целом, увеличивает доверие других стран к стране, которая действует на основе публично заявленной государственной стратегии, создает содержательное пространство для международного усиления государства. Если государство имеет стратегию, с ним и с его стратегией вынуждены считаться другие государства. Если у государства нет стратегии, оно находится в фарватере чужой стратегии.

7) Этапы движения. Стратегия задает этапы продвижения к цели. Это означает, что каждый год или с любой другой периодичностью власть и граждане страны ставят перед собой новые проблемы и отмечают решение или нерешение старых, поставленных в прошлом году. Это является характеристикой социальной динамики процесса развития: способностью целого общества, его элиты, его политического руководства не увязать на долгие годы в решении одних и тех же проблем, а добиваться поступательной динамики социального движения.

Для внутреннего и внешнего согласия имеет значение технология достижения согласия впервые или возвращения согласия, когда оно по каким-либо причинам утрачено. Достижение согласия может быть скрытым (сговор или заговор) или открытым (договор).

Процесс открытого достижения согласия имеет строгие правила, технологии и процедуры. Мы опишем процедуры открытого достижения согласия в условиях конфликта стратегий. Неправильно реализованные процедуры согласия неоднократно приводили к срыву внутрипарламентских межфракционных соглашений, межгосударственных соглашений и соглашений международных организаций.

Согласие на согласие - для всякого внешнего согласия должно быть получено внутреннее согласие, а для внутреннего согласия не обязательно необходимо внешнее согласие (суверенитет согласия).

Выгода согласия должна быть стратегически оправдана для всех сторон. Согласие не должно разрушать ничей смысл существования, ничьи культурные традиции. Согласие суть заключение компромисса не внутри чьей-либо стратегии, а компромисса при свободном проведения каждой стороной своей стратегии.

Рамочные условия согласия - участники соглашения, время, место, цель, круг вопросов, по которым пытаются достигнуть согласия.

Глобальные консультации сторон, дискуссии по всем важным вопросам. Задача глобальных консультаций (делиберативного процесса) - выяснить круг вопросов, по которым можно прийти к согласию, а также принципиальные настаивания и неприятия каждой из сторон. Результатом глобальных консультаций является создание согласительной комиссии, члены которой от каждой стороны имеют полномочия на заключение согласительного договора. Согласительный договор заключается в процессе переговоров.

Процесс переговоров является важной составной частью любого согласительного процесса. Для переговоров создают согласительную комиссию (или совет) и ведут протокол согласования. Инициатива создания согласительной комиссии может исходить от любого участника групп влияния, если иное не оговорено институциональным законом или корпоративным актом, в зависимости от того, где происходит согласование. Создание согласительной комиссии или совета должно основываться на максимально справедливом представительстве всех заинтересованных сторон.

Для действия согласительной комиссии или совета должен быть определен срок проведения заседаний и, если необходимо, крайний срок соглашения. На заседаниях согласительной комиссии или совета ведется протокол согласования. Протокол согласования должен отражать структуру и этапы согласования любого решения. В протоколе должны быть: дата, число и состав участников, какие заинтересованные стороны каждый из них представляет. Если от заинтересованных сторон выделяются несколько человек, они могут избирать председателя и наделять его полномочиями по выражению мнения остальных участников, однако протокол ведется независимо от этого по каждому сказанному слову. Также в протоколе должно быть отражено, кто не присутствовал на заседании и причина отсутствия. Затем - дата предыдущих заседаний и следующих, а также формулировка положений, по которым стороны пришли к согласию.

В протоколе должны также быть следующие структурные элементы: отрицания (такая-то сторона безусловно отрицает такое-то положение); настаивания (такая-то сторона абсолютно настаивает на таком-то положении); лоббирование (такая-то сторона открыто лоббирует такие-то интересы) - отрицание, настаивание и лоббирование должно быть записано со слов ответственных за отрицание, настаивание или лоббирование людей, а не со слов посторонних. В протоколе должен содержаться мотив согласования. Затем происходит поиск компромиссов по такой схеме: перечень возможных компромиссов; аргументация каждого из компромиссов; аргументация в пользу выбора какого-либо из компромиссов и цена компромисса (что сторона хочет за компромисс). Обязательное условие - авторство формулировок компромиссов и их аргументов должно быть указано в протоколе (для понимания, чьи интересы в компромиссе или его аргументе присутствуют). В процессе согласования должно быть достигнуто первичное согласие по заключению компромисса - путем голосования (простым большинством) или путем консенсуса (абсолютным большинством). В любом случае результаты заключения соглашения записываются поименно, и если есть какие-то особые точки зрения, они фиксируются в протоколе.

Торг - самый важный этап, благодаря которому согласие может состояться и основной этап, зависящий от искусства политической дипломатии сторон. Торг проводится после того, как обе стороны обнаружили ряд препятствий для заключения соглашения и готовы идти на взаимные уступки.

Торг может быть открытым и скрытым. Чем более открытым можно сделать торг, тем больше возможностей для контроля за соблюдением соглашения. Результаты торга можно отразить как в протоколе согласования, так и в договоре.

Договор соглашения является публичным. Протокол соглашения может тоже являться публичным, но его важность усиливается тогда, когда та или другая сторона по каким-либо причинам нарушает условия договоренности. Такие ситуации часто встречаются в деятельности Парламента, при разработке и продвижении исполнительных решений.

Регламент Парламента, скажем, должен содержать описанные процедуры согласия, а для деятельности исполнительной власти должна быть закреплена практика публичных дебатов по выбору и продвижению разных вариантов исполнительных решений. Более того, торг и договор - важные элементы открытого лоббирования.

В договоре могут быть выписаны последствия для каждой стороны при нарушении ею любого из условий согласия. Последствия могут быть описаны в виде сценария развития событий при соблюдении условий договора и сценария развития событий при нарушении условий договора для любого из участников, не соблюдающих то или иное условие договора.

В договоре должен быть отражен выбор формы контроля (надзора) за исполнением договора о соглашении.

Главным следствием гражданского согласия в обществе является наименее болезненные переходы при любом изменении политики - согласие преследует стабильность и долговечность. Главной характеристикой общества, где используются технологии открытого достижения согласия, является доверие.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"