КОДЕКС ЛИЧНЫХ ПРАВ

Большинство правовых доктрин исходили из того, что человеку даруется свобода в государстве или же он обретает ее в общежитии гражданского общества. Кодекс личных прав утверждает следующее: человек становится человеком в завоевании права и свободы. Личность становится личностью в использовании свободы и права. Человек обретает себя в долге и обязанности, в идентификации с любым статусом, включая статус "человек". Личность обретает себя в инициативе, преодолевающей любой статус. (см. мою работу "Бытие причастным")

Дело личности - жить и опережать любой закон, творить инициативу в области, не урегулированной законом. Поэтому право простирается так далеко, как далеко простирается инициатива личности, в этом смысле право преодолевает закон, в этом смысле личность равна праву, а не статусу. Свобода личности является средой инициативы, где личности принадлежит весь инициативный и волевой простор по праву первого, где сам этот простор еще никем не занят, и поэтому личность не может быть подчинена кому-либо или чему либо. На этом просторе личность полновластный хозяин, а ее закон - ее собственная инициатива.

Это кодекс не гражданских прав, а личных прав. Личность имеет право не перед лицом государства как один из граждан, не пред лицом гражданского общества как его член, а перед лицом человеческого рода как уникум, то есть как собственно личность. Изменение мира в конце двадцатого столетия меняет роль и значение государства, поэтому меняется и кодекс естественных прав, восходящий к классическим доктринам государства и гражданского общества. Личность оказывается в центре внимания, и выясняет свои отношения в праве не только с государством, но и с гражданским обществом. Кодекс естественных прав становится кодексом личных прав.

Учитывая то, что интересы личности и государства не совпадают, особенно в государствах со слабо отрегулированным, периодически не перезаключаемым или дискриминационным общественным договором, от заключения которого продолжительное время оттесняются целые части общества, настоящим излагается кодекс личных прав. Этот кодекс не является законом или юридическим документом, он действует исключительно в области конвенционального права, его применение возможно в судебном порядке на основании инициативы любого из граждан. Таким образом, кодекс личных прав частично находится в области прецедентного права, где сам прецедент порождается не институтами или корпорациями, а личностью, ее личной инициативой, личным беспокойством и заботой о своем личном будущем. Частично кодекс личных прав находится в области естественных правовых конвенций гражданского общества, не требующих законодательного подтверждения. Частично кодекс личных прав имеет отношение и к простому праву, то есть такой области, которая обходится весьма простыми и понятными формулировками и объяснениями.

Личность становится субъектом права, выясняя свои отношения не только с государством, но и с гражданским обществом путем правовой конвенции. Правовая конвенция принципиально отлична от конституций и государственных законов, государственных или корпоративных идеологий, от интересов мафий, классов, партий от националистических или расовых доктрин. Правовая конвенция восходит к общественному договору Руссо. Ее теоретическое основание в том, что общественный договор не является заключенным раз и навсегда, но существует как конвенция (подвижный договор) всего общества, заключаемый и перезаключаемый всякий раз, когда происходят любые социальные перемены в этом обществе, затрагивающие изменение государства, изменение структуры этого общества (экономическое, демографическое правовое, политическое), и вообще общественный договор находится в состоянии постоянного пересмотра и изменения.

Государство таким образом есть не что иное как институализированная и конституированная социальная технология жизни гражданского общества, его реальная структура и набор социальных проектов по изменению такой структуры. Правовая конвенция опирается на базисные принципы правового доминирования гражданского общества над любыми государственными институтами, правового предпочтения личности государству и гражданскому обществу, верховенства права над законом.

Вместе с тем для конца ХХ века естественным является процесс раскола между государством и гражданским обществом. Характер этого разрыва таков, что государство его не в состоянии его ни преодолеть, ни контролировать. Во-первых, власть все более и более принадлежит частным корпорациям, мафиям, монополиям, крупным компаниям, которые осуществляют прямой подкуп и управление государством. Во-вторых, на конституционном уровне и идеологически в демократически развивающихся государствах закрепляется принцип организации государства через доминирование одного из образований гражданского общества - нации, класса, семьи, расы, партии, что ущемляет личные права через ограничения и принуждение личности не только со стороны государства, но и со стороны уже самого гражданского общества, исключительность одного из образований которого конституционно поддержана самим государством.

Если же конституция не рассматривает процесс существования нарождающегося общества в качестве самоорганизующегося на уровне судебной власти, она не является формой общественного договора. В частности, конституция не ориентирована на личность, имеющую и организующую свое дело, пытающуюся участвовать в деле изменения политической и экономической структуры государства. Преимущество строить и создавать государство во многих конституциях отдано в руки самого государства, а не в руки личной инициативы. Единственной же непосредственной и допускающей личное влияние через властные доказательные решения властью в обществе является судебная власть. Именно эта ветвь власти является самой слабой и недействующей в нелиберальных демократических обществах.

Ниже предлагается кодекс личных прав, который позволит обществу, давая ход немногим личным инициативам, поддерживать конвенциональность внутри себя в период перехода от государства кланового и попирающего основные гражданские и личные права, но являющегося в той или иной мере демократическим, к государству либерально-демократическому. Конвенция с точки зрения личности выступает как перезаключаемый общественный договор гражданского общества, а в отношении к государству выступает как выяснение отношений членов гражданского общества с государством в суде, через судебную власть, с юридическими последствиями для последующего изменения законов и исполнительных решений в этом государстве. судебная власть есть непосредственная форма власти гражданского общества, через которую оно может воздействовать на остальные ветви власти, на сами законы, на сами исполнительные решения. Кодекс личных прав пытается показать, как судебную власть сделать и формой личного влияния на власть.

Право есть область разрешаемых в судебном порядке соотношений личной воли, интересов корпорации и власти государства, выраженной в законах и исполнительных решениях. В своей правовой практике правовая конвенция использует наличное законодательство государства как изначальное условие личной правовой инициативы в области прецедентов разрешения споров с государством. Практически все конституции демократических нелиберальных государств в той или иной мере вмещают три важных правовых принципа, которые в этих государствах до конца не принимаются правовой теорией, и не применяются в реальной судебной практике.

Первый конституционный принцип: принцип верховенства права. Он означает, что в любой ситуации право сильнее закона, если доказана естественность этого права, закон же всегда искусственен и поэтому ограничен. Этот принцип по существу есть принцип презумпции права личности перед законом государства, включая конституцию. Это означает возможность личности в судебном порядке решать свои споры не только с юридическими лицами и даже целым государством, но и с самим законом и самой конституцией. Поэтому вполне возможны судебные иски типа "Иванов против такого-то закона" или "Иванов против такой-то инструкции" или даже "Иванов против такого-то решения исполнительной власти".

Второй конституционный принцип: нормы конституции есть нормы прямого действия. Таким образом, этот принцип действует так: когда принимается заведомо неконституционный закон или принимается заведомо неконституционное решение исполнительной власти, такой закон можно игнорировать, и такое решение исполнительной власти можно не исполнять. В случае судебного иска со стороны государства, нужно ссылаться именно на прямое действие конституции, то есть на то, что конституция действует прямо и непосредственно, а любой закон лишь через конституцию. Невыполнение любого закона, противоречащего конституции, не может преследоваться в правовом порядке государством. Преследование в судебном порядке должно исходить из детального разбора коллизии, на основе презумпции естественных прав личности перед законом государства.

Прямое действие конституции означает, что каждая норма конституции относится к определенному субъекту и имеет правовые последствия непосредственно для этого субъекта. Иначе говоря, можно поставить на место любого чиновника, милиционера, представителя власти непосредственно апеллируя к конституции и не прибегая к суду. В случае обращения в суд по телефону, письменно, через посыльного действия юридических и физических лиц, которые противоречат конституции, должны быть немедленно остановлены любым представителем судебной власти еще до обращения потерпевшим в суд, и в случае наличия в таких действиях преступления этим же судом должно быть инициировано судебное разбирательство.

Наконец, третий конституционные принцип: права и свободы, выписанные в конституции, не являются исчерпывающими. Это означает, что любое новое или не означенное естественное право не нуждается в его подтверждении на законодательном уровне. Оно существует для личности, используется ею, и может быть ограничено лишь в судебном порядке на основании закона, если сам закон не противоречит конституции. Именно на этом принципе основывается право любой личности в судебном порядке опротестовывать не только определенные действия власти, но даже и сами законы, сами решения исполнительной власти, сами формы общественной организации государственных институтов, и даже нормы корпоративных отношений.

Эти три принципа являются основополагающими для кодекса личных прав, который сам по себе предлагается как основа для правовых и юридических прецедентов. Таким образом, инициатива членов гражданского общества есть единственной гарантией воплощения данного кодекса, в отличие от конституции любого из государства, применение которой гарантировано самим государством, которое самом по себе лишено правовой инициативы.

Кроме этих трех принципов необходимо изложить еще различение прав на:

Rights - права вообще, или в частности неотъемлемые (естественные) права.

Эти права имеют преимущественное значение над всеми другими правами. Они прежде всего берутся во внимание в конституции. Они гарантируются самим фактом жизни человека, личности. Эти права защищаются всеми ветвями власти, и к ним нужно апеллировать в первую очередь. Инициатива по их защите принадлежит всем: государству, гражданскому обществу, личности, человеческому роду. Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права еще называются природными правами и истолковываются в пределах здравого смысла. Принцип "неисчерпаемости прав" действует лишь через суд, и именно в суде нужно доказывать, что право дышать, скажем, есть природное, естественное личное право. Естественные права базисные, обязательные.

Liberties or freedoms - свободы или гражданские права.

Это те права, которые приобретаются в гражданском обществе, права общежития, гарантированные общественным договором, наиболее конвенциональная часть прав. Эти права гарантируются законом и судом гражданину, но имеют личную принадлежность и их защита происходит исключительно по личной инициативе или инициативе любых объединений гражданского общества. Эти права касаются отношений людей, образований гражданского общества, государства и не связаны с непосредственными бюджетными издержками. Это в частности - право на гражданство, неприкосновенность жилища, свобода слова, совести, объединений, управления государством, на частную предпринимательскую инициативу, на организационную и политическую инициативу в отношении государства и гражданского общества и прочие.

Самая важное в этой части прав, что, во-первых, эти права возникают конвенционально и поддерживаются личной инициативой, находящей свое выражение через поддержку гражданского общества, а во-вторых, независимо от их конституционного закрепления, они удерживаются в гражданском обществе, а не на уровне государства, и конвенционально поддержанная личная инициатива позволяет отстаивать их в суде как природные, естественные права. Таким образом, гражданские права есть конвенционально естественные права. Кодекс личных прав утверждает переход корпуса гражданских прав и свобод в область личных прав как итог всевозрастающей роли и инициативы самой личности на рубеже конца ХХ - начала ХХІ века.

Entitlemets - социальные гарантии или предоставленные права.

Они не имеют преимущественного значения, гарантируются лишь после того, как гарантированы первые два вида прав, и не должны им противоречить. Социальные гарантии - права, что гарантируются гражданину государством в лице законодательной и исполнительной власти, их нарушения не рассматриваются судом. Суд отстаивает исключительно неотъемлемые и гражданские права. Предоставленные права связаны с непосредственными бюджетными расходами, и значит им соответствуют определенные статьи бюджета. Такие социальные гарантии как право на трудоустройство, научную, техническую, творческую и другую деятельность, образование, отдых, медицинское обслуживание, социальную защиту в старости, чистую окружающую среду, достойный уровень жизни, юридическую помощь не гарантируются судом.

Принципиальные отличия гражданского и личного права:

1) Гражданское право является предоставленным и гарантированным со стороны государства или поддерживаемым традициями гражданского общества - личное право является непосредственно принадлежащим и инициируемым самой личностью.

2) Гражданское право является конституированно фиксированным - личное право является подвижно конвенциональным.

3) Гражданское право является декларативным и приобретается как знание - личное право является прецедентным и приобретается как успешный опыт личного применения другими тоже лично.

4) Гражданское право оформляет себя в законе и рассматривает всеобщий интерес как интерес государства - личное право существует в конвенциональной подвижной среде, где через суд выясняется соотношение власти государства, интересов институтов и корпораций и воли личности, а всеобщий интерес представляется как интерес пробудить личную инициативу граждан, не опосредованную государством или гражданским обществом.

Основные принципиальные положения этого кодекса:

1) Субъектом личного права является личность, а не гражданин. Личность сама выбирает свой тип гражданства, то есть тип отношений с государством. Личность есть источник, способ и характер содержания права.

2) Динамичность общественного договора диктует постоянное перезаключение отношений личности и государства, личности и гражданского общества через судебную власть в форме подвижного общественного договора или конвенции, которая не сводится к конституции. Данный кодекс может рассматриваться как часть правовой конвенции.

3) Право частной предпринимательской инициативы есть конвенционально неотъемлемым правом любой личности и выходит за рамки отношений гражданства, особенно с появлением электронной коммерции.

4) Право организационной и политической инициативы есть конвенционально неотъемлемым правом любой личности и выходит за рамки отношений гражданства в связи с завоевываемым правом личности на политическую и организационную инициативу в государстве перед лицом международного права.

Личностная политическая инициатива - гражданский прецедент перед лицом мирового сообщества, международного права, мировой сети коммуникации - тот новый инструмент, который предлагается для совершенно нового этапа правозащитного движения - движение политической инициативы или движение правовых прецедентов политических исков в судебной власти. Таким образом, основные права личности оказываются более широкими, нежели классическая триада - право на жизнь, свободу, собственность. Касательно личного права к этой классической триаде не просто добавляется право на частную предпринимательскую инициативу и право на организационную и политическую инициативу, но ставится вопрос об изменении источника, характера и способа существования самого права. Ниже рассматривается известные права и свободы в их личностном содержании.

Личность и государство

1. Первым правом личности есть право на достойную жизнь. Если государство провозглашает возможность отбирать жизнь, или если государство не в состоянии обеспечить достойную жизнь, оно не может заслуживать на доверие со стороны его граждан. Поэтому первейшим правом есть право на поэтапный односторонний разрыв общественного договора гражданства. Необходимо прецедентное введение трех ступеней гражданства - полное гражданство, политическое гражданство (экономическая самостоятельность), культурное гражданство. Личность выше гражданства, достоинство личности выше патриотизма.

Политическое гражданство или экономическая самостоятельность означает, что личность выразила недоверие государству и предпочла сама оплачивать все те сферы, которые государство берется оплачивать с налоговых отчислений. При этом, личность самостоятельно заключает договора с определенным кругом юридических лиц (Пенсионный фонд, министерство образования, на науку, и т.п.) Именно нынешние нарождающиеся формы электронной коммерции, заключения сделок, электронных денег позволяет это сделать для всякого желающего.

Культурное гражданство вводится для всех лиц, проживающих вне государства. Оно дает доступ к целому ряду фиксированных гражданских структур этого государства (образование, пенсионное обеспечение и т.д.), если только это государство принимает на себя обязательства гражданского обеспечения проживающих за пределами его территории граждан.

2. Вторым правом есть право на недоверие и вмешательство в организацию самого государства. Это означает право подавать иск и соревноваться в суде с любым юридическим лицом, с любым законом, с любым исполнительным или любым судебным решением. Отсюда следует, что любой закон или исполнительное решение может быть отменено в судебном порядке по инициативе любого гражданина, обратившегося в суд и доказавшего неправомочность того или иного закона или решения. Закон или решение отменяется, а суд должен направить представление в законодательный орган. Более того, личность в судебном порядке имеет право требовать любой привилегии, имеющейся для должностного лица в государстве, либо отмены такой привилегии у должностного лица, поскольку конституция говорит о равенстве прав, которые не зависят от должности.

3. Право на частную жизнь, то есть право не невмешательство государства в ту область, которую личность доказательно объявляет своей частной жизнью. Государство само по себе, личность сама по себе, их встреча происходит лишь в области гражданских отношений на основе закона, их спор решается в судебном порядке. Личность имеет право, государство имеет законодательные сферы компетенции. Личность может вмешиваться в любые дела государства, поскольку любые его дела затрагивают ее жизненные интересы, а государство может вмешиваться в дела личности в сферах, определенных законом, прежде всего, конституцией, и не иначе, нежели по судебному решению. Проституция, наркотики, порнография государством ограничиваются в пространстве их существования, но относятся всецело к частной личной жизни, если при этом не происходят иные преступления.

4. Право на информацию о государстве и право на утаивание собственной информации от государства. Государство не может скрывать информацию о своей работе, личность может скрывать свою информацию от государства. Поэтому "государственная тайна" и "военная тайна" должны быть оспариваемы ежечасно в прессе, и отрицаемыми каждый раз в суде касательно постоянной необходимости быть рассекреченными. Из права на информацию вытекает также и обязанность государства предоставлять каждому подробную декларацию о расходах государственного бюджета в обмен на ежегодную личную декларацию о доходах. Точно также из права на информацию вытекает право требовать в перед лицом гражданского недоверия государственным органам всех должностных лиц публиковать свои налоговые декларации ежегодно.

В содержании этого права есть и другая сторона: право на минимизацию информации, получаемой в любых отношениях с государством, институтом, корпорацией. Любое отношение может быть сведено к сообщению информации одного рода. Право требовать предоставление не более, нежели одного документа в любом месте, в любых отношениях, в любом случае, на любое требование. Отстаивание этого право непосредственно подрывает основы бюрократизации гражданской жизни.

5. Право свободы мысли и слова. Все достойно мысли о нем, все достойно слова о нем. С появлением Интернет государство уже не может воспрепятствовать любому выразить свои мысли и взгляды в электронной форме. Любое выражение мыслей или взглядов может быть подвержено критике, но не запрету. Государство может предлагать в продажу фильтры для тех, кто желает себя обезопасить от выражения тех или иных мыслей, но оно не может запретить их выражать. Цензура таким образом, объявляется не просто не существующей, а и невозможной на государственном уровне. Право на свободу мысли и слова в электронном пространстве является абсолютным, а право на выбор реализуется на уровне гражданского общества через доступ к программным фильтрам.

6. Право на неограниченную имущественным цензом частную инициативу экономической самоорганизации. Это означает, что нынешние законы и инструкции существуют в таком виде, что создать свое частное дело можно лишь уже обладая некоторым имущественным цензом. Причем, уплату нужно делать государству за многочисленные регистрации, оформления, лицензии и т.д. Право же создавать любые организационные структуры, открывать свое дело, не должно облагаться налогом. Против всех случаев такого скрытого налогообложения личность имеет право начать судебный процесс против государства (инструкций, актов, решений, лицензий и т.д.) на основании той же конституции.

7. Право на имущественную и интеллектуальную собственность и ее защиту. Собственность, добытая честным трудом, не может быть отчуждена. От государственных институтов, не обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, личность вправе требовать через суд либо компенсации, либо прекращения их деятельности.

8. Право требовать выполнения государством своих функций и обязательств за свой счет, своими средствами, не используя рабочее время личности. Это означает на примере налоговых деклараций весьма широкий спектр действий - права не являться в налоговую инспекцию в рабочее время; права требовать от государства возможности письменного предоставления налоговой декларации в произвольной форме; права требовать от государства осуществлять функции контроля за свой счет (если я не предоставляю какой-то информации, не значит, что я ее скрываю, государство обязано получить ее своими средствами и за свой счет). Невыполнение формального требования предоставления информации (скажем, налоговой декларации) не является нарушением, пока не доказано сокрытие доходов. Доказать же сокрытие должно государство. Если это не сделано, то сам факт неподачи не может служить основанием для предъявления каких-либо претензий. Более того, доказательство является основанием для каких-либо юридических последствий только, если есть решение суда. Недостатки и длительность судебных решений - на счет государства.

9. Право вооруженной защиты своей жизни, жизни членов своей семьи, своей чести, достоинства, своего имущества. Право отстаивать наличие оружия дома и регистрируемое его ношение, независимо от законодательного оформления этого права.

10. Право на свободное передвижение, свободный выбор места жительства и свободную декларацию о себе. Государство не имеет права как-либо ограничивать принцип отношения с государством ни привязкой к прописке, ни к месту работы и т.д. Право требовать от государства сообщения всех сведений о личности, собираемых и наличных в любой форме. Любые ограничения передвижения, выбора места жительства.

Личность и гражданское общество

1. Право выбора личностной идентификации - языка, культуры, национальности. Право отстаивать свой выбор перед лицом государства и гражданского общества. Право на духовное развитие, не ограничиваемое государственными институтами и принудительным определением в гражданском обществе (семья, класс, партия, корпорация).

2. Самое важное право в области отношений экономической самоорганизации гражданского общества есть право на оговариваемый контракт. Личность имеет право требовать от всякого института, фирмы, компании, корпорации, с которой она вступает в любые отношения, предоставлять для заключения оговариваемый двухсторонний договор. Любой договор найма должен быть двусторонним, обсуждаемым, изменяемым. Контракт действует даже тогда, когда не заключен. На предложение выполнить ту или иную работу, которая, как вы считаете, не входит в круг ваших профессиональных обязанностей, вы можете отвечать: это не оговорено в нашем контракте. На возражение, что никакого с вами контракта не заключалось, отвечайте требованием именно для таких ситуаций заключить контракт.

3. Право организационной и политической инициативы есть неотъемлемым правом личности. Это означает самый широкий спектр организационных инициатив: начиная от выбора типа гражданства и заканчивая прямым вмешательством через суд в деятельность государства, вплоть до структурного преобразования самого государства. Структурное преобразование самого государства означает право в судебном порядке требовать пересмотра любой структуры государства так или иначе ущемляющей личные права. Это также означает право создавать любые не нарушающие права личности организации, корпорации, объединения, ассоциации, в том числе и такие, которые ставят цель преобразование-уничтожение нынешнего государства. Это также означает право создавать любые корпорации с той или иной корпоративной этикой, выходящей за пределы интересов государства, имеющей транснациональное содержание.

4. Право опротестовать любую экономическую привилегию институционального характера или закрепленную в гражданском общества, как ущемляющую достоинство личности, не имеющей этой привилегии.

Данный кодекс имеет характер концептуальной ориентации и не требует своего законодательного оформления. Кодекс претендует на легитимность, а не на легальность.

Fiat persona pereat mundus!

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"