ТАЙНА ВЛАСТИ

Онтология

Главная тайна власти - источник самой власти. Источником любой власти является сохраняющаяся неспособность или нежелание человека управлять собственной судьбой в любой области, чаще всего в области социальной (экономической и политической) организации. Власть и есть то самое бегство от свободы, более точно, бегство от организационной инициативы.

Инициатива, пастушество бытия по Хайдеггеру, преподносит две стороны невластного отношения бытия наравне - быть вне любого статуса и быть причастным бытию.

Если же последовательно пытаться отстаивать и развивать этот принцип, придется оформить его в императивном содержании. Кантовский принцип поэтому должен быть пересмотрен с точки зрения технологии.

Для пересмотра нужно рассмотреть ряд проблем, увязанных с технологией внутреннего содержания поступка не как одноактного, а как последовательного многомерного стратегического действия. Нынешний уровень социализации личности вообще не предполагает возможности императивного требования "поступай так, чтобы". Социализация предполагает сразу же вопросы - среда поступка, его стратегия, происхождение поступка (реакция или инициатива), последовательность (этапность), критерии успешности, уровни социализации, многомерность сценариев действия и т.д.

Поэтому кантовский принцип "поступай так, чтобы максима твоей воли была безусловным моральным законом" должен быть переформулирован:

Действуй так, чтобы твой личный проект становился успешным социальным проектом для всех. При таком подходе власть становится делом выбора, а не вынужденной структурой социальной деятельности в среде общества не желающих или неспособных управлять своими действиями на всех уровнях их социализации.

Среда

Вторая тайна власти - власть проявляет себя в среде действия. В среде бездействия власть не идентифицируется и представляет собой аморфное, несубъектное и безынициативное явление.

Непосредственное принуждение и опосредованное (социализированное, представительное) принуждение - всего лишь разные выражения власти или разные типы властвования. Наибольшее распространение на сегодняшний день имеет именно опосредованное, представительное или социализированное принуждение, где личное действие подпадает под власть всеобщего интереса, выражаемого в форме представительной выборной власти.

Пассивное содержание или проявление представительной (опосредованной) власти есть демократия. Активное содержание или ограничение власти есть либерализм. Различия опосредованного принуждения в ХХ веке оформились как идеологическое и правовое опосредование (при сохранении непосредственного принуждения как умирающих форм властвования). О них более подробно рассказано в работе "Наша идеология".

После крушения коллективистской сильно социализированной идеологии в бывшем СССР происходит не просто смена субъекта власти, но и самого типа властвования: от идеологического менеджмента происходит переход к проектному менеджменту, от идеократии происходит переход к правовой власти. Соответственно меняется и власть, и отношение к этой власти. Теперь каждый должен сам вырабатывать собственные жизненные стратегии, которые могут превращаться и микроидеологии только тогда, когда эти стратегии имеют положительное и социализируемое содержание (то есть могут быть обобщены, перенесены в другие жизни). Более того, ЭТИ МИКРОИДЕОЛОГИИ НЕ ИМЕЮТ ТЕПЕРЬ ВЛАСТНОГО ХАРАКТЕРА. Цель власти теперь не выработать ту или иную идеологию, имеющую характер обязательного выбора в качестве личной жизненной стратегии, поскольку ты член этого общества и гражданин этого государства. Цель нынешней власти - обеспечить свободное соотношение положительных жизненных стратегий граждан, частных корпоративных идеологий и самой власти не в идеологической среде, а в правовом пространстве. Таким образом идеологический тип властвования сменяется правовым типом властвования.

Цель и средства

Цель и средства власти - это две стороны каждого из опосредованных типов властвования. Цель идеологического опосредования власти формулируется в идеологии и социализируется изначально в виде идеократии - власти самой идеологии, которая превращает общество в коллективный организм с тождественными жизненными стратегиями, положительность которых есть в тоже время индивидуальная и общесоциальная успешность.

Цель правового опосредования власти формируется не как единственная в идеологическом содержании, а в правовом содержании формулируется как соотнесение индивидуальных целей в среде правовой свободы. Индивидуальная цель формируется как личная положительная жизненная стратегия, обретающая характер микроидеологии только тогда, когда становится успешной хотя бы для одного.

Передача положительной жизненной стратегии происходит как передача личного успешного опыта. Вовлечение в любое дело основано не на принятии идеологии этого дела, но на непосредственном участии в процессе самого дела. Таким образом, средство идеологической власти есть обязанность и долг, а средство правовой власти есть личная или корпоративная инициатива в условиях правовой свободы соотнесенная при помощи судебной власти с другой личной или корпоративной инициативой. Государственная власть оказывается начисто лишенной инициативы и в идеологическом, и в правовом смысле.

Субъект

Властная инициатива теперь принадлежит личности, хотя законодательство переходного периода всех постсоветских государств оставляет государственные институты как имеющие реальную инициативу в законодательном смысле, но властное влияние теперь перемещается из законодательной в правовую область. Закон больше не является двигателем власти. Таким двигателем является право, верховенство которого над законом закреплено практически во всех конституциях постсоветских государств.

Третья тайна власти: меняется и тип оппозиции к ней. Политическая и сильно идеологически привязанная оппозиция является отрицательной оппозицией, деструктивной к любой отрицаемой ею организации, и существует при идеологическом типе менеджмента. В проектном типе менеджмента в правовой форме властвования оппозиция является правовой и реализует себя через множество конкретных судебных исков к самой власти, и это есть конструктивная позиция, поскольку не находится в области идеологии, не затрагивает всецело государственную власть, и работает на уровне тонких механизмов (то есть иск по поводу того или иного закона, исполнительного решения и т.д.).

Четвертая тайна власти - в обществе переходного характера власть имеет несубъектную природу в силу того, что субъект только формируется. Таким образом любые субъекты действуют властно эпизодически и нефиксированно в качестве институтов. В обществе переходного характера в условиях отсутствия при этом властвующего субъекта, власть имеют традиции, стадные инстинкты, идеологии, религии, и т.д, среди нефиксированных субъектов - корпорации, монополии, олигархии, кто угодно.

То есть несубъектный характер власти порождает особое состояние общества, когда гораздо более сильную власть имеет сфера духовных традиций. Именно это вводит в заблуждение интеллигенцию, которой кажется, что стоит только подправить эту духовную сферу идеологически и общество обретет мотивацию в виде множества положительных жизненных стратегий.

Однако на этот раз все не так. Длительный переходной период потому и длительный, что необходимо время для преодоления экзистенциального шока и формирования индивидуальных жизненных стратегий положительного проектного и организационного содержания. Идеологически или принудительно, то есть со стороны власти, этот процесс не подтолкнешь. Это и есть те самые "пределы власти", о которых сегодня так много говорят.

Шоковая терапия не сработала и не сработает именно потому, что это общество всегда находилось в состоянии шока. Что для того, чтобы инициатива людей проснулась необходим период затяжного затишья и относительного благополучия. Если попытаться как-нибудь форсировать этот процесс, то произойдет эмиграционный или демографический протест: люди будут уезжать или умирать, что и происходит уже.

Старый субъект в лице идеологизирующего государства уже ушел. Новый субъект в лице инициативного предпринимателя (предпринимателя экономического и политического) еще только должен сформироваться. Но именно этот новый субъект и есть действительная власть, власть новизны и инициативы в личностном субъектном измерении.

Социальное содержание

Пятой тайной власти является ее конвенциональный характер. Общественный договор превращается сегодня в подвижную конвенцию гражданского общества, в которой должны принимать участие все слои, все образования гражданского общества. Обычно во власти обращают внимание на ее легальность или формальные (институциональные) атрибуты, в то время как сама власть в ее самом широком понимании является властью лишь тогда, когда она непрерывно легитимна, то есть ее легитимность постоянно ставится под сомнение и возрождается за счет преобразования структуры самой власти.

Шестой тайной власти является содержание власти. Власть порождает пространство, способы и инструменты для выработки положительных жизненных стратегий для всех членов гражданского общества. Концептуальная новизна нынешнего содержания власти - ее проектный характер. Проект - публичен, открыт, контролируемый на всем протяжении его выполнения, финансово прозрачен и т.д.

Проектный подход характерен тем, что в обществе каждый вправе вырабатывать собственные жизненные стратегии, соотношение которых с гражданским обществом, государством и с другими жизненными стратегиями в случае конфликтов разрешается в суде.

Седьмой тайной власти является большее влияние именно положительных жизненных стратегий перед лицом отрицательных жизненных стратегий. Примером отрицательных жизненных стратегий являются две крайних доктрины в нынешнее время: правые и левые. Стратегии и тех и других, направлены против некоторых вещей и явлений, а также друг против друга. Стратегии левых направлены против частной собственности, против капитала, против правых. Стратегии правых направлены против общественной собственности, против левых.

Отсутствие положительных жизненных стратегий - признак нашего времени. Шоковая терапия не является эффективной у нас не просто потому, что мы постоянно жили в условиях социального стресса, и его усугубление не ведет само по себе к встряске и социальной переориентации. Шоковая терапия не результативна еще и потому, что сама по себе она не формирует положительные примеры успешных жизненных стратегий, что нынешняя государственная власть не порождает ни пространства, ни механизмы, ни инструменты успешных схем жизнедеятельности членов гражданского общества. Поэтому нынешняя государственная институциональная власть катастрофически теряет свою реальную власть. Реальная власть пока не связана ни с каким субъектом, но весьма многие претендуют на роль такого субъекта.

Первейшей задачей нынешней государственной власти является ее очищение от сил, несущих на себе опыт и примеры отрицательных жизненных стратегий. Всем им нужно позволить незамедлительно и спокойно отойти от власти. Вторая задача - легализация теневой экономической и политической структуры власти.

Удержание власти

Седьмой и самой главной тайной власти является та, что удержание и существование власти связано с интеллектуальной и организационной инициативой, которая обрекает общество на постоянное и непрерывное обновление. Как бы любая власть в любое время ни скрывала этот факт, отсутствие инициатив, новых мыслей и идей, новых проектов, новых принципов организации, колоссальное развитие вторичных и плагиаторских способов управления выдает с головой потерю самой власти.

Если на стороне находятся другие, свежие силы, способные к такой опережающей интеллектуальной инициативе, воплощающейся в перспективные и приобретающие все большее влияние проекты, то эти силы уже имеют власть, а ее оформление лишь вопрос времени.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"