ЧЕРНОМОРСКАЯ ЗОНА: ВЫЙДЕТ ЛИ УКРАИНА ИЗ РАСПЯТИЯ

Черноморская Ассамблея Экономического Сотрудничества не может стать отправной точкой европейской интеграции Украины. К тому же, она будет играть здесь лидирующую роль только в том случае, если Россия отвернется от этой зоны.

После распада Советского Союза и Совета Экономической Взаимопомощи, страны региона искали компенсирующую альтернативу. Черноморская Ассамблея Экономического Сотрудничества была учреждена 25 июня 1992-го года на встрече глав одиннадцати государств - Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции, Молдовы, Румынии, России, Турции, Украины. Эта организация рассматривалась как инструмент реорганизации геополитического пространства в зоне Черноморского Бассейна. Эти расчеты, однако, были плохо обоснованы, поскольку товарооборот между странами региона не превышает 1 процента от всего мирового товарооборота, и не могла восполнять потери стран от распада советского рынка.

Украина рассматривалась изначально как один из лидеров этой организации и региона в целом. Но она становится экономическим центром региона в случае осуществления проекта создания транспортных коридоров, соединяющих центральную Азию и северную Европу с западной Европой. Что и пытается материализовать украинская дипломатия.

Сомнительные цели

Для многих украинских политиков Черноморская Ассамблея призвана разрубить инфраструктурную и экономическую зависимость страны от России. Украина рассчитывает, что эта организация обеспечит прохождение большого потока энергетических ресурсов через ее территорию. Значимость черноморского бассейна резко возросла после обнаружения проектов транспортировки каспийской нефти и газа на рынки западной Европы. Как известно, 3 из 5 проектированных маршрутов транспортировки энергоресурсов проходит именно через Черное Море. А транснациональные транспортные коридоры должны как раз проходить через территорию Украины.

Усиление роли Украины в этом проекте, однако, является палкой о двух концах для западных стран и Турции. Дело в том, что прохождение транснациональных транспортных коридоров через нее может резко повысить козыри России в споре с Турцией по статусу Босфорского залива. Усиление загрузки в участке Украина - западная Европа поднимет вопрос о частичной либерализации движений в этом районе. Этим непременно воспользуется Россия. Контроль Турции над этим заливом позволял весь послевоенный период сдерживать ее выход на Эгейское и Средиземное Море - что было существенно для европейской безопасности в целом.

Шаткое единство

Черноморская организация изначально была построена наподобие организации развивающихся стран. На первый план, прежде всего, были выдвинуты инфраструктурные проекты - телекоммуникации, транспорт, энергетика, добывающаяся промышленность, туризм, сельское хозяйство -, а не производственные связи, высокие технологии и инвестиции, и даже не торговые отношения. Таким образом, организация только обостряла ситуацию этих стран, поскольку их объединяет только географическая близость, экономическая отсталость, и вытекающая отсюда огромная потребность в инфраструктурных проектах. Этот фактор же не может восполнить разъединенность в борьбе за западные рынки, за высокие технологии и передовые производства. О противостоянии интересов этих стран говорит жесткая борьба между ними на внутренних товарных рынках.

Здесь идет не столкновение цивилизации, а самоопределение национальной идеи

Черноморский вопрос, в самом деле, будет иметь самостоятельное значение до тех пор, пока все страны-участники этой организации не определились в своем конечном статусе. Украине, например, придется еще определиться со своим военным статусом. К тому же, в отличие от концепции американского ученого Хантингтона о столкновении цивилизаций мусульманства и христианства, Черноморская Ассамблея сегодня является всего-навсего зоной испытания национальной идеи каждого участника. И хотя сразу после распада советской системы ученые и аналитики начали гадать, какая сверхцивилизация будет формироваться на этом пространстве - мусульманско-персидская, тюркская или православная - вектор развития стран региона, наоборот, принял характер чисто культурологического самоопределения: быть страной западной или восточной культуры.

В самом деле, страны этого региона сегодня можно вполне делить на те, которые однозначно определились как западные страны, и те которые колеблются между западом и востоком. Так если Болгария и Румыния изначально на словах и на деле двигаются на запад, то Турция и Россия раскачиваются между западом и востоком. В Турции это проявляется в устойчивом соотношении между военным и мусульманским фактором внутри страны. И союзнические отношения с западными странами тут ничем не помогут. Тем более, что положение Турции на карте западных стран все больше ослабляется, начиная уже с 60-х годов. Россия же, имея большую часть своей территории в Азии, экономически связанная с мусульманскими и развивающимися странами, пока распята между евразийской и атлантической политикой.

Именно колебание стран и является в настоящее время движущей силой этой организации. А распад этой организации может произойти после того, как Россия и Турция определятся. Основной вопрос здесь связан с тем, разойдутся снова ориентации развития Турции и России в дальнейшем или сойдутся. Здесь могут быть самые разные комбинации. Допустим, Турция окажется на стороне запада, а Россия на стороне востока - это продолжение всей послевоенной политики. Или Россия окажется на стороне запада, а Турция - востока; это возобновление довоенной истории. Или они обе окажутся на одной стороне на западе или на востоке - это совершенно новая геополитическая страница, которая может продолжать развитие черноморского бассейна как единой экономической зоны. Такой поворот событий, однако, является совершенно недопустимым для запада, поскольку на месте бывшего Советского Союза создается еще более могущественное образование (хотя на фоне расширения влияния Китая на дальнем востоке и в средней Азии, это уже не так страшно).

Таким образом, ставки на специфический статус черноморского бассейна пока создают впечатление метания между двумя тонущими кораблями - СНГ и черноморской экономической зоной. При этом в поиске альтернатив некоторые украинские стратеги возлагают надежды на подструктуры этой организации, наподобие недавно созданной организации Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ). Как и черноморским странам, странам Закавказья также предстоит определиться национально-идеологически. И реальным мостом на запад для Украины может стать только объединение со странами уже явно западной ориентации, как бы ни давил на нее энергетический и славянский вопрос.

Тантели РАТУВУХЕРИ

Для почты Редакция XYZ

ICQ UIN 3747859