БРОСОК В ПУСТОТУ

Зачем они это делают? Я имею в виду, зачем они пишут и размещают все это в Internet? Они хотят собеседников? Они хотят славы и вечности? Они хотят непраздного безделья?

Первая заповедь писателя, сформулированная по-моему Толстым Львом, есть заповедь: "Можешь не писать, не пиши!" Отсюда: можешь быть неизвестным, будь! Можешь не высовываться, не высовывайся! Но они пишут, высовываются, становятся известными. Зачем?

Не затем ли, зачем всегда писали и публиковались: от невозможности не писать, от неразделенного одиночества, скрашиваемого словом, обращенным к кому-либо и возвращаемым в другом слове, которое еще пуще сие одиночество скрашивает?..

Слово, появляющееся в Сети, очень непродолжительное время остается словом о самой этой Сети: до тех пор, пока Сеть становится, развивается, привлекает новых пользователей. Веб-обзоры - примета времени - быстро профессионализировались, любители отсеялись. И оказалось, что Сеть как средство массовой коммуникации, в отличие от других средств массовой информации, производит собственные события очень непродолжительное время. С тех пор, как она сама плотно входит в нашу жизнь, она не может больше производить собственные события: она производит события в мире вне нее. Это не означает, что виртуальные личности куда-то уходят или виртуальная реальность Сети Internet подвергается сомнению. Нет, сама реальная жизнь начинает широко использовать виртуальные технологии, и становится тем самым сопряженной с Сетью. А значит, их события становятся взаимосвязанными: сетевые новости перестают быть чисто сетевыми.

С тех самых пор, как интерактивность становится качеством реального мира, сетевое общение полноценно объединяется с другими видами реального общения, коммуникация начинает приобретать интерактивное качество тотально: не Сеть переходит в мир, а мир переходит в Сеть. Притязания виртуальности реализуются таким образом, что реальный мир попадает в неосвоенное пространство виртуальной реальности, которая захватывает его и придает ему свое содержание.

Первоначально приступая к освоению Сети, многие пользователи считали своим долгом поделиться опытом освоения Internet, обозреть друг друга, поэкспериментировать с выбором личной биографии, имени, произвести некоторые сетевые события, реализовать чисто сетевые проекты. Однако стремительное развитие виртуальной среды, в которую они попадают, делает эту среду быстро доступной остальным, а значит нет смысла рассказывать о том, что каждый и без того знает. Сетевой псевдоним оказывается не более занимателен нежели ранее литературный псевдоним: он вызывает интерес, поскольку вызывает интерес литература под этим псевдонимом.

Так рождаются мифы первоначального освоения Сети, которые быстро умирают, и на виртуальную арену выходят создатели сетературы, которые, увлекаясь и экспериментируя с гипертекстом, оказываются зависимы от событий с несетевым содержание настолько, насколько же разговоры по телефону нынче весьма редко касаются обзоров телефонных абонентов и их разговоров за жизнь. Тем же, кто дрейфует от телефона к интернет-общению, прямая дорога в сетевые "чаты". Чатиться можно часами, сутками, как и говорить по телефону, как и смотреть телевизор или видео.

Часть сетевых писателей по преимуществу графоманы. Сеть - благодатная и поощряющая графоманство среда. Тем более, что графоман и болтун здесь может быть в одном и том же лице. У графоманов в Сети существует визави - патологический читатель-первопроходец, приверженец нет-серфинга, читающий все подряд: это неизбежное следствие бурного роста самой Сети. Через некоторое время этот читатель насыщается сетевым чтивом и начинает избирательно относится к чтению, но в громадном количестве приходят новые конкистадоры Сети, которые столь же ненасытны, как и прежние. И пока динамика роста количества пользователей Сети сохраняется, сохраняется и обилие читаемых графоманов.

Весьма немногим сетевым проектам суждено пережить время первопроходцев, профессионализироваться, коммерциализироваться и обрести статус сетевого издания, со своей аудиторией и соответствующими рекламными возможностями. Сетевые романтики, пишущие из любви к чистому искусству, будут приятным исключением, находящими своих столь же необычных читателей и существующими в их маргинальной среде.

Сама по себе Сеть - пуста. Даже будучи населенной веб-страницами, она поражает своей разобщенностью, порой мертвой и пугающей тишиной, своей безответностью и медленным угасанием возлагавшихся на нее надежд. Любое слово, брошенное в Сеть, отзыв которого также нельзя предугадать, как и вне Сети, может грянуть как гром или как холостой выстрел. Всякое слово в Сети - бросок в пустоту...

Так почему же они пишут, говорят, читают?..

Потому что они верят... Верят в других таких же одиноких и неприкаянных, таких же ищущих и надеющихся... Верят в лучший исход нелучших времен, в горячее дыхание давно остывшего мира, который на мгновение обрел свой шанс... Сеть - не форма бессмертия, но попытка преодолеть чувство приближения смерти... Смысла в ней не больше, чем в жизни, но она дает возможность прожить еще одну жизнь. Она дает возможность пережить смерть, подобно Кате Деткиной, и оставить свою физическую жизнь за рамками этой смерти, прекрасно осознавая невозможность их идентифицировать даже при желании...

В этом принципиальный разрыв виртуального и реального мира... Дело не в том, что некто явится к нам и объявит, что он и есть Катя Деткина, то есть автор ее произведений. Дело в том, что даже представив доказательства и факты, он не сможет убедить в этом читателей Сети, потому что Сеть и реальный мир отныне порознь...

И только мы сами соединяем их. Вернее, они соединены между собой только через нас. Именно поэтому слово в Сети - бросок в пустоту, который никак не отзывается в реальном мире при всем нашем желании... А всякий его отзыв в самой Сети обречен оставаться там вечно, никогда не проникая за ее пределы.

Осознавая всю зряшность сетевых слов, осознавая свой крик в пустыне, они и пишут...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"