ЖЛОБ И СНОБ

Иллюстрация к эссе

    Жлоб - воинствующий мещанин, сноб - воинствующий аристократ. Мне чужды оба.

    Они суть предпочтение в мире вкуса. Жлоб предпочитает простое (читай низменное и грубое), сноб предпочитает сложное (читай высокое и тонкое). Жлоб любит есть то, что есть. Сноб любит есть лишь то, что любит. Жлоб это тот же сноб, но наоборот. И наоборот - сноб это тот же жлоб, но наоборот. Их вкусы никогда не совпадают, их предпочтения по ту сторону друг друга. Именно поэтому они так легко переходят и превращаются друг в друга, никогда, впрочем, не признавая этого.

    Суть вкуса не есть предпочтение. Суть вкуса есть способность получать удовольствие или наслаждение от большого количества разнообразного по своей природе. О вкусах не спорят, потому что спор всегда есть спор о предпочтении, где речь идет не о вкусе, а о его происхождении. Подлинность вкуса состоит в преодолении предпочтений, навязанных традицией, воспитанием и культурой в целом. Спор о вкусе беспредметен не по причине разных позиций вкуса, а по причине разных позиций происхождения вкуса.

    Вкус сопряжен не с выбором, но с познанием выбранного не с помощью вкуса. Дело вкуса не отбирать, а распробовать; не предпочесть, а обнаружить вкус. Жлоб предпочитает до освоения традиций и привычек культуры. Сноб предпочитает на основании традиций и привычек культуры (не обязательно в угоду им, но на основании их).

    Вкус сноба ограничен точно так же, как и вкус жлоба. Полноценная позиция в мире вкуса есть позиция непредпочтения и распробования всего богатства мировой культуры. Генри Миллер может быть понят вместе с Прустом, Барков вместе с Пастернаком, Шнитке услышан вместе с АББА, соленый огурчик съеден с французским вином, бессюжетный порнофильм просмотрен на одном сеансе с фильмами Чаплина. Я знаю, что жлоб этого не оценит, сноб просто отвернется от меня.

    Позиция жлоба естественна. Однажды он попробовал усложнить и сделать вкус более тонким, но оказалось, что это требует больших усилий ума и чувственной работы, и он предпочел грубое и простое. Он пошл и находит в этом смысл. Я же - циник. Пошлость суть презрение вкуса, цинизм суть вкус к презрению. Пошляк говорит, не желая знать меру и традиции культуры, циник говорит, презирая меру и традиции культуры.

    Позиция сноба притворна. Сноб воспитал и развил свой вкус. Он стал тонким ценителем, но здесь он узрел свое превосходство, и высокомерие расслабило его. Он, так же как и жлоб испытал естественную чувственную лень, и лень есть лень, даже если она лень знатока. Он предпочел тонкое и сложное грубому и простому, и нашел удовольствие, чтобы смотреть на жлоба свысока. Они мне оба отвратительны.

    Сноб отвергает не соответствующее его вкусам на правах непререкаемой меры своего вкуса. Однако подлинным ценителем является всеядный и неотвергающий, развивающий свой вкус, гадкий и несносный циник. Всеядность суть условие богатства вкуса, и я не боюсь обжечься и испытать вкус дерьма. Рисковый вкус намного богаче и слаще.

    Мой же цинизм состоит в презрении ко всякому снобизму, включая и мой собственный. Богатство вкуса моего да будет в том порукой.

Сергей Дацюк


Проект "Культурные провокации"