АГЕДОНИКИ

Иллюстрация к эссе

Главный урок Эдички и Леночки прост - свобода есть не только свобода разума, она есть, кроме того, свобода чувств. Несложно попасть за границу и стать умным относительно кошмара на одной шестой, нетрудно это понять и стать разумом выше тех, кто там. Но не под силу бывает чувственность изменить, ибо эта работа оказалась непосильной для многих: чтобы отличить вкус апельсина утром от вкуса апельсина вечером, нужно как минимум есть апельсин и утром, и вечером.

Если бы все вернуть, он бы, наверное, участвовал во всех эротических играх Леночки, согласился терпеть ее любовников и любовниц, но он бы никогда не испытывал наслаждения. Я не знаю, сумела ли Леночка объяснить ему это: она могла не осознавать, что мешает ей быть с ним. Тот, кто живет в этом, как у себя дома и имеет дар развивать чувственность, может не осознавать, что другие это делать не могут; и расставаться с ними, не умея объяснить, почему так поступают. Одна фраза, брошенная Леночкой, о неумении наслаждаться ловит Эдичку с поличным.

Гедония - умение наслаждаться, противостоящее созвучному явлению "гедонизму", делающему наслаждение последовательной целью. Гедония не ставит наслаждение целью и не ищет наслаждения. Она есть просто умение совладать с самим наслаждением. Настоящие гедоники - люди, умеющие наслаждаться; еще их называют умеющими жить, что одно и то же.

Агедония - неумение наслаждаться; неспособность построить наслаждение; создать сценарий удовольствия; совладать с маргинальным наслаждением; импровизировать вне сценария; развивать чувственность собственную и чувственность соучастников наслаждения; неспособность сосуществовать со своими пороками.

Здесь меня не интересуют пассажи относительно того, что последовательные гедонисты и есть агедоники, ибо поиск наслаждения, постоянная акцентуация на наслаждении превращают его в обыденность и тем самым упраздняют его как наслаждение, классическим примером чего могут являться наркоманы - агедоники par exelence.

Моя мысль также не последует в направлении декаданса, ставящего своей заслугой идеологию высокомерной изолированности: искусство ради искусства, или изъясняющегося на элитарно-сложном языке. Претензии декадансу могут возникать лишь в узкой области - "casus agedonicus" - когда в творении искусства ни автор, ни читатель не получают "удовольствия от текста" (Барт), где текст берется в самом широком смысле.

Больше всего меня интересуют два самых распространенных случая агедонии: естествуизм и эстетствуизм. Развивать эту тему я вынужден по той же причине, что и большинство пишущих многословные трактаты, - леность читателя, не желающего самостоятельно делать выводы из уже сказанного. Поэтому говоримое нужно не только говорить, но объяснять, да еще и делать все следующие из этого выводы.

Сенсорное наслаждение будем понимать как удовольствие от секса или опьянение (имеющие сходную соматическую природу) в противовес отсутствию боли или ощущению комфорта (уюта), то есть естественному состоянию. Эстетическое наслаждение вообще не будем определять, так как его критерии изначально субъективны и не поддаются рациональному определению. Поэтому для эстетического наслаждения примем указание на чувственную интенцию удовольствия от соответствия ценности. Гедонисты естествуисты, предпочитающие сенсорное наслаждение всякому эстетическому и, наоборот, гедонисты эстетствуисты, предпочитающие эстетическое (ценностное) наслаждение сенсорному, - те же агедоники. Однако гедонисты - акцентуированные агедоники, зациклившиеся на наслаждении.

Последовательный гедонизм есть наркомания или любоголия. Наркомания не может совладать с наслаждением по той причине, что упраздняет само наслаждение за счет повышения болевого порога: то, что было наслаждением, становится естественным состоянием, а то, что было естественным состоянием, становится болью. Наркоман не стремится к наслаждению, он стремится от боли.

Агедоники естествуисты - акцентуированные на естественном состоянии, по той или иной причине отказывающиеся от сенсорного наслаждения (секса или опьянения). Осознающие свою перверсию заслуживают на жалость. Считающие свое состояние изначальным и желательным для всех - монстры и не заслуживают даже на живое участие.

Агедоники эстетствуисты - более сложный тип, противопоставляющий два типа наслаждения: сенсорный и эстетический. Они тоже отказываются от сенсорного наслаждения, акцентуируясь на эстетическом. (Проще это можно проиллюстрировать примером с соблазном женщины: женщина согласна отдаться, но чтобы он был на Мерседесе, в костюме, выбрит, хорош, в комнате интимная обстановка, красивая музыка и т.п.) Сенсорное наслаждение здесь оказывается неважно. Важна ценностная ориентация на эстетическое содержание.

Как вы заметили, агедония есть отказ и неумение наслаждаться в сенсорном смысле, акцентуируясь в сторону естества или эстетства. Агедония как отказ от эстетического наслаждения не может быть идентифицирована нами в том смысле, что эстетическое или ценностное наслаждение как интенция всегда и всем присуще: вопрос о неумении наслаждаться в эстетическом смысле не может быть поставлен рационально, ибо, в конечном счете, это лишь вопрос различия ценностей.

Агедония - последнее и самое мощное основание христианства, оставшееся после его ухода с позиции монопольной идеологии жизни. Агедония - социальная болезнь славян, основная часть которых - естествуисты, а особая, характерная лишь для них прослойка, - интеллигенция - эстетствуисты. Запущенная и хроническая агедония - основная и главная причина одиночества. Агедоники портят жизнь не только себе, но и тем, кто с ними пытается разделить досуг. Они не просто ломают кайф, они его гадят...

Агедоникам (гедонистам, естествуистам, эстетствуистам) противостоят гедоники, знающие толк и в том, и в другом типе наслаждения, и последовательно развивающие свое умение наслаждаться. Они сознательно и активно относятся к своей способности сенсорного наслаждения, открывают новые и новые области и способы такового, при этом отнюдь не будучи всецело зависимы от самого наслаждения. Это в высшей степени интересные и ценные люди. Агедоники, как правило, скучны и неоригинальны. Единственное что с ними можно сделать: оставить их как есть, и иметь с ними дело только в крайних случаях...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"