ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Краткое руководство для постсоветских интеллектуалов

Если вы хотите знать, как стать предпринимателем, то это не для вас. Нельзя принять такое решение, нельзя выработать такую цель, если эта цель уже подспудно в вас не живет. Можно, имея определенный способ жизни, прийти к выводу, что это и есть предпринимательство, и лишь последовательно развивать этот способ жизни, все более и более оттачивая стиль поведения, стиль мысли, стиль коммуникации. Предпринимательство имеет стойкие стилевые предпочтения - динамичность (воспроизводство ситуации развития), мобильность (внутренняя и внешняя), коммуникативность и энергичность.

Мобильность и коммуникативность предпринимателя всегда противостоят предметному знанию. Предметное знание - любое знание, почерпнутое вне объекта (из книг, Интернет, СМИ и т.п.). Объектное знание - знание, почерпнутое в непосредственном общении с инсайдерами любого процесса, с непосредственными организаторами любого дела. Объектное знание имеет ряд преимуществ перед предметным для всякого проектирования. Объектное знание обязательно содержит мотивы участников, их цели и стратегии, информацию о связях и характере этих связей, предпочтения и эмоциональный фон инсайдеров.

Жизненная сила и энергия предпринимателя - иррациональный источник предрасположенности к развитию, так как у развития нет рациональных оснований (впрочем, как и упадка: и то и другое есть иррациональный жизненный выбор, сильно физиологически зависимый). Иногда эту силу называют волей к власти (лидерству, инициативе, успеху, победе). Воля к власти традиционно понимается как воля к обладанию чужими жизнями, воля к распоряжению чужими поступками, мыслями, словами. Это очень поверхностный взгляд. Ударение нужно ставить на содержательной стороне дела: чем обладают, когда обладают мыслями, поступками, словами. Властвует тот, кто несет жизнь в самом универсальном ее проявлении, охватывая как можно больше сегментов самой жизни. Работоголики, не умеющие наслаждаться, столь же мало способны на долгосрочное удерживание лидерства, как и те, кто имеет потрясающую способность к наслаждению.

Жизненная сила не имеет рационального основания, она не воспитывается и не приобретается через философию или идеологию. Мало того, многие учения (например, буддизм) служат неплохим рациональным оправданием ухода от энергичной жизни. Энергичный жизненный стиль - демонстративный захват новых секторов влияния, удерживание имеющихся, быстрое возрождение из пепла, способность нравиться многим, защищая и действуя в их интересах, расширение охвата как можно большего проявления самой жизни - способов работы, способов отдыха и игры.

Есть важная энергетическая составляющая в предпринимательском стиле жизни. Если ты не можешь жить во всем на полную катушку, то и не нужно. Не все люди могут потратить много денег, много энергии, привлечь (увлечь, заинтересовать) множество людей, и им это и не нужно, то есть они вполне могут без этого обойтись. Предприниматель живет 24 часа в сутки, 7 дней в неделю полноценной и энергетически затратной жизнью, где работа и отдых почти неразличимы - различимы только места, где это происходит, называемые местами для работы или отдыха другими людьми, но не являющиеся как-то внутренне различимыми для предпринимателя.

Настрой предпринимателя - направленность вовне (основная интенция) на преобразование, улучшение, организацию и реорганизацию. Это классическое понимание предпринимательства. В наше время и на нашей территории для предпринимателя обязательно существует еще и неклассическая составляющая - демонстративная осмысленность, то есть самообретение цели и смысла, демонстрируемое другим. И на Западе и у нас демонстративное потребление считается неприличным, но у нас такое неприличие вроде того, как маленькому ребенку объясняют правила личной гигиены.

Наш предприниматель оказывается первопроходцем не только в принципиально новых объектных сферах, он еще является и идеологом, изобретателем смысла и целей деятельности, которые затем подхватываются другими. Он словно говорит: ребята, смотрите, а ведь в этом есть смысл, а такая вот цель стоит того, чтобы потратить на нее часть своей жизни или даже всю жизнь. Идеологическая составляющая предпринимательства особенно важна в переходные периоды для любого общества, когда большая масса населения просто находится в упадке или депрессии. Предприниматель - основательный, демонстративный и ресурсно-обеспеченный оптимист.

Интеллектуальное предпринимательство - вообще отдельный жанр. А консультант - особая тема. В этом типе деятельности много интеллектуалов из прошлой жизни. Между теми, кто нашел себе место, и теми, кто не нашел или найденное место его не устраивает, существует скрытый конфликт, особенно если эти двое - давние друзья или знакомые, еще хуже - бывшие любовники. Тогда вообще не спастись от открытых стычек или неравноправного партнерства. В такие отношения, сложившиеся по правилам прошлого, вмешивается цинизм, который ранит обе стороны. Каждая из сторон права, пока согласна нести ответственность за свой выбор и продолжать попытки договориться.

Основные принципы стратегии и тактики предпринимателя.

Стратегия

Двигаться в объекте, а не в предмете (решать проблемы объекта). Организовывать объект, а не познавать предмет. Объектное знание в значительной степени предпочтительнее предметного.

Поддерживать какой-либо процесс (попадать в струю), преследовать перспективную цель (перспектива выносит на гребень успеха), сочетать долгосрочную перспективу с краткосрочной - отдельная и постоянно решаемая задача.

Непрерывно находиться в ситуации развития: кто не развивается, тот деградирует (успех не бывает длительным) - постоянные усилия, направленные на развитие даже в ситуации долгосрочного благополучия, включая наличие стратегии опережения конкурентов.

Всякие условия достижения долгосрочной цели нужно рассматривать как необходимый ресурс, и даже на короткое время нельзя превращать условия в самостоятельную цель. Любые ресурсы необходимо рассматривать как средство, где главным является собственно стиль жизни. Особенно важно рассматривать деньги как ресурс, подчиненный организационному и индивидуальному развитию.

Тактика

Выдерживать мобильность и коммуникативность как стиль жизни, не зависящий от этапов работы или отдыха. Постоянно пополнять круг знакомых, расширять круг деятельности, передвигаться, не засиживаться на одном месте, не зацикливаться на каком-либо сегменте деятельности.

Стиль жизни должен быть энергичным и избыточным по затратам на работу и отдых. Не стиль жизни должен соответствовать типу деятельности, а тип деятельности должен рассматриваться как стиль: ты не работаешь на кого-то или преследуешь какую-то конкретную цель, ты просто так живешь.

Конкурировать с сильными предпринимателями, активно опережая их и завоевывая их сферы деятельности. Вовлекать в предпринимательство новых людей, растить их и после того, как они вырастут, отпускать на волю.

Типичные ограничения, ошибки и недостатки постсоветских интеллектуалов в связи с предпринимательским типом деятельности.

Онтологические ограничения

1) Нахождение вне ситуации развития, а отсюда и неспособность выступить консультантом для любого преуспевающего бизнесмена или политика - внутреннее высокомерие, отсутствие духовной близости и общности интересов с потенциальным заказчиком (мировоззренческая ошибка и отчужденность от реальных процессов развития).

2) Отсутствие мобильности, некоммуникативность, несоответствие стиля жизни выбранному типу деятельности - ограничения, связанные с опытом прошлого жизненного стиля.

3) Нахождение вне среды обитания потенциальных заказчиков, отсутствие связей и знакомств в их среде.

Методологические ошибки

1) Движение от предмета к объекту (методологическая ошибка).

2) Идея еще не проект (проект - проблемное поле, суть проекта (какие проблемы решает), интересы каких групп проект соединяет (коммуникативная составляющая), целевая аудитория (со структурой целевых групп и их описанием), ставящиеся цели, решаемые задачи, необходимые ресурсы (полный ресурсный анализ: какие ресурсы есть в наличии, какие реально можно получить в обозримое время), персонал и техническое задание подразделениям персонала, смета) - отсутствие методологических знаний для проектирования.

Отсутствие знаний

1) Необъектность - незнание объектной среды, в которой осуществляется предметная деятельность, отсутствие знаний о происходящих в среде процессах (объектная неинформированность - неумение "двигаться в объекте").

2) Неадресность (незнание целевой аудитории, незнание потенциального заказчика - н отсутствие структурирования ее на целевые группы, неумение формировать послания к каждой группе (субъектная неинформированность - неумение "двигаться в субъекте").

3) Неорганизованность - отсутствие навыков самоорганизации (необязательность, недисциплинированность, неумение планировать (в долгосрочной и краткосрочной перспективе), неумение управлять своим временем и ресурсами (отсутствие управленческих знаний).

Главная ошибка постсоветских интеллектуалов в том, что они пытаются продавать свои знания или услуги по обслуживанию чужих целей, в то время как нужно продавать свои стиль, смысл и цель, перекраивая жизнь и привычки заказчика, а не подстраиваясь под него. Разработать стиль, обрести смысл и изобрести цель так, чтобы это было нужно другим, - кто научится это делать раньше всех, тот и сохранит интеллектуальное лидерство.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"