СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
(маргинальные этики)

Целью данного текста не является оправдание насилия.

Сексуальное насилие существует независимо от нашего к нему отношения, от принятия или непринятия его обществом, независимо от его правового статуса.

Для случаев сексуального насилия традиционно пишутся руководства исключительно для жертвы, где ей дают советы, как поступать в ситуации насилия. Данный текст исходит из того, что практика предпочтительной поддержки жертвы сексуального насилия является дискриминационной - насильник несет издержки от насилия, также как и жертва, и не меньше жертвы нуждается в участии и психологической поддержке.

Цель данного текста - попытаться изложить этические принципы насильника, если таковой проявляет интерес к этической стороне этого вопроса. Мы исходим из тех убеждений, что:

- мягкие формы насилия всегда лучше, чем жесткие;

- у насильника всегда есть выбор поступков перед насилием, в процессе насилия и после него (одни формы насилия менее приемлемы, чем другие; одно отношение к жертве более желательно, чем другое);

- у жертвы есть права, признаваемые не только обществом постфактум в виде наказания для насильника, но и до, а самое главное, и во время насилия.

Сексуальное насилие не является неизбежным. Всегда есть способ добиться желаемого без насилия.

Если же насилие все-таки случилось, насильник должен быть достойным своего брошенного вызова.

Быть достойным своего брошенного вызова для насильника означает быть готовым к ответственности как перед жертвой, так и перед другими людьми.

Во время насилия всегда можно добиться желаемого наименьшей жестокостью.

Последствия насилия почти невозможно исправить, но можно попытаться это сделать.

Насильник должен относиться к жертве не как к врагу, который сопротивляется, а как к человеку, попавшему в экстремальную ситуацию вместе с насильником.

Насильник должен постараться не мешать жертве дать ему желаемое - излишняя жестокость затрудняет достижение результата насильником.

Насильник должен исходить из того, чтобы нанести как можно меньшую физическую и психическую травму жертве.

Насильник должен помнить, что угроза действий более действенна, нежели ее сами действия.

Сексуальное насилие предполагает, что раз насильник имеет право на удовольствие, жертва тоже имеет право на удовольствие. Если есть возможность, насильник должен попытаться доставить жертве удовольствие. Это важно хотя бы потому, что удовольствие жертвы снижает ее дискомфорт и иногда уменьшает психическую травму.

Более того, чем "большее" "сексуальное удовольствие" жертва получила во время сексуального насилия, тем меньше вероятность ее преследования в отношении насильника. Насильник, стремящийся превратить жертву в соучастника, доставив ей хотя бы небольшое удовольствие, всегда обладает преимуществом перед тем, кто пытается при этом как-нибудь унизить жертву.

Жертвы, которые после насилия не преследуют своих насильников, делают это не только от страха перед насильником или публичным разглашением, но в значительной мере тогда, когда во время насилия почувствовали удовольствие. Ощущение вины своих чувств перед разумом удерживает жертву от разоблачения насильника сильнее страха. Даже если разум жертвы будет против насильника, ее чувства будут на его стороне.

Как правило, после насилия насильник избегает жертвы. Однако если насилие не было жестоким, а жертве не нанесена физическая или психическая травма, контакт насильника и жертвы не является нежелательным.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"