Я БАЛДЕЮ БЕЗ БАЯНА

...А с баяном, так вдвойне? "Низший пилотаж" Баяна Ширянова - вещь, по поводу которой можно высказаться в идеологическом ракурсе. Или в том, что мы называем идеологией: в смысле выбора жизненной стратегии рационального и чувственного мироотношения.

Есть принципиальные вопросы, которые наркоманы не ставят: отношение к обществу, отношение к идеологии, отношение к смыслу жизни, отношение к самой чувственности. Эти вопросы являются принципиальными именно потому, что принципиальным является их отсутствие у наркомана. Наркоман никогда не задает себе подобных вопросов не потому, что считает их глупыми или неуместными, а потому, что они у него естественным образом не возникают. Для наркомана все события происходят в его наркотическом сознании, и никакие события внешнего мира не имеют смысла в силу невосприятия самого этого внешнего мира как имеющего смысл. Вся окружающая среда важна лишь постольку, поскольку в ней обнаруживается реальная и непосредственная опасность не получить очередную порцию кайфа.

Наркомания начинается не с идеологии, социального протеста или конфликта на уровне жизненных стратигем, хотя наверное и такое случается. Наркомания начинается из нестандартного чувственного отношения к смыслообразующей среде существования: особой открытости к чувственным экспериментам и отсутствия боязни или непонимания грозящих последствий. Культура, настаивающая на рациональном воспитании, оставляет чувственность на откуп социальной стихии. Сильная сторона так называемой славянской культуры состояла в этой амбивалентности - в воспитании чувств на фоне оргиастических традиций.

Одностороннее освоение оргиастических традиции, как правило, заканчивалось алкоголизмом. Алкоголик сохраняет некоторое подобие чувственных отношений с социумом. Однако наркоман идет еще дальше - чувственность окружающего социума и чувственность наркомана несоотносимы. Они "на соседних вершинах живут, разделенные бездной".

Тем не менее, если хотите, наркомания - суррогат медитации. Отношение наркомана к своему телу лишено отрицания или идеологического содержания. Наркомания - последовательная и неидеологическая реализация беспочвенного идеализма, доведенная до крайности. Наркоман не живет в теле: он им пренебрегает естественным образом в силу того, что живет в наркотическом мире кайфа. Свое тело он использует вразнос, настолько интенсивно и безжалостно, настолько того требует момент влечения к "приходу". Ценности наркомана по ту сторону обычного физического мира, и апелляцией к его проблемам в этом мире его сознание не изменить. Единственный путь изменения состояния самого наркомана - в вовлечении его в иные области "кайфа". Если общество этого сделать не в состоянии, ему не вернуть наркомана в среду своих традиционных ценностей. То же самое коммунизм: красные знамена вроде шприцев - возьмите назад свою свободу, дайте ширнуться, дайте забыться...

Наркомания - не такой простой вопрос, как его ставят те, кто обычно "стремает" наркоманов: друзья, коллеги, родственники. Наркомания один из способов самоубийства. Если мы признаем право человека на самоубийство, тем самым мы признаем его право быть наркоманом. При одном условии однако: что его наркомания не должна напрягать окружающих и не должна развращать малолетних и других людей. Его жизнь должна быть изолированной. Однако насколько? Значит ли это, что наркоман должен быть лишен всех гражданских прав? Очевидно нет. Значит у него есть полное право убеждать окружающих, включая малолетних, в правильности его способа жизни и предоставлять им случай "попробовать".

Собственно вот это уже проблема социума: школы, семьи, института. Право наркомана развращать окружающих должно быть компенсировано правом социума последовательно и глубоко разбирать и пропагандировать не только физиологические или медицинские проблемы наркомании, но и этические, правовые, философские, религиозные. Свобода суть осознанный выбор, не ограничивающий выбор другого.

Говорят, Господь любит умалишенных и пьяных. Любит ли Господь наркоманов? неизвестно. Однако некоторые обстоятельства этой чаши весов мы можем попытаться обсудить. Моя позиция состоит в том, что кайф наркомана - кайф для нищих духом: для тех, кто не может средствами собственного сознания достичь измененного состояния сознания. Поэтому я и называю наркоманию суррогатом медитации. Отказаться от наркомании не в силу страха перед последствиями или отсутствия жажды эксперимента и духовного развития. Нет! Отказать от наркомании в силу особого снобизма духа - достигать измененного состояния сознания средствами самого сознания - вот знамя интеллекта.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"