ЭТИКА ХРИСТИАНСТВА И ЛИБЕРТИНАЖ

Иллюстрация к эссе

Они, между прочим очень согласуются между собой. Христианство всегда давало слова и мысли для свободомыслия и подлинную пищу антиэтики для либертинов.

Возлюби ближнего не в ущерб себе. Более того: никто не должен быть жертвой твоей любви к ближнему: ни ты, ни он. Либертинаж де Сада всего лишь поворачивает жертвенность от себя в христианстве к другому в антихристианстве. Но де Сад, как и Ницше, привязан к Христу в отрицательной зависимости. Подлинная суть любви состоит в отсутствии ее виктимного характера применительно к кому бы то ни было. Никто не должен быть ничьей жертвой ненависти или злости и жертвой ничьей любви (прямо по Достоевскому).

Не служи ни себе, ни удовольствию, ни свободе, никому и ничему не служи. Служение свободе есть жертва свободе. Не служи.

Не отказывай ни себе, ни другому в удовольствиях, но и не ставь удовольствие целью. Не отказывай.

Не будь безучастным: либо противься, либо помогай. Более того, найди способ не противиться, а помогать, ибо мы не то, против чего мы, а то, за что мы. Жалка участь безучастных, и не они хозяева своей судьбы. Не безучаствуй.

Наглость, бесстыдство, дерзость - подлинные спутники экспериментального образа жизни, главные условия этики гипотетических императивов. Не стыдись, наглей, дерзи.

Главная ошибочная посылка либертинажа де Сада - несвобода ущербна, а посему бесправна. Она заслуживает со стороны свободы любого обращения, любого испытания и любого поступка, вплоть до убийства. Дело не в этом ограничении "не убий", а в том, что подлинная задача либертинажа - наслаждение - в этом случае не является всеобщей. Наши возражения де Саду состоят не в ограничении либертинажа требованием "не убий". Уж если кто отваживается на либертинаж, для него ограничений не должно существовать. Однако подлинно последовательное осуществление идей либертинажа есть общность удовольствия. Жертва должна испытывать удовольствие равное удовольствию инициатора.

Каким же примитивным было начало либертинажа. Его основателям казалось, что можно получить удовольствие, в то время, как жертва может испытывать неудовольствие. Либертинаж вырос со времени де Сада. И, прежде всего, в этом: удовольствие жертвы прежде всего. Жертва не является бесправной, ее право на удовольствие равно такому же праву либертина. Все, что может сделать либертин, это создать ситуацию, при которой привычные нормы и правила поведения оказываются относительными, не значащими не для него самого, а именно, для жертвы. Жертве должна быть предоставлена возможность переступить границу обычно дозволенного и приемлемого. На этом насилие заканчивается, дальнейшие действия либертина связаны с попыткой дать представление жертве о неизвестных ей способах наслаждения и сделать тем самым жертву сообщником. Даже если жертва умирает, она должна испытывать наслаждение.

Право жертвы на удовольствие - первое право, вводимое в этику либертинажа как средство виктимной эмансипации. У жертвы должен быть шанс свободы, у жертвы должен быть выбор стать либертином. Поэтому равенство жертвы и инициатора перед наслаждением - единственный и главный закон либертинажа постдесадовского типа...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"