РАЗВЯЗКА КАСПИЙСКОГО УЗЛА ПОТРЕБУЕТ МНОГО УСИЛИЙ

Сегодня в регионе Каспийского Моря каждый претендент на раздел большого пирога старается завязать столько комбинационных узлов, сколько сможет. Этот регион сегодня стал в центре геополитических дискуссий по идеологическим и экономическим причинам. И чем дольше растягивается процесс затягивания узлов, тем тяжелее будет спасти объект, подвешенный на виселице.

Бизнес в тени "зеленой" революции

Идеологический элемент в регионе связан с угрозой расширения сферы влияния Исламизма после распада СССР, и соответственно с возможностью установления в каспийских странах режимов исламского типа, недружелюбного современной западной цивилизации. Опасение запада имеет вполне реальное основание, поскольку внешняя политика стран средней Азии и Каспия во многом ориентирована на арабские страны. На территории бывшего Советского Союза возникли очаги радикального исламизма - в Чечне, в Хасавьюрте в Азербайджане, в Таджикистане. Главную опасность здесь представляет для запада Иран: по данным западной разведки, именно эта страна стоит за многочисленными мусульманскими террористическими организациями в мире. Для России же главная опасность исходит от арабских стран, союзников США, - Пакистана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов. Неудивительно поэтому, что Россия активно сотрудничает с Ираном в регионе. Не исключено, что Россия здесь рассчитывает использовать один отряд мусульманства (иранского) против другого (саудовского и пакистанского), для обеспечения своего господства в регионе и для нейтрализации националистических устремлений среднеазиатских и каспийских государств.

Экономически же вес региона резко поднялся после обнаружения здесь огромного запаса нефти и газа - третьего в мире по некоторым оценкам после Персидского Залива и России. Следует отметить, что за границей борьбы за черное золото практически остались два существенных универсальных экономических ресурса этого региона. Во-первых, Каспий является основным производителем икры в мире: 90% мирового запаса этого деликатеса находится именно здесь. Во-вторых, универсальными ресурсами региона являются хлопок и чай, которые по существу составляют конкуренцию американской и азиатской текстильной и пищевой индустрии. Кроме того, страны региона обладают огромным запасом природных ресурсов.

Вакуум власти, образовавшийся из-за правовых споров между странами региона, содействовал процветанию контрабанды этими товарами в регионе. И возможно, что основная борьба еще предстоит здесь именно с международным криминалитетом. Сегодня к тому же борьба нефтяных гигантов грозит вымиранию бизнеса, который в последнее время стал ареной промысла российских браконьеров, контрабандистов и теневых структур. Наряду с икрой, теневой бизнес здесь будет отстаивать кокаиновый путь и путь торговли людьми. Недаром, вместе с идеей возрождения "Шелкового Пути", Европа получила резкий ренессанс "работорговли" и кокаинового пути.

Национализм в "черной мантии"

Ситуация со статусом Каспийского моря обостряется тем, что в международной практике не было прецедента, когда сразу 5 государств оспаривают между собой территорию закрытого или международного озера. И тем больше ставка, тем агрессивнее аппетит этих стран. Инфляция данных о запасах, подчас завышенных, как раз и подогревает страсти в регионе. Так или иначе предварительные оценки ставят этот регион за Ближним Востоком, но перед Северными морями. Согласно этим данным, запасов минеральных ресурсов здесь хватит на 40-50 лет в условиях интенсивной эксплуатации и сохранения спроса на мировых рынках на нынешнем уровне.

Оценки запасов нефти в Каспии
источник оценки нефть
США 13-28 млрд.т.
Европа 7-14 млрд.т.
Россия 7-10 млрд.т.

Россия и Иран прежде всего заинтересованы в совместной эксплуатации ресурсов каспийского моря, поскольку по результатам геологической разведки, на каспийском шельфе этих двух государств практически не имеется ни нефти ни газа. 90% запасов находится на территории Азербайджана, Казахстана и Туркмении. В придачу, российский сектор находится в заповедной зоне. Поэтому Россия и Иран отстаивают статус Каспия как большого озера. В соответствие с этим они признают существование национальных территориальных вод в пределах 45 миль; морское же дно эксплуатируется совместно. Туркмения разделяла изначально позиции России. Позже присоединился к этой позиции и Казахстан, хотя первоначально находился на стороне Азербайджана. Азербайджан же считает Каспий закрытым морем, и соответственно разделяет Каспий на национальные зоны и сектора. Морская поверхность может эксплуатироваться совместно, а дно делиться на национальные участки. Попытку мирной коллективной эксплуатации ресурсов, предпринимаемую Россией и Ираном, Азербайджан нарушил, подписав "Контракт Века" с консорциумом нефтяных компаний (преимущественно англосаксонского происхождения) в сентябре 1994 года. Таким образом, изначально здесь формировалась коалиция прикаспийских стран против Азербайджана. Азербайджан, однако, постепенно перетягивает Туркмению и Казахстан на свою сторону, вопреки острым территориальным спорам с первой.

Оценки запасов стран региона
страна нефть (млрд.т.) газ (млрд.кбм)
Азербайджан 4-5 600
Казахстан 2,8 (*13 млн.) 1 700 (*6000 млрд)
Туркмения 2,6 1300-1400
Россия 1,5 78
* по непроверенным данным

Таким образом, борьба за статус Каспия перерастает в борьбу за территориальную целостность и суверенитет прикаспийских стран. Вопрос использования ресурсов каспийского моря для стран региона является вопросом эмансипации от сферы влияния России. По мнению некоторых экспертов, Азербайджан активно привлекает иностранные компании к разведке и добыче нефти на своей территории не без политической подоплеки. Тем самым, он стремится заручиться поддержкой США в вопросе Нагорного Карабаха, а также в своих отношениях с Россией и Ираном. С 1994 года это государство подписало так много контрактов с иностранными компаниями, что некоторые обозреватели в шутку предлагают его включить в Книгу Рекордов Гиннеса. В настоящее время более 20 иностранных компаний уже действуют на территории Азербайджана. Хотя Азербайджан внешне старается соблюдать определенный баланс между интересам России, США, Турции и Ирана в регионе, тем не менее львиная доля работы припадает на американские и британские компании.

Последние сдвиги в отношениях между Казахстаном и Китаем также рассматриваются через призму эмансипации от России. В связи с этим, нарушая традиции, китайская национальная компания выиграла, соответственно в июне и сентябре 1997 года, тендер против российских и американских компаний на приобретение казахских нефтегазовых компаний Актюбинскмунаигаз на севере Каспия и Узенмунаигаз на континентальном шельфе страны. За два месторождения и построение трубопроводов в Китай и Иран китайская сторона инвестирует более 9,5 млрд. американских долларов. Казахстан также активно привлекает американские и британские компании не без политической подоплеки.

Туркмения, хотя и стремится также эмансипироваться от российского влияния, все же не хочет попасть в ловушку зоны столкновения России и США. Она отличается от Азербайджана и Казахстана более подчеркнутой ориентацией на национализацию своих ресурсов. Россия стремится переориентировать поток туркменских ресурсов прежде всего на неплатежеспособные страны СНГ, что ее саму никак не может устроить. Поэтому неизбежным становится союзнические отношения с Ираном. Из 11 месторождений страны 3 зарезервировано Ирану; к тому же две эти страны приняли решения о совместной эксплуатации своих приграничных зон.

Не вызывает сомнения, что Россия в будущем проиграет эту битву. Сейчас она прилагает усилия, чтобы извлечь максимум выгод из территориальных споров между государствами региона. В дальнейшем же ее основное усилие будет применяться к решению вопроса о транспортировке ресурсов региона на международные рынки. В этом вопросе у нее есть преимущества в виде устарелых, но готовых объектов инфраструктуры. К тому же расположение ее территории, как единственного целостного государства, протягивающегося от Азии до Европы, дает ей больше шансов в этом вопросе. Другие проекты транспортировки неминуемо будут проходить через нескольких государств. С вытекающими отсюда политическими и экономическими рисками, а также со своими инвестиционными требованиями для новой инфраструктуры.

Основные проектируемые маршруты транспортировки нефти и газа из Каспия
Месторождение
Маршрут
Азербайджан Северный путь: нефтепровод (проект от 9.09.97., 2-2,3 млн.Т./год) Баку-Грозный (Чечня)-Новороссийск  
нефтепровод (от 17 сент. 1997, 283 км) Баку-Дагестан-Новороссийск (*Волга/Урал/Сибирь-Дагестан-Новороссийск Ц проект Немцова)
южный путь: нефтепровод Баку-Супса на берегу Черного Моря Грузии-Босфор (Турция)-Бургас на Средиземное море Болгарии-Александруполис (Егейское море Греции)/Одесса (Укр.)/Рымыния-Европа
Турецкий проект: нефтепровод Баку-Супса-Анатолия минуя проливов Босфора-Джейхан
1600 км Баку-Хачури (Тбилиси, Грузия)-Джейхан (Турция)
нефтепровод Баку-Армения-Джейхан (Средиземное море)
классический российский путь Баку-Волга-Волга Дон-Балтийские порты
Россия газопровод Россия (через Чечню)-Грузия - Армения - Турция
газопровод Россия-черное море-Турция
речной транспорт Астрахань (Каспия, по Волге) - канал Волга-Дон - Азовское Море - Черное Море
восточнй путь Сибирь (Рос.) - Казахстан- Китай (Ксинзианг)
Туркмения газопровод Туркмения -Азербайджан-Грузия - Армения - Турция
газопровод Туркмения - Россия - СНГ/Европа
газопровод (окт. 1997, 140 км., 1,5 млрд. кбм/год) Корпедже (Туркмения) - Курт Кой (Иран)
газопровод (25.10.97., 1500 км., 15 млрд.кбм/год) Туркмения-Афганистан-Пакистан
газопровод (14.05.97., 2000 км., 30 млрд.кбм/год) Даулетабад (Туркмения)-Иран-Турция
Иран проект трубопровода Иран-Армения (137 км)
дорожный и железнодорожный транспорт Нахичевань (Азер.)- Иран- Азербайджан (минуя Армению)
нефтепровод Кой (Иран) - Джульфа (Нахичевань, Азербайджан)
Узбекистан проект железной дороги Узбекистан-Турция- Азербайджан - Грузия (Черное Море)
Украина железная дорога (проект), транспорт Киев - Одесса - Поти -Тбилиси-(Баку)
Казахстан нефтепровод ( 1997, 5 млн.Т.) Казахстан-Ксинзианг (Китай) (3000 км) Узен (Казах.)-Туркмения-Иран (250 км)
1997 Казахстан-Самара (Рос.)-Балтийские терминалы
речной транспорт Казахстан-Астрахан (Каспия, по Волге) - канал Волга-Дон - Азовское Море - Черное Море
морской/подводный-наземный-морской (100 млн.Т.) Порт Актау (Казах.)-Баку-порты Грузии (Супса)/Джейхан
Компенсационный обмен (2 авг.1996, 2 млн.Т/год) Казахстан-Иран-персидский залив-мировой рынок
основной путь (1992-16.05.97, 60 млн.Т) Тенгиз-Астрахань-Калмыкия-Ставрополь-Краснодар-Новороссийск

Тантели РАТУВУХЕРИ

Для почты Редакция XYZ

ICQ UIN 3747859