Стратегические коммуникации







ТЕЗИСЫ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ УКРАИНЫ
Сергей Дацюк, консультации Максима Карижского, Агентство гуманитарных технологий - 25 сентября 1999 года



Традиционный взгляд на расстановку сил вокруг Украины

Традиционно Украину рассматривают как государство, включенное в поле интересов трех мировых политических и экономических игроков: США, некоторых стран Западной Европы в лице Европейского Союза и Российской Федерации.

Традиционный общий вывод - Украина находится в зависимости как от Запада, так и от России. Решительный поворот в ту или иную сторону будет связан с потерями.

Традиционно содержание внешней политики рассматривают исключительно как выбор направления ориентации, а не выбор содержания и способа предпринимаемой активной деятельности на международной арене политики. Выбор ориентации есть выбор для пассивной позиции.

Место Украины в мировом раскладе сил

Традиционный взгляд украинских политиков на отношение к Украине других государств в лице мировых государственных элит состоит в том, что мы занимаем важное место в мировой политике, являемся противовесом России и можем рассматриваться как кандидат на вхождение в Европу. Однако ни "Стратегическая концепция североатлантического союза", ни последнее исследование по геополитике в журнале "Экономист" не могут подтвердить нашу самонадеянную позицию.

Мировая политика существует без учета шагов Украины, но с учетом Украины как территории. Это означает, что Украина либо не имеет активной внешней политики, позволяющей говорить о реализации каких-либо собственных интересов за пределами своей территории, либо с ее точки зрения активную внешнюю политику просто не замечают другие государства.

Статья 36 "Стратегической концепции североатлантического союза" (НАТО): "Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности." Статья 37 того же документа: "Украина занимает особое место в обстановке безопасности в Евроатлантическом регионе и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей." Итак Россия играет исключительную роль, Украина занимает особое место. Украина - лишь место (сцена действия) для НАТО, и это нужно осознать. После присоединения ряда стран Восточной Европы к НАТО и фактического изменения расклада сил на театре военных действий евразийского континента Украина пока никак не отреагировала и не заявила своей позиции относительно этого измененного расклада сил.

Расширение представлений о расстановке сил

В журнале "Экономист" (выпуск 31 июля - 6 августа 1999 года) опубликовано исследование, которое представляет основные теоретические подходы относительно геополитических изменений в мире на ближайшие 50 лет. В этом исследовании изложены основные существующие концепции анализа происходящих геополитических процессов, а также сделана попытка нарисовать карту мира 2050 года.

Авторы этого исследования довольно откровенно и ясно изложили основные геополитические процессы в мире на ближайшее будущее. Главный вывод этого исследования в "Экономисте", который более точно сформулирован Бжезинским в его книге "Великая шахматная доска", состоит в том, что судьба мира в XXI веке будет решаться на континенте Евразия. Для нас это означает, с одной стороны, что мы должны быть готовы к игре не евразийском пространстве при любом исходе событий между США с Европой, а с другой стороны, что развитие Китая является стратегически выгодным для Украины. Хотя Китай и не является нашим соседом, но наша судьба в гораздо большей степени зависит от него, нежели от Польши, Турции или стран центральной Азии.

Многовекторность - оправдание пассивной внешней политики

Каковы внешнеполитические ориентации Украины? Часть украинской элиты геополитически ориентируется на Европу. Часть украинской элиты геополитичеки ориентируется на Россию. Часть выступает за вступление в НАТО, часть против и ориентируется на военный союз с Россией и странами б.СССР. Внешнеполитическая официальная стратегия Украины сегодня определена как "многовекторность".

Что такое многовекторность? Если не вдаваться в глубокие изыскания, то это попытка в официальной внешней политике как-то примирить два враждующих лагеря украинской элиты: пророссийскую часть элиты с проевропейской ее частью. На самом деле многовекторность это неопределенность во внешней политике, неопределенность в геостратегии Украины, прежде всего - неопределенность в направленности своих действий на континенте ЕврАзия. Украина также заявила раньше, что она является "внеблоковой", и от этой своей позиции она не отказалась, и никак не оформила ее концептуально.

Украина - "гуляй-поле" для многих стран, где особенно можно отметить агрессивную бизнес-политику США, России, Польши, Турции. Геополитическая ситуация в Украине такова, что хочет она того или не хочет, она уже втянута в многовекторные воздействия со стороны многих стран - геостратегических игроков на евразийском пространстве - России, Турции, Польши, Израиля, Франции, Германии, Китая, Ирака, Пакистана, Индии. Многовекторность на деле означает то, что Украина находится "в тисках" со всех сторон направленного на нее влияния, которому она не в силах противодействовать. Удел нынешней внешней политики Украины - подпадать по то или другое влияние в зависимости от ситуации, то есть "держать нос по ветру. Однако, политика балансирования между западом и Россией не является активной внешней политикой по факту.

Система внешних угроз для Украины

Внешняя политика состоит из реакции на внешние угрозы и создание угрозы для других стран. Выбор угрозы (военная, экономическая, культурная) - характер активных действий, которые готово осуществить государство для отстаивания своих интересов. Пассивная внешняя политика, узкий круг субъектов, вырабатывающих внешнюю политику — внешняя угроза внутри страны.

-- Россия (энергозависимость, претензии по Крыму, Черноморский флот в Крыму, перенаправление мусульманских влияний (Чечня-Дагестан) на Крым).

-- Мусульманский фактор (Крым - Донецк).

-- Отсутствие ядерного оружия.

-- Турецкое присутствие.

-- Польская торговая экспансия.

-- Стремительное усиление и рост Китая.

Характеристики активной внешней политики

Что такое активная внешняя политика? Это когда Украина имеет свою позицию по всем основным вопросам мировой политики. Это когда Украина имеет собственную политику по поводу соседей. Это когда Украина имеет свою позицию во время любого мирового военно-политического кризиса и умеет добиваться реализации своей позиции. Это когда другие страны знают о позиции Украины в любом конфликте, в любой ситуации и вынуждены ее учитывать. Это когда ни одно международное соглашение, ни один блок государств, входящих сферу интересов Украины, не может обойтись не только без участия Украины, но происходит при непосредственном влиянии на весь процесс.

Какие цели преследуют другие государства во внешней политике? Сохранение целостности государства (геополитический аспект) и возможное расширение его за счет прилегающих территорий, контроль над которыми со стороны других государств утрачивается или ослабевает. Сохранение экономической, прежде всего финансовой, стабильности и обеспечение выгоды во внешней торговле (экономический аспект). Ресурсное обеспечение защиты своих собственных интересов на международной арене (военно-политический аспект). Обеспечение культурного влияния как можно более мощного на другие культуры для сохранения своей культуры в качестве составной части мировой культуры (культурный аспект). Обеспечение доминирования в мире в как можно более широком сегменте технологии (технологический аспект).

Каковы собственные интересы Украины на международной арене?

Есть ли у Украины интересы за пределами ее территории, чтобы мы могли говорить о мотивах создании собственной активной внешней политики? Что такое сфера интересов Украины?

У Украины есть объективные экономические интересы, обусловленные ее нынешним экономическим состоянием. Какое внешнеполитическое поведение позволит наиболее полно удовлетворить эти интересы? Главный интерес Украины - улучшение торгового баланса путем увеличения экспорта собственной продукции (уменьшение импорта возможно лишь административным путем и приведет к ухудшению благосостояния населения и дальнейшей тенезации экономики). Значит, стране требуются рынки сбыта собственной продукции и услуг.

Экспортная продукция: вооружение, продукция атомной промышленности, электроэнергия, металл, продукция АПК...

Рынки сбыта: Европа, Ближний Восток, Азия, Северная и Южная Америка, Россия.

Кто должен вырабатывать внешнюю политику государства?

Государство в лице МВС, государственная элита, бизнесмены и политики, политические партии - субъекты внешней политики чисто теоретически. Реально даже МВС не является субъектом, а подчиняется тем или иным влияниям извне. Это реальная угроза безопасности целостности государства.

В МВС, например, считают, что внешняя политика является делом сугубо специалистов-профессионалов. До какой степени это верно? Конечно же конкретные внешнеполитические заявления и шаги должны делать профессионалы. Иначе ни о какой компетентной внешней политике не может идти речь. Однако внешняя политика в концентрированном виде содержит жизненную силу самого государства, его миссию и цель развития, и она по факту должна быть делом всей государственной элиты.

Но насколько широк должен быть общественный диалог по внешнеполитическим вопросам? Это не теоретический вопрос. Пока ясно одно, диалог должен быть расширен за счет дополнительной организационной деятельности со стороны политических партий и возможно создания закрытой общественной организации по типу Совета по международным связям в США (CFR).





 
КонтактПоискАрхив
На основную страницу журнала XYZ