ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Меня заботит бегство культуры от парадоксов. Желание во что бы то ни стало избегать парадоксальности не только в текстах, но и в обучении. Обучение, образование должно быть разумным, а не интеллектуальным. Обучающиеся должны освоить рациональную и понятную картину мира, а не парадоксальную. Меня глубоко возмущает тот факт, что до сих пор парадоксальность считается чем-то мешающим нормальному обучению, каким-то курьезом, квази-культурой. Разум плодит себе подобных ублюдков и уродов с разумным восприятием жизни. Они импотентны к новизне, и неистовствуют по поводу всякого парадокса.

Непреложный факт: юноши и девушки, оканчивающие не только школы, но и университеты, не знакомы с пределами наук, которые они изучали, не знакомы с парадоксами этих наук. Их формируют в угоду разуму, которому затем они будут служить, выполняя все его прихоти, и всю жизнь убегая от парадоксов. Их так научили, и они не могут иначе.

Культура в лице лучших своих представителей, в лице умов от разума признает лишь одну проблему преодоления себя - проблему вундеркиндизации, проблему насыщения общества высокоодаренным разумом, в то время, как эта проблема - совершенная фикция. Бездарность противостоит таланту, высокоодаренность - задача довести одаренность бездарности до таланта. Подлинную задачу интеллектуализации культуры разумная культура поставить не в состоянии. Интеллект - это не дар, не высокоодаренность, и не талант. Он не имеет ничего общего ни с заложенными с рождения способностями, ни с развитием этих способностей.

Интеллект есть вступление человека с любыми способностями в проблемную сферу новизны в любой области науки. Интеллект есть переориентация всего образования на парадоксальность изложения, на выход в сферу непосредственных проблем общества, на выход в предельные области знания, стирание грани между обучением и прагматикой. Интеллект есть подлинное равенство всех перед неизбежностью обновления как особого качества, непрерывного состояния, соединяющего всех вступивших в него индивидов не связью общности социального сообщества, не связью разделения труда в коллективе, но связью продуктивного интеллектуального диалога, где каждый важен лишь сам по себе, и настолько, насколько сам он позволяет войти себе в это качество новизны.

Научные знания существуют в нескольких временных измерениях: ископаемые, антикварные, старомодные, модные, новые. Культура предпочитает связку о моде прочим. Новые знания несут на себе не только временное определение будущности, но и качество нескованности настоящим и прошлым. Разум неизбежно накладывает ограничения рациональности даже тогда, когда разрешает область иррациональности как иррациональную лишь вначале, лишь до разумного познания. Уход культуры от разума к нескованности разумом, к свободному выходу в новизну.

По существу это есть уничтожение обучения как ведущей формы деятельности. Человек - не сосуд, который нужно наполнить, и не факел, который нужно зажечь. Переход к введению каждого сызмальства в сферу интеллектуальной деятельности в любом ее виде, введению как равного, но получающего знания не в силу обязанности их получения перед лицом общества, но в силу нахождения в поле новизны как состоянии неразумной раскованности и творчества.

Преподать можно лишь разумное. Интеллект преподать нельзя. Интеллект можно сформировать в особом состоянии новизны индивидуально и нецеленаправленно. Интеллект не может быть целью, он не может быть средством. Он может быть равенством меня другому в нашем общем поле нового. Знание есть не цель, не средство, не условие, а индивидуальный продукт памяти интеллекта.

Культура, охотно принимающая парадоксы, становится парадоксальной культурой: чем меньше она учит культуре, тем большей она становится.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"