КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО КОНТРАКТУ
"США: "фабрика мысли" на службе стратегии",
Шейдина И.Л., М.: 1973, изд. "Наука"
Реферативное изложение с комментариями С.Дацюка

"Фабрики мысли" (Think Tank) - новый тип научно-исследовательской организации, который появляется в США в конце 40 годов из заказных военных исследований, преимущественно американских ВВС. Военные ведомства США представляют собой таким образом пионеров в деле использования нового направления консалтинга - "консультирование по контракту".

Для них характерен специфический тип организации научной деятельности - формирование экспертного состава, который находится на контрактах; связь с крупнейшими образовательными университетами и институтами; наличие крупных государственных и корпоративных заказчиков; организация продвижения на рынок по технологии консультирования по контракту заказных оплачиваемых научных исследований; периодичное предоставление сводных комплексных отчетов по конкретной проблематике для рассылки заинтересованным организациям бесплатно.

Корпорация РЭНД - родоначальник американских фабрик мысли. Проект РЭНД родился 2 марта 1946 года как контракт между ВВС США и частной авиационной фирмой "Дуглас", в рамках которой создавалось новое научно-исследовательское подразделение. В ноябре 1948 года "Проект РЭНД" получил независимый статус. Создание ее стало возможным благодаря финансовой помощи со стороны Фонда Форда, предоставившего заем в 100 тыс. долл. В течение последующих лет Фонд Форда довел размер этого займа до миллиона долларов и в 1952 году официально превратил его в субсидию на научно-исследовательскую работу.

Для исследований РЭНД характерно стремление к оптимизации результата. Главная цель РЭНД - долгосрочные прогнозы, всесторонний анализ стратегических и технических проблем.

Чтобы оградить РЭНД от текучки, был создан специальный орган для оценки заявок различных заказчиков. РЭНД предназначена лишь для решения "горящих проблем". Однако существует у РЭНД и оперативные задания (инструктаж с выездом на место, а также временное прикомандировывание сотрудника к подразделению заказчика).

Ежегодно РЭНД издает 700-страничный "Индекс", где перечисляются лишь открытые доклады и публикации РЭНД. В каждом отделе РЭНД ведется теоретическая или чисто научная работа. Например, отдел вычислительной техники играет в целом вспомогательную роль, обслуживая нужды других подразделений РЭНД, но в то же время его сотрудники работают над математической теорией, над проблемами имитации деятельности человеческого мозга, математической биологией и математической лингвистикой. Соотношение между теоретическими и прикладными исследованиями меняется от отдела к отделу. Отдел астрономии, скажем, почти исключительно занят фундаментальными изысканиями, а отдел функционирования систем - прикладными.

Начиная с 50 годов РЭНД перешла к исследованию проблем более высокого порядка сложности, чем традиционные объекты исследования операций, - к исследованию политико-стратегических проблем, требующих учета большого числа взаимозависящих переменных, не обязательно имеющих качественное выражение, но функционирующих в рамках единой системы. Ряд сотрудников РЭНД получили широкую известность - Бернард Броди, Герман Канн (родоначальник целого направления по американистике), Альберт Уолстеттер, Уильям Кауфман, Томас Шеллинг. Методология системного анализа, уже сложившаяся к этому времени в РЭНД применительно к исследованию инженерных или тактических проблем, стала базой для научного подхода РЭНД к вопросам стратегии и политики.

РЭНД ставит также задачу разработки и выявления новых методов анализа стратегических проблем и новых стратегических концепций. РЭНД является разработчиком концепции "гибкого реагирования", "контрсилы" и т.п.

РЭНД широко рекламировала и свои гражданские исследования - например, работы по контракту с мэром Нью-Йорка (властям города этот проект стоил 600 тыс. долл.) над решением таких городских проблем, как организация пожарной охраны, полиции, медицинского обслуживания населения, жилищного строительства. По соглашению с нью-йоркскими властями создан специальный филиал корпорации, именуемый "Институт Нью-Йорк Сити - РЭНД". Корпорацию часто называют "лидером прогнозирования в области социальной технологии". Типичными примерами тем прогнозирования этого типа, проводимого на основе системного анализа, могут служить городская планировка, строительство городов, транспорт и будущие транспортные средства, природные ресурсы и т.д.

Организационная структура. В ранний период - очень гибкая и подвижная структура, ее руководство избегало чрезмерного администрирования. Однако по мере роста общего числа сотрудников - в корпорации работает более 1200 человек (из них половина научных работников, остальные - технический и обслуживающий персонал) - администрации пришлось выработать более строгие организационные принципы и постоянную структуру. В корпорации 11 исследовательских отделов - Вашингтонский отдел оборонных проблем, отделы проблем управления, анализа ресурсов, инженерных наук, наук об окружающей среде, социальных наук, физики, изучения систем, математики, электронно-вычислительной техники и экономики (т.е. отделы скорее соответствуют академическим дисциплинам, а не номенклатуре исследований, деление носит профессиональный, а не функциональный характер). По мнению руководства РЭНД, такое деление имеет следующие преимущества: во-первых, проще решается вопрос подбора кадров (а он входит в компетенцию руководства отдела), во-вторых, ученый окружен специалистами близкого профиля (что стимулирует его профессиональный рост), в-третьих, ни один из отделов не может похвастаться монополией на разработку тех или иных проблем и, таким образом, не замыкается в своих стенах, а вынужден поддерживать постоянный контакт с коллегами из других отделов.

Основной организационный принцип - высокая степень децентрализации. Отдел обладает значительной свободой действий не только при подборе сотрудников, но и при определении программы исследований. Он является независимой единицей и в финансовом отношении - у каждого отдела самостоятельный бюджет, ежегодно утверждаемый руководством корпорации; из этих средств оплачивается работа любого сотрудника отдела независимо от того, выполняет ли он работу внутри отдела или участвует в междисциплинарном проекте.

Руководители отделов принимают участие в выработке общего направления деятельности корпорации, поскольку все они, в дополнение к президенту и вице-президенту корпорации, входят в состав Комитета управления - органа, обсуждающего на еженедельных заседаниях все важные вопросы руководства корпорацией, и научные, и административные. Однако Комитет управления обладает исключительно консультативными функциями, он не принимает никаких решений, его обязанность - лишь помочь выработать решение президенту РЭНД, в чьих руках сосредоточена исполнительная власть.

Президент пользуется услугами еще одного органа, тоже чисто консультативного - Исследовательского совета в составе 7 человек из числа научных сотрудников РЭНД высшего ранга. В сущности это - совет старейшин, он обладает авторитетом, но не имеет никаких формальных управленческих функций.

Работа корпорации ведется либо в рамках отдела, либо в междисциплинарной группе, специально создаваемой для выполнения того или иного проекта. Работа над проектом начинается с назначения руководителя группы. Некоторое время руководитель работает один, стремясь сформулировать четкую постановку проблемы, цель исследования и средства ее достижения. Завершив подготовительную работу, он приступает к подбору группы, причем в основном этот подбор идет на добровольной основе. Численный состав группы может быть разным - от одного-двух человек до нескольких десятков. Достаточно типичен случай, когда в группу входят три-четыре специалиста в разных областях знания.

Итог работы над любым заданием - доклад. Первоначально группа разрабатывает проект доклада исключительно для внутреннего пользования (иногда на этой стадии может быть принято решение о нецелеобразности дальнейшей работы над темой и о роспуске группы). Затем материал дорабатывается и поступает заказчику в форме окончательного доклада, причем каждый доклад по традиции считается выражением личного мнения его авторов, а не всей корпорации в целом (корпорация отвечает лишь за общий профессиональный уровень и сроки выполнения работы). Только в особо важных случаях - когда речь идет либо о жизненно важной для страны проблеме, либо о чрезвычайно противоречивом вопросе - руководство РЭНД может выступить с официальной рекомендацией заказчику от имени всей корпорации.

Бюджет. Взаимоотношения с клиентами. В соответствии с уставом корпорации РЭНД, она имеет право выполнять работу по контрактам с любыми ведомствами помимо ВВС (но с ведома последних), если только эта работа не ущемляет интересов ВВС. В 1949 году РЭНД заключила долгосрочный договор на выполнение работ по заданию Комиссии по атомной энергии (КАЭ). Почти до самого конца 50 годов ВВС и КАЭ оставались единственными клиентами корпорации. В 1959 году РЭНД сделала следующий шаг - заключила договор с агентством АРПА (Advanced Research Projects Agency), консультирующим министерство обороны США, т.е. по существу установила непосредственную связь с теми, кто стоит над ВВС. Командование ВВС попыталось было пресечь такое развитие событий, но процесс оказался необратимым, и с годами РЭНД лишь упрочила связь с аппаратом министра обороны, особенно за годы пребывания на этом посту Роберта Макнамары.

В 60-е годы у РЭНД появились новые клиенты - Национальный научный фонд, Национальный институт здоровья, Агентство международного развития. Помимо Фонда Форда корпорация получила субсидии от Фонда Рокфеллера, от Фонда Карнеги.

В первый год существования бюджет РЭНД составил 3750 тыс. долл., в 1970 году он достиг 27 млн. долл. Начав в 60-е годы кампанию по диверсификации исследований, РЭНД, по данным за 1966 год, имела контракты с 12 клиентами, и доля ВВС в ее бюджете упала с 99 до 68%. В официальном отчете РЭНД за 1969 год в списке ее основных клиентов (кто предоставлял корпорации заказы или субсидии на сумму более 50 тыс. долл.) фигурирует уже 21 организация, в том числе (кроме названных выше) НАСА, Управление экономических возможностей, министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения, министерство городского развития, министерство транспорта, несколько медицинских учреждений. Тем не менее, все исследователи и журналисты отмечали, что РЭНД остается "креатурой вооруженных сил" (структурой, встроенной в бюджет военного государственного финансирования). Именно с корпорацией РЭНД, с разработанной ею методикой "планирование - программирование - бюджетное финансирование" (ППБ) связано само понятие "реформ Макнамары".

Систематическое привлечение сотрудников корпорации на государственную службу либо в качестве консультантов, либо в качестве должностных лиц, влиятельность и широкая известность корпорации РЭНД в США и за их пределами объясняется широким размахом проводимых ею работ по "посеву идей". РЭНД регулярно проводит лекции, дискуссии, семинары, симпозиумы, поддерживает тесный контакт с другими научно-исследовательскими организациями.

Примерно половина печатной продукции РЭНД является секретной, такие издания рассылаются по особым спискам. Зато открытые работы получают гораздо более широкое распространение: РЭНД бесплатно рассылает их в 96 американских и 45 зарубежных библиотек и одновременно стремится публиковать такие материалы в виде статей в научных журналах, в виде книг.

Дочерние предприятия РЭНД - непосредственное участие в создании Корпорации по развитию систем и корпорации "Аналитик сервисиз". Ряд сотрудников РЭНД создали научно-исследовательские коммерческие и некоммерческие организации: Роберт Крюгер основал в Лос-Анжелесе "Пленнинг рисерч корпорейшн", А.М.Муд - "Дженерал аналисис корпорейшн", Е.Плессет - фирму "Е.Плессет энд ассошиэйтс", бывший сотрудник РЭНД Р.М.Солтер стал президентом "Куонтатрон инкорпорейтед", в 1961 году корпорацию РЭНД оставил Герман Кан и основал в том же году Гудзоновский институт (один из самых известных), в 1968 году при содействии РЭНД родился институт будущего, руководителем которого стал Олаф Хелмер.

В начале 60-х РЭНД переживала наплыв претендентов на работу, в 70-х многие талантливые и целеустремленные молодые люди стали сторониться корпорации из-за ее имиджа "военно-промышленного истеблишмента". Известен скандал с Дэниелом Элсбергом - он выдал в широкую печать секретные документы Пентагона ("вьетнамское досье"), хранившиеся в сейфах у корпорации РЭНД.

Организационно-структурные особенности "фабрик мысли" (Think Tank):

Военное ведомство вряд ли прибегнет к услугам "фабрик мысли", если нужно разработать усовершенствованный радиолокатор, для этого будет выбран какой-либо научный институт, но услуги "фабрики мысли" понадобятся, если возникнет необходимость проанализировать перспективы развития военной техники касательно радиолокаторов на ближайшие 10 лет, выявить, есть ли нужда в разработке какого-то нового типа радара, где должны быть размещены радиолокационные установки, как достичь максимальной эффективности их работы, как лучше готовить персонал. "Фабрика мысли" предназначена для выработки "политики" вокруг, нежели самой "материальной части".

1) направленность деятельности "фабрик мысли" не на производство нового знания, изобретения, материального продукта, а на содействие тем, кто принимает решения в использовании зачастую уже имеющегося знания (поэтому не все исследовательские, изобретательские и научные центры и институты являются "фабриками мысли"). Это можно назвать так - социальная организация знания и одновременное внедрение знания в социальную организацию, то есть социализация знания, плюс планирование получения нового знания;

2) "фабрики мысли" представляют собой функцию среднего звена или мостика между "знанием и властью", они посредники наукоемкого менеджмента, имеющие связи одновременно с правительственными ведомствами, с академическими центрами - производителями новых знаний. По определению одного из сотрудников корпорации РЭНД, "мы - что-то вроде посредников, которые отыскивают, собирают и интерпретируют знания, подготавливая их для конечного потребителя, в нашем случае - для правительства";

3) основная продукция "фабрик мысли" - идеи, облеченные в форму докладов самого разного типа - новые варианты политического курса, оценки, прикидки, теории, предложения, предупреждения, долгосрочные планы, статистические выкладки, прогнозы, описания методик, тесты, анализ и просто свежие мысли; то, что не ложится на бумагу, излагается устно - в виде лекций, инструктажей и просто неофициальных бесед;

4) широта подхода и охвата проблем, близость к тем, кто непосредственно принимает решения - "фабрики мысли" принимают участие в выработке целей и общего направления развития, предопределяя тем самым конкретные программы исследований, которые в дальнейшем будут осуществляться в других, специализированных научных центрах;

5) возможность для научного персонала сосредоточить все свои усилия на научно-исследовательской деятельности, не отвлекаясь ни на преподавание, ни на управление производством, ни на погоню за прибылью (университеты перестали удовлетворять ученых из-за непродуктивного распыления сил);

6) доступность для "фабрик мысли" важнейшей секретной информации государственной важности, что имеет решающее значение для построения реалистичных прогнозов;

7) структурная независимость в процессе работы через создание условий диверсификации финансирования, самостоятельность в выборе проблематики, подвижность организационной структуры (под проект создается отдельная структурная единица);

8) индивидуальный авторский подход к заказу работы, в основание структуры положен принцип профессионализма;

9) способность "фабрик мысли" организовать комплексное исследование по совершенно неожиданной проблематике есть вопрос их жизни и смерти, и поэтому им удалось сломать перегородки между представителями различных специальностей, это способствовало объединению усилий экспертов разного профиля, то есть реализовать междисциплинарный подход к исследованию.

По мнению Германа Кана, такие институты часто выступают в роли мальчика, который крикнул, что король-то голый. Как он считает, правительство нуждается в таких "мальчиках", потому что оно страдает "бессилием сильных": правительству слишком часто кажется, что все идет так, как ему хочется, что от него не требуется ни особой сообразительности, ни изобретательности, ни воображения. В результате довольно часто серьезные решения принимаются либо слишком поспешно, либо на основе недостаточной информации. Большинство же дипломированных специалистов внутри правительства, а также привлекаемых правительством в качестве консультантов и советников, боятся выйти за рамки сложившихся или официально одобренных концепций и неминуемо отстают от жизни. Плюс правительство должно принимать решения по внезапно (для него) возникающим проблемам в сжатые сроки. Все это дает основания считать, что правительственный механизм недостаточен, чтобы обеспечить принятие более или менее верных решений, предотвратить крупные ошибки, и поэтому любое правительство нуждается в компетентном и независимом от него консультировании извне.

П.Диксон выделил пять групп "фабрик мысли": 1) неправительственные, набираемые из экспертов-профессионалов, имеющие долгосрочные договора с правительственными ведомствами; 2) внутриправительственные для разработки долгосрочных проблем; 3) независимые исследовательские центры, базирующиеся на университетах; 4) коммерческие, ориентированные на извлечение прибыли, консультационные фирмы (самостоятельные организации или отделения крупных промышленных концернов); 5) независимые бесприбыльные "фабрики мысли", ориентирующиеся не на правительство или крупные промышленные концерны, а на широкую общественность.

Агентство гуманитарных технологий