ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ

Самые жаркие схватки и споры случаются между людьми ни из-за страсти или по причине характера одного из них, но тогда, когда спор или соперничество доходят до уровня жизненных стратегий, до того уровня, где незримо присутствуют такие ценности как успех и удавшаяся жизнь. Здесь мы предпринимаем попытку обрисовать некоторое магистральное направление стратегий - коридор событий.

По этому коридору идет большинство. Однако редко на это пытаются обратить внимание как на отдельный аспект проблемы. К тому же хайдеггеровское истолкования бытия и события из общей для них коннотации времени, положило начало умолчанию о сути события. Попытаемся не молчать.

Зачастую астрологические доктрины, равно как и фаталистические концепции даже не пытаются объяснять следующее: если все так, как предопределено, то почему все так долго тянется. Иначе говоря, зачем есть время, не проще ли было бы свести все к финальному переплетению причин и следствий безо всякого растягивания во времени, без длительной и мучительной тягомотины эпох и столетий хождения по кругу, возвращения к началу, "все на круги своя" и т.п.

Астрологи, как и теологи, как и философы, как и сами ученые при всех интерпретациях различных явлений и событий оставляют инвариантным линейность времени, даже если подвергают его изменению согласно теории относительности или фантастическим представлениям "машины времени". Астрология продолжает работать с событиями в предсказаниях и предопределениях по звездным системам координат. Суть допустимых переинтерпретаций - в несобытийном истолковании времени (мысль крамольная после хайдеггеровских откровений).

Допустимо ли истолкование времени через несобытийные контексты? И у Гуссерля, и у Хайдеггера время истолковывается событийно. У Гуссерля - это события мышления (ходы или акты мышления), конституирующие единый поток сознания-времени, у Хайдеггера - это дискурсивные события языка, указывающие в ближайшее (Dasein), и через это указывание истолковывающие его как событийный контекст бытия. Истолкование времени через несобытийный контекст связано с построением недискурсивных моделей, имеющих интенциональное содержание континуумного потока, текущего из виртуальной реальности в актуальную, но не наоборот.

Астрология, пытающаяся пространственно соотнести временные события, изначально выиграла бы перед лицом науки и философии, если бы пыталась следовать своему изначальному пониманию - предрасположенности каждой души ее основной интенции, не зависящей от тех или иных жизненных событий не только одной жизни, но и всех ее жизней. Будучи так рассмотрено представление о жизненном пути, ни в коем случае не может представлять коридор событий, в котором якобы мы находимся и движемся. Я подвергаю сомнению сам способ событийной интерпретации предназначения, а не просто предназначение, сам способ временного рассмотрения подобных концептов.

И эти ограниченные концепты оказываются общими и для эзотерических областей знания, и для науки, и для религии, и для философии. Значит дело не в силе и глубине отвлеченности, скажем, астрологии по отношению к науке, но в мощности интеллектуальных посылок, в силе таланта и интеллекта или их отсутствии у того, кто берется за дело. И для меня нет значения, астролог это или ученый, если он существенный мыслитель, и именно ему принадлежит способность изменять представления о времени и отношении к событиям.

Суть вносимой на рассмотрение концепции в том, что окружающим никогда не дано понять опыт мудрости. Мудрец производит события, но в несобытийном мире, удерживая некоторый иной, несобытийный план. Мудрец идет не по коридору событий, он находится всегда на виртуальном просторе. Это всегда остается невысказанным, и обретается каждым новым существенным мыслителем заново. Мироощущение мудреца сродни Богу: он впервые прикасается к неведомому, и торит пути, и открывает нечто, придавая ему свой план взаимосвязей и пониманий, так что окружающие всегда принимают это за природу. Однако не существует никакой природы, никакого естества. Интеллект и есть тот Бог, место которого в каждую эпоху занимает существенный мыслитель. Эта весьма несправедливая доктрина неизбежно обрекала бы человечество на неравенство и чувство неполноценности, если бы мы могли предугадать в каждую эпоху, кто этот существенный мыслитель.

Этот существенный мыслитель не адресует свои мысли людям. В лучшем случае масса его последователей как-нибудь упрощают и проясняют через теоретические редукции мысли предыдущей эпохи, и в таком виде эта мысль становится законом, который приписывают природе. Существенный мыслитель адресует свои мысли следующему существенному мыслителю, только они могут понять друг друга, и продолжить не сговариваясь то же дело.

И этот выбор существует для всех. Он не виден, и не проговариваем. Внешне все выглядит одинаково: нельзя влезть в сознание и ощущения внутри человеков, чтобы увидеть разницу. Все живут в одну эпоху, в одних и тех же событиях. Тем не менее, гипотеза такова: одни живут в коридоре событий, иные на несобытийном просторе. Эти немногие не живут в эпохе, не живут в событиях: они живут во всякую эпоху и вне событий. Я опять возвращаюсь к оболганной и не понятой концепции сверхчеловека Ницше.

Опыт мудрости

Опыт мудрости невысказываем обычно. Однако общий аналитический взгляд может быть выражен как содержание виртуальное по своей природе:

Мудрость - поддержка многоплановости (осуществление в каждом действии более, нежели одного плана) и многомерности критериев, целей и структур участия в виде виртуального простора действий, постоянно удерживаемого как некоторой целостной виртуальной структуры.

Эта многомерность означает:

многовекторный доступ к- и оперативный контроль на- всех уровнях, интергрессивно изменяемые (изменение одной структуры ведет к изменению всех референтно связанных структур);

многозадачность в проектной форме (одновременная поддержка более, нежели одного действия в референтном и нереферентном режимах);

многоходовость комбинаций по каждой задаче в событийном мире и удерживание плана вневременного и несобытийного как параллельного единого хода всегда и везде;

отсутствие крайностей снисхождения и высокомерия, отсутствие оппозиций: дихотомии или диалектики выбора, так называемая мораль неальтернативного выбора.

Решаемые при этом проблемы:

проблема несобытийного выбора - выбор событий вне мира событий;

проблема поддержки или прикрытия - иметь запасные варианты, варианты отхода и отступления.

проблема удерживания приоритетов - удерживать главное поверх происходящих и производимых событий, и это главное имеет несобытийный смысл.

Три связанных проблемы стратегического распределения материального и идеального:

проблема меркантилизации идеальных стратегий - всякое идеальное движение и интеллектуальное развитие может и должно быть апробировано-использовано в меркантильном смысле.

проблема утилизации использованных стратегий - повторное использование или раскрытие для остальных отработанных стратегий (хорошие стратегии, принесшие успех должны быть раскрыты, разоблачены для их использования другими);

проблема канализации ошибочных или побочных продуктов - как с ошибочных и побочных продуктов деятельности извлечь максимум концептуальной пользы.

Событие: идея и проект

Суть множества конфликтов состоит в неспособности поддерживать интергрессивное изменение структур (скажем вы в результате опыта отказались от определенных стереотипов или технологий в какой-то сфере - проблема состоит в том, чтобы принципиально осознать этот отказ на методологическом уровне (выработать метод), который был бы пригоден для других областей деятельности. То есть отреферировать иные области деятельности согласно изменившимся представлениям о технологиях в какой-то другой области - это есть интергрессивная референция.

Совершенно отдельная проблема - это неспособность многих людей поддерживать многозадачность именно в проектной форме. Нынешняя культура благо учит генерировать идеи. Но смысл переориентации школьного образования должен состоять в обучении генерировать проекты. Проект отличен от идеи в следующем: идея всего лишь интенция, красивая и эффектная комбинация имеющихся идеальных тенденций, в то время как проект есть добротная и эффективная комбинация наличных ресурсов в имеющихся тенденциях и среди имеющихся интересов, способных освоить и соединить эти ресурсы. Если выдуманная тенденция важна и не имеет ресурсов, опять же в проектной форме вырабатывается набор шагов по приобретению таких ресурсов.

Для идеи достаточно быть выраженной, идея выбрасывается в воздух, наобум, авось кто-нибудь да использует. Проект должен быть выписан, в нем должны быть указаны конкретные комбинации человеческих, финансовых и организационных ресурсов. Вечный плач русского интеллигента об отсутствии денег, о гибели души есть плач по поводу неумения выражать свои мысли в проектной форме. Духовность в событийном мире означает лишь одно качество интеллигента - духовный выбор между допустимыми проектами. Организационный ресурс (оргресурс), изгаженный за время оное и опороченный бюрократизмом, в проекте выносится на частный уровень - в проекте ведущее значение имеет не генератор идей, а организатор, управленец, частный менеджер.

В связи с этим еще два аспекта проекта должны быть отражены. Во-первых, проект это социальная форма комбинации ресурсов (идея индивидуальна и нересурсифицированна). Во-вторых, проект это открытая форма социальных событий, противостоящая бюрократизму по самой своей сути. Нынешняя социальная система организации власти не способствует осуществлению проектов.

Проектная форма организации индивидуальной, частной и социальной жизни предполагает изменение коридора событий, изменение типа и содержания новостей, изменение ориентаций и социальных ценностей, отход от клановых противостояний и изменение идеологии (уход от мессианских идей). Страны мессианских идей труднее всего могут быть интегрированы в проектную среду.

Общество, прошитое миллионами частных инициатив, вплетенных в проекты, совсем иное, нежели общество, пронизанное тысячами частных инициатив на теневом уровне (теневая экономика и непубличная политика), нежели общество, пронизанное тысячами связей в едином порыве социальных интенций статусного возвышения - карьеры. Именно карьера - принципиально иной тип социального проекта, связанного исключительно с социальными стасусами и с продвижением по статусной лестнице.

Событие - не от мира сего

Интерпретация распределений и соответствий каждого избранной области или направлению (статусу) идет от Конфуция (все должно соответствовать своему названию) до Сирила Норткота Паркинсона (для каждого существует его уровень компетенции, предел компетенции) и современных концептов эзотерических построений Кастанеды (пространственное перенесение, изменение событийной погруженности, все эти точки сборки и тому подобное). Ни тогда и ни сейчас, ни наука, ни этотерика не мыслит и не действует во внесобытийном смысле, не идет вне коридора событий. Я лишь пытаюсь представить внесобытийное действо в узнаваемых обличьях мудрости или более понятном виде - в проектной форме работы.

Суть христианства нельзя изложить как благую весть о событиях. В этом ошибались многие проповедники. Эта суть не в событиях жизни Христа и не в высказанных им притчах, а в мощности содержания посылок, вмещающих мировые тенденции на времена. Суть ее в принятии человека как неравного миру событий, как чего-то отличного от неодушевленного мира и мира животных; принятие человека как ближнего, как такого несобытийного пространства, отношение к которому должно быть иное, нежели к любому другому событию в мире. Человек является ближним, он не может быть пассивной вещью, которую следует рассматривать как предмет использования или приложения активности. Его нужно рассматривать как единую с вами реальность, в которой вы совершаете единое действие. Или иначе, человек в христианстве представляет единый инициативный простор, а не столкновение разных инициатив.

Более того инициатива деятельности не может быть направлена на событийный выбор: не хлебом единым. Инициатива деятельности не может быть событийно вплетена во время будущих событий: завтрашний день сам о себе позаботиться. Характер притч Христа таков, что выхождение за привычное понимание осуществляется им через негацию (не заботься о завтрашнем дне, не воруй, не убивай и т.д.) Это виртуальное пространство не определяется, а интенциональное указывается как отличное от привычного содержания. Вот в этом смысле интенции христианства всегда порождают новость. Вера - лишь способ сохранения мотивации к выходу за привычные событийные подходы при построении жизненных стратегий.

Для проектной же формы работы имеет смысл разграничить типы проектов - событийные проекты, и проекты по изменению состояния. Событие есть изменение атрибутов некоторых объектов, вследствие их взаимодействия с другими объектами. Речь в событии идет об изменении атрибутивного содержания объектов, а не вещей или явлений. Событие всегда имеет контекст - среду анализа. Эзотерические концепты Кастанеды, нейро-лингвистическое программирование, современные виртуальные технологии (см. мою работу "Теория виртуальной реальности") исходят из различения, редко однако проговариваемого, события и состояния.

Измененные состояния в НЛП, перенос (транс) в эзотерике, трансгрессия в структурализме уже суть подход к некоторым атрибутивным изменениям среды, которые нельзя выделять как события в теоретическом смысле. Теория виртуальной реальности идет еще дальше, к установлению интергрессии как изменения взаимосвязанных сред, как временно фиксированной структуры взаимосвязанных событий, относящихся к реферирующим друг с другом средам. Эти взаимообусловленные и взаимосвязанные друг с другом изменения сред (мульти-медиа-интеракт) имеют не событийную природу, а содержание виртуальной реальности.

В этом смысле коридор событий не некоторый выделенный тип событий, в котором находятся, а некоторый подход (парадигма, или точнее мировоззрение) сознания, которая допускает теоретические построения на событийной основе, в то время как современные технологии уже ставят вопрос не о событии, не о цепи событий, а о структуре событий, относящихся к разным средам анализа и имеющих интерпретируемую (анализируемую) релевантно-референтную зависимость в виде мультимедиа-влияний, которые можно отследить, формализовать и работать с ними на уровне технологии.

Эзотерический смысл события

Нынче многие пытаются заниматься эзотерикой, раскручивать свою энергетику и сенсорику до екстрасенсорики и сверхэнергии. Однако какое имеет значения получаемые способности, если они остаются в мире событий и обращены всего лишь на социальное содержание событий - карьеру, если они призваны осуществлять примитывные индивидуальные проекты: добыча хлеба, крова, продолжение рода. Это не что иное как прохождение по коридору событий, которое не может быть ничем иным как лишь выбором данных событий или порождаемых подобных событий как элементов существующих систем, то есть встраиванием в имеющееся пространство событий, интеграцию в его ниши, распределение по его сегментам.

Сужение коридора событий связано не с сужением объема происходящих событий, но с уменьшением вовлеченности в них как активного начала и увеличением вовлеченности в них как пассивной стороны их влияний. Собственно для сужения коридора событий и существует явление, именуемое как "не вытягивать коридор событий". Не вытягивают любой коридор, если в этот коридор себя загоняют. Концепция кармы здесь трещит по швам в том смысле, что не нам дают карму, а мы уровнем многозадачности и многоплановости работы берем на себя карму. Нынешние эзотерические учения исходят из предзаданности кармы. На самом деле мы сами себя загоняем в коридор событий, называемый затем Кармой. Интеллектуальное сужение таким образом коридора событий (внутреннее, самостоятельно-сознательное или неосознаваемое) приводит к снижению уровня требований к себе и к деградации внутренней дисциплины сознания.

Вытягивать коридор событий (идентификация со статусом, работа по поддержке компетенции и функционирования статуса) значит обеспечивать все поступающие запросы статуса, изменять средства решения проблем сообразно принципиальной новизне проблем; невытягивание коридора событий связано с неспособностью к обновлению арсенала средств и технологий сообразно принципиально новым проблемам, которые нельзя решить старыми средствами. Воля может быть задействована, испытывая в то же время сопротивление некоторого материала: чем уже коридор, тем меньше для воли среда для проявления, тем меньше требования к собственной внутренней дисциплине.

Коридор событий всегда насыщен конфликтами и столкновениями, интригами вокруг статусов и статусными разборками (так называемая конкуренция), но главное, коридор событий всегда связан с обслуживанием внешних, производимых другими событий, которые встроены в социальную структуру, в которых задействованы иные люди, их воля, их интересы, и поэтому для каждого эти события могут выступать лишь в виде коридора.

В коридоре событий столкновение происходит между объектностью и субъектностью. Это столкновение выступает как борьба за определенное пространство событий, которое социально утверждается как статус (должность, богатство, имя, гражданство, принадлежность эпохе или культуре, нации и т.п.) Нам важно представление оперативного инициативного простора несобытийных действий.

Инициативный оперативный простор состоит из собственных "событий" вне какого-либо коридора, а точнее из измененных сотояний, мерой чего выступает интенсивность процесса интергрессии. Оперативным этот простор является потому, что весь оперативно доступен, в силу его неструктирированности пока еще другими, недоступностью, неданностью для других, незанятостью чужими интересами, социальной неангажированностью в виде ниши. Инициативным этот простор являет потому, что появляется как простор лишь в силу чьей-либо конкретной инициативы. Он появляется исключительно как виртуально фиксированная структура, которая становится реально фиксированной лишь тогда, когда после проектной апробации доказывается ее успешное социальное применение.

Инициативный простор не вмещает конкуренции, он за пределами конфликтов и вне разборок, на него никто как правило не претендует (предпочитают проверенные сегменты). Эзотерика поэтому имеет смысл вовсе не концептуальный, а функциональный. Эзотерика лишь позволяет взглянуть на содержание "не от мира сего", но вовсе не получить его как таковое. Поэтому в эзотерике важны не идеи или концептуальное целостное содержание, но общий посыл, общая направленность - за пределы коридора событий.

Работа на высоких скоростях возможна лишь в том пространстве, которое еще никто не занял, и где ты не зависишь от скорости других (имеется в виду отход от работы конвейерного типа и переход к работе на опережение; конвейерная работа оставляется для заполнения статусами, разработки, детализации, эксплуатации и зарабатывании на этом прибыли и заработной платы другими).

Мораль неальтернативного выбора

Наконец, укажем более основательно на мораль неальтернативного выбора. Это означает, что Кант, Гегель, Гуссерль и Хайдеггер сходились в одном: как бы мы ни истолковывали различное содержание (будь то феномены и ноумены, действительность, интенционально постигаемый в мышлении континуум, Дазайн (ближайшее) и истолковываемое за счет указываний языком из ближайшего - биытие), мы истолковываем его за счет событий. У Канта эти события различаются в чистой рефлексии (мышлении) и эмпирической рефлексии (реальность вне мышления), у Гегеля это событие истолковывается как чисто идеальное содержание самих понятий (диалектическое движение противоречивого содержания логики понятий), у Гуссерля это событие принадлежит исключительно мышлению и представляет собой акты или ходы мышления, в которых схватывается анализируемый предмет, у Хайдеггера этот событийный контекст перемещается в соотношение языка и ближайшего (Дазайн), за счет их взаимной референции происходит указывание в бытие и тем самым его истолкование. Движение истолкования возможно исключительно за счет выбора событийных альтернатив и противопоставление их как различающегося (Кант), противоречащего (Гегель), интенционального (указывающего от одного к другому), экзистенциального (указывающего в языке из экзистенции ближайшего в истолковываемую среду Дазайн, за счет чего неметафизически истолковывается уже непредметное бытие).

Более отдаленным от событийного истолкования через альтернативный выбор оказывается структурализм, но лишь за счет неясного и событийно размытого структурирования содержания. Здесь уже нет ни оппозиций смысла, ни событийных альтернатив. Однако ближе всего подходя к анализу некоторой смысловой среды, структурализм так и не добирается до уточнения самих аналитических инструментов - его инструмент "трансгрессия" все еще использует "предел" как отделенное напоминание об одноактном событии "предоления" предела, и оппозиции "обращенное на предел или границу по эту сторону предела или границы" и "преодолевшее предел или границу по ту сторону предела или границы".

Неальтернативный моральный выбор и альтернативный, этический выбор. Здесь намечается отход и от этики, и от морали в общепринятом смысле. Мораль инициативного и неальтернативного выбора исходит из нескольких соображений. Что не существует оппозиций, через которые мы можем нечто истолковать. Что не существует альтернативных событий, которые мы можем выбирать. Что создаваемое содержание не является событийным, и именно поэтому не противостоит никакому из существующих реальных событий. Что содержание не является событийным именно потому, что оно есть некоторый смысл происходящих событий, и поэтому ни одно из них.

Если вы выбираете из двух зол, или между двумя альтернативами, то вы находитесь в коридоре событий. Этическим может быть выбор оцениваемых по некоторым правилам или ценностным ориентирам событий. Моральным является выбор, исходящий из некоторого содержания, выясняемого из самого себя каждый раз и всегда заново.

Мораль неальтернативного выбора есть виртуальное мышление, которое выбирает не между событиями, не между таким в них участием, которое выстраивает систему понятий, выстраивает ходы интенционального анализа, выстраивает дискурс сказа языка, чтобы истолковать некоторый предмет или среду анализа, но наоборот, создает эту новую среду. Мораль неальтернативного выбора есть выбор, где нет альтернатив, где создается принципиально новая среда смысла, и за счет этого еще никто на нее не претендует, и в ней еще нет между чем выбирать. Причем эта новая среда никак не противостоит существующей, она создается из элементов ее же структуры, и постепенно превращает эту старую структуру в новую за счет того, что на эту новую структуру начинают опирать все более и более значимые и решающие действия.

Мудрость молчащая

Диктат высоких технологий в техническом обновлении важен не сам по себе, а лишь постольку, поскольку он позволяет обрабатывать и занимать иные пространства, до этого не доступные. Интенсивное технологическое обновление методологических подходов и аналитических инструментов должно сопровождать всякое технологическое обновление. Если технологические новшества не вписываются в реальную жизнь, то исключительно потому, что вместе с технологической новизной производящие их не успевают обновлять стратегии, заключенные в этих новых технологических продуктах, не успевают обновлять инструменты анализа, заложенные в этих же технологических продуктах, как бы предоставляя это сделать другим. Другие же, поскольку культура имеет неравномерное развитие, не успевают это делать. Кто успевает быстро обновлять свои стратегии и аналитические инструменты, тот ждет каждого витка новой технологии, и с ее появлением уже не может работать на старых технологиях. Это не вопрос прибыли или событийного выбора, это вопрос интенсивности интеллектуального движения делаемого дела.

Три подхода к использованию известного социального пространства - сегментация (разделение на сегменты и поиск незанятого сегмента, подхватывание (использование) тенденций, развитие тенденций), интеграция (объединение, соединение) - слияние структур со схожей стратегией поведения, инкорпорация (поглощение, вливание) - преобразование самой целостности через диктат стратегии своей структуры над иными структурами. Единственный подход к исследованию неизвестного социального пространства - инициативное порождение тенденции (гнать волну, порождать целое направление, по-новому структурировать имеющееся пространство и тем самым строить целые несуществующие направления работы, подстраивая их под открытые тенденции по факту успешной реализации проектов, порождающих новые ресурсы, а значит новые сегменты, ниши и статусы).

Сегмент предоставляет условия для встраивания его в структуру социального потребления, то есть для создания ниши. Ниша легализует себя через статус. Сохранность целостности ниши гарантируется фундаментальнейшим правилом общественного договора, который почти никогда не выписывается, но имеет значение первого закона статусной организации общества и название "статус-кво": статус суть тотально определяемое по отношению к субъекту распределения ресурсов, полномочий и коммуникационного доступа к социальной информации. Статус типизирует содержание исходящих от субъекта событий и соотносит социальные запросы с ответами сообразно их содержанию не идеального плана, а ресурсного, сообразно тем ресурсам, которые могут быть задействованы в том или ином социальном событии. Поэтому целостность статусной структуры определяется законом "статус-кво", сохранение данного положения вещей, данной структуры социальных запросов и ответов, данной структуры комбинирования ресурсов относительно их использования, а не потребления.

На статус-кво работают все имеющие заслуги люди, получающие доход от статуса, и заинтересованные в его сохранении. Даже когда статус перестает давать доходы, он отмирает очень тяжело потому, что вступает в действие второй закон статусной организации общественного развития: не достаточно, чтобы статус перестал быть эффективным, необходимо, чтобы кто-нибудь предложил более эффективную структуру статусов, позволяющую занять иной (или тот же) сегмент, позволяющую безбедно существовать всей той части общества, которая имела от предыдущего статуса свой доход. И вот когда не находится (в среде элиты) того, кто бы инициировал, или хотя бы предложил в виде идеи принципиально иную сегментацию, иную статусную структуру общественного развития, тогда общество начинает загнивать.

Выход на инициативный простор, структурирование идей (продумывание, проект, продвижение проекта, заинтересованность участников (принцип Тома Сойера), выполнение проекта, встраивание (инкорпорация) предыдущего проекта в следующий проект, и, наоборот, согласование следующего проекта с предыдущим (гениальность в связке с конгениальностью) - собственно есть уже хождение вне коридора событий.

Тестовый взгляд на проблему возможен при наблюдении за собственной презентацией для других. Если встречаясь с некоторыми людьми вы повествуете им о событийных новостях (сделал то-то, случилось то-то), то вы, скорее всего, находитесь в коридоре событий. Если вы говорите о состоянии некоторых процессов (о начале инициированных проектов, изменениях состояний в инициированных проектах, преобразовании некоторых привычных сред анализа, изменении подходов, оформлении идей в проекты), что вы находитесь в несобытийном пространстве. В этом разграничении нет и не может быть равенства, так как о первых новостях пишет журналистика, о вторых новостях знает мудрость и всегда молчит о них.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"