РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТИЙ
(проблемы и перспективы партий в Украине)

Процесс партийных расколов происходит в Украине стихийно. Пресса занята в основном констатацией того, кто куда перешел и какого кандидата в президенты поддерживает. Вместе с тем реорганизация партий отнюдь не связана всецело с предстоящими президентскими выборами. Тому есть совершенно иные, более глубинные, причины.

Почему происходят расколы в партиях? Расколы происходят в партиях центристского направления. Нынешние партийные расколы являются результатом четырех взаимно связанных причин, приведших к снижению эффективности работы партий центристского направления:

1) повышение роли стратегии партии и снижение значения тактических компромиссов для целостности партии;

2) партии устранились от многих своих непосредственных социальных функций, в частности отсутствует эффективная работа партий в области публичной политической коммуникации как в регионах, так и в центре, дающая возможность членам партии принимать участие в реальном процессе принятия законодательных и исполнительных решений;

3) отсутствие эффективной организации партий (никчемная кадровая политика, не допускающая открытой и честной конкуренции партийных лидеров и наличия у каждого работника аппарата планов карьерного роста), отсутствие у партий планов партийного строительства;

4) жесткая прагматизация партийной организации (поддерживаются не идеи, а конкретные проекты, конкретные процессы лоббирования, конкретные законодательные и исполнительные решения), к чему партии оказались не готовы.

Партийная стратегия

На политическом поле играет не одна команда, а несколько. Таким образом политика - всегда конфликт. По поводу чего происходят сегодня политические конфликты? По поводу распределения сфер влияния крупными партиями-холдингами; по поводу столкновения финансового капитала с капиталом власти; конфликты между лидерами внутри партии и лидерами других партий за власть. Какая разница, кто победит в этих столкновениях, если эта победа будет тактической и обеспечит непродолжительное доминирование той или иной политической силы. Перехват инициативы "партии власти" от НДП к СДПУ(о) есть не стратегическая победа одной партии над другой. Она потенциально может стать такой. Но для этого нужно перевести конфликт в область стратегического поединка.

Что значит перевести ситуацию мелких конфликтов в стратегический поединок? Это значит отказаться от политических интриг, сформировать стратегию и представить ее в публичном пространстве, обеспечив ее поддержку со стороны гражданского общества. Заключение договора между "президентским холдингом" и каким-либо "партийным холдингом" (например, НДП или СДПУ(о)) - не является достаточным для стратегического союза. Стратегический союз - это нечто большее, это надолго. Здесь нужна политическая платформа в отношении государственного строительства, наличие сценария развития событий на ближайший период и на перспективу, планирование партийного строительства. Стратегический поединок это поединок разных идеологий, разных платформ, разных объявленных перспектив будущего, это война стратегий в текущей политике.

Что такое стратегическое поведение? Это такое поведение, когда партии начинают руководствоваться стратегией в повседневной деятельности, когда в любых политических конфликтах преследуют прежде всего долгосрочные, главные, государственные цели, а не узкоклановые, узкокорпоративные или вообще личные цели отдельных лидеров. Партия должна предложить нечто для всей страны, а не некоторого слоя людей (пенсионеров, национально сознательных или для среднего класса). Цели партии должны открыто объявляться, а сама партия становиться предсказуемой, узнаваемой. Стратегическое поведение это принуждение конкурентов отвечать на уровне стратегии.

Нужно ли определяться с кандидатом в президенты и как это связано с партийной стратегией? Президенты тоже до сих пор выдвигали краткосрочные задачи, и партии поддерживали их программу, когда они совпадали с их собственными краткосрочными задачами. На нынешнем этапе развития государства нам нужны долгосрочные задачи и идеологическая платформа. Партии оказались не готовы к этому: они до сих пор работали в условиях краткосрочного планирования. Для многих партий поддержка того или иного кандидата в президенты осталась тактическим вопросом. Поэтому с кандидатом в президенты нужно определяться только в том случае, если этот кандидат помимо краткосрочных целей предлагает долгосрочные, и они совпадают с долгосрочными целями самой партии.

Как можно различить партии? Прежде всего, как различаются у нас партии левые, правые и центристские? Нужно различать "правое-левое" как структуры повседневного сознания (у нас) и как политическую ориентацию (на Западе). Левые в Италии, Франции - совсем другие левые, нежели в Украине и в постсоветских государствах вообще. На Западе левые взгляды являются ориентацией, которая прекрасно может уживаться с поддержкой частного предпринимательства: можно иметь частный магазин и быть против капитализма - в смысле поставить этих крупных капиталистов-монополистов под контроль. У нас же левые - это политическая сила, которая опирается на повседневное сознание и преследует совершенно конкретные задачи национализации приватизированного (отобрать и разделить), восстановления бывшего СССР в любом виде и т.д.

Наши отечественные левые и правые - консерваторы. Различны лишь формы их консерватизма. Потенциально радикальными или прогрессивными у нас могут оказаться партии центра. Однако позиция центризма как идеология для большинства граждан не заявлена масштабно и на солидном идеологическом уровне ни одной партией. К тому же партии центра очень мало различимы для простого избирателя. Программы этих партий содержат очень большой круг очевидных краткосрочных задач, под которые партии собирают как можно более массовый электорат. Но оказалось, что круг краткосрочных задач у всех партий центристской ориентации приблизительно одинаков, и тогда не понятно, почему нужно выбирать именно эту партию, а не другую, входить в ее фракцию, а не в другую.

Партии не имеют своей четкой идеологии, которая бы в простой и доходчивой форме объясняла: чего хочет партия в долгосрочной перспективе, чего хочет в краткосрочной. С другой стороны, чтобы претендовать на победу, идеология партии должна быть позитивной, основываться на современных политических и гуманитарных технологиях публичной коммуникации. На место платформ компромисса должны прийти более четко идеологически очерченные бескомпромиссные платформы. Такая идеология должна задавать перспективу на 30-50 лет вперед, содержать стратегию создания такой перспективы. 50 лет - это период активной жизни (от 20 до 70 лет). Партия начинает работу с молодым человеком и работает с ним на протяжении всей его жизни.

Как возможно объединение и укрупнение центристских партий в Украине? Чтобы объединится, вначале нужно размежеваться, и только долгосрочные задачи могут задавать очевидное различие между партиями, во первых.

Несколько позитивных партийных идеологий могут помочь гражданам идентифицировать свои мотивы и интересы, структурировать гражданское общество, тем самым создав типичные социальные группы, это во-вторых.

Наконец, партии должны начать планирование партийного строительства - организационная стратегия партии должна быть включена в их программы, это в-третьих. Только при наличии этих трех составляющих мы можем говорить о возможности объединения и укрупнения партий в Украине.

Партии и власть: публичная политика

Является ли власть непосредственной задачей партии? Можно по-разному добиваться власти. Помимо институционализированной власти существует еще и публичная власть. Само по себе участие партии в органах власти не дает власти. Участие в органах власти может быть целью, если сама власть пользуется поддержкой граждан. Если такой поддержки нет, а именно это сейчас мы и наблюдаем, значит партии сами вынуждены такую поддержку обеспечить. Таким образом, речь идет об участии в публичной политике и восполнении доверия к власти.

Что такое публичная власть? Публичная власть основывается не только на участии в государственных органах власти, но и на участии партии в публичной коммуникации гражданского общества при выработке, продвижении и принятии законодательных и исполнительных решений институциональной властью. Для этого необходимо, чтобы процесс принятия решений нынешней властью стал открытым и предполагал участие в процессе принятия решений гражданского общества при посредстве политических партий. Это есть первая задача партий - изменение режима принятия властных решений в государстве. Во-вторых, партии должны организовать сам процесс публичной дискуссии граждан, структурировав их на социальные группы и управляя процессом коммуникации между ними и властью. Публичная власть партии при посредстве коммуникации социально структурированного общества с властью более сильная, нежели непосредственное участие членов партии во власти, поскольку основывается на обретении такого качества как доверие и на понимании принимающихся решений гражданами?

Что такое публичная политика? Одной из важнейших функций партии в обретении публичной власти является социально-политическое структурирование гражданского общества и посредничество между структурированным гражданским обществом и властью. До сих пор партии работали отдельно с политически активной частью граждан, журналистами, для подготовки властных решений приглашали экспертов. Публичная политика начинается там и тогда, где и когда эксперты, консультанты, мозговые центры, PR-компании, журналисты и политически активные граждане при посредстве партий участвуют в едином пространстве публичных дебатов при разработке и продвижении властных решений.

Перед партиями в сфере публичной политики стоят следующие задачи: 1) обеспечение идентификации граждан с соответствующей социальной группой сообразно их интересам и мотивам (идеологическая сегментация социального пространства - оформление социальной стратификации общества); 2) обеспечение коммуникации внутри группы и между социальными группами в реальном процессе принятия решений с последующей их презентацией в публичных дебатах; 3) обеспечение публичных дебатов и консультаций различных социальных групп с экспертами в процессе выработки, продвижения и принятия государственных решений. Этот последний процесс является главной составной частью сферы публичной политики и в мире носит название - делиберативный процесс.

Что такое делиберативный процесс? Делиберативный процесс - (от англ. deliberate - обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать) процесс массовых консультаций внутри страны по общественно значимым проблемам и привлечения к разработке публичной политики как можно больше граждан. Такое новшество в развитии политики является результатом осознания ограниченности традиционных экспертных исследований или усилий партийных лидеров для целей развития перспективных политических решений в условиях, когда ставки очень высоки, а элиты часто ошибаются в интерпретации общественного мнения.

Делиберативный процесс - глобальные консультации различных социальных групп политически активных граждан, групп влияния, экспертов, консультантов, журналистов и политических партий, которые характеризуются наличием наперед известных и открытых инструментов и технологий, наличием согласованных планов публичных диалогов, конференций, муниципальных встреч, получением согласованных результатов в виде сценария и протокола развития дальнейших событий, программированием исследовательских заказов и, в конце концов, принятием того или иного законодательного или исполнительного решения, того или иного корпоративного социально значимого проекта.

Партийное строительство

Партийное строительство не является пока стратегической частью программы партии. Широкие партийные массы (первичные ячейки) оторваны от центрального аппарата партии. Партии обслуживают амбиции лидеров и лоббистские задачи кланов. Партии представляют собой так называемые партии-холдинги. Усиление профессионализации политической жизни привело к тому, что некоторые государственные лидеры вообще подвергли сомнению эффективность партии в политике государства. Тем не менее, партийные структуры в регионах не могут быть заменены никаким количеством временно нанятых профессионалов. С другой стороны, к партиям парламентского типа у нас могут добавиться партии-клубы, избирательные президентские партии, партии-блоки с узкой платформой единства и т.п

Каковы основные социальные функции партий?

1) простой и эффективный способ контроля общества над властью (эффективный способ контроля общества за процессом выборов, членов партии - за парламентской деятельностью ее фракции, за деятельностью ее представителей в органах исполнительной власти в центре и в регионах);

2) обратная связь власти с обществом через партию (PR) - партия объясняет обществу позицию власти, а власти доносит мнение общества;

3) партии увязывают деятельность законодательной и исполнительной власти, придавая ей целостный долгосрочный стратегический характер;

4) большая продолжительность жизни партии, чем властных структур (главное условие политической ответственности и преемственности);

5) возможность легальной конкуренции партий в условиях многопартийности (прозрачность политической борьбы - наличие сферы публичной политики);

6) генерирование социальных идей (со времени профессионализации этой деятельности - появления фабрик мысли - партиям принадлежит роль продвижения этих идей, организации публичных дискуссий в центре и регионах, обеспечение трансляции аргументов вариантов решений в регионы и т.п.);

7) партийность является тотальной идеологической ориентацией общественного сознания: юридически не принадлежащий к партии носитель определенной точки зрения может быть сочувствующим партии, взгляды которой он невольно выражает;

8) партийная структура легализует теневую (клановую) социальную структуру общества, обеспечивая открытый процесс лоббирования;

9) партийная структура способна изменяться при изменении социальной структуры, что позволяет всегда видеть эти изменения, если они происходят стихийно, или планировать их, если они происходят сознательно (управляемый процесс партийной реорганизации и наличие стратегии партийного строительства).

Именно для выполнения этих функции партии и должны строиться.

В ситуации, когда партии оказались на периферии развития политических технологий, и их социальная значимость подвергается сомнению, партийное строительство оказывается для партий критически важным делом. Обычно у большинства нынешних партий отсутствуют такие элементы партийной структуры отдел стратегических коммуникаций (идеология и агитация, связь с первичными ячейками, доведение решений власти до рядовых членов, дискуссии в первичных ячейках по выработке вариантов законодательных и исполнительных решений, которые партия проводит во власть), отдел связей с общественностью (отношения с экспертами, консультантами, журналистами, проведение круглых столов и публичных дебатов, где имеющиеся позиции первичных ячеек партии сталкиваются с мнением экспертов, предложениями консультантов и происходит выработка вариантов решений).

Политико-образовательная и просветительская функция сегодня выполняется не столько партиями, сколько профессионалами при посредстве партий. Однако сами партии должны налаживать образование своих членов, поскольку именно партия с сильным интеллектуальным потенциалом может не только прийти к власти, но и воплотить свою программу.

Кроме того у нас происходит процесс институционализации принципиально новых для Украины структур - мозговых центров. На Западе подобного рода структуры называются "Think Tank" - фабрики мысли или мозговые центры, которые генерируют новые идеи в проектной форме, продвигают их через институты массовой коммуникации в форме аналитических докладов с рекомендациями, организовывают при поддержке политических партий процесс массовых глобальных консультаций, заключают договоренности с разными политическими силами в форме протокола развития о продвижении определенного законодательного или исполнительного решения, обеспечивают аргументацию всех вариантов альтернативных решений и публичное их обсуждение, и, наконец, принятие оптимального решения. (В Агентстве гуманитарных технологий издан аналитический доклад "Современные фабрики мысли")

Таким образом, хотя у партий и появились конкуренты, но именно партии на всех этапах публичной политики - полноправные участники этого процесса как один из основных политических субъектов. Их политический вес обеспечивается силой их публичной власти (связь с регионами, с первичными ячейками, участие в публичной коммуникации различных социальных групп между собой и с властью в процессе реального принятия решений институциональной власти).

Что такое партия нового типа?

Рассмотрим лишь некоторые черты, позволяющие представить себе партию нового типа.

Профессионализация партий - в выигрыше оказываются партии с профессиональными юристами, экономистами и т.п. людьми, которые занимают в Парламенте столько же мест, сколько и общенациональные партии с отделениями в регионах. Набирает силу процесс консультирования по контракту: когда для той или иной работы партии на контрактной основе приглашают консультантов или заказывают разработку законодательного или исполнительного решения мозговым центрам, рынок которых в Украине динамично развивается.

Прагматизм организации партии - большое влияние на партийную организацию оказывают не только идеи, но и финансовые ресурсы. Массовый энтузиазм в политике характерен для переходных революционных периодов и заканчивается с окончанием этих периодов, а потом ведущей силой становятся профессиональные политики, для которых первостепенным становится финансирование их проектов.

Отсюда партии - важный инструмент лоббирования. Соответственно партии все больше начинают отражать кроме идеологического спектра общества еще и его экономическую сегментацию - с этим можно соглашаться или не соглашаться, называть это олигархией или как угодно, но лучший способ взять контроль над этим процессом (через который прошли все развитые страны) - принятие закона о легальном лоббировании и поддержка становления сферы публичной политики.

У партий исчезли многие функции, которые передаются профессионалам (разработка законов - юристам, информирование - институтам массовой коммуникации, трансляция - фирмам PR, генерирование идей, их аргументация, организация дискуссий и предложение конкретных решений - мозговым центрам). Функция лидеров-мыслителей тоже профессионализируется. Тем не менее профессионализация перечисленных функций не означает потери структурного влияния партий на процесс генерирования и продвижения социальных идей, поскольку партии являются реальными участниками процесса принятия законодательных и исполнительных решений, поскольку именно они организовывают процесс структуризации социальных групп, процесс коммуникации между ними и придают единство процессу производства, продвижения и принятия законодательных и исполнительных решений на государственном уровне..

Партии нового типа должны иметь структуру, нацеленную с одной стороны на публичную коммуникацию с социальными группами общества, с другой стороны, на взаимодействие с властью. Партии будущего это не "партии власти" (как НДП или СДПУ(о)), не народные партии (как КПУ), - это партии, соединяющие две эти черты. Это партии-посредники между гражданским обществом и властью, нацеленные на воплощение своей стратегии в каждое государственное решение.

Партии нового типа - корпорации профессиональных политиков с узкими платформами единства по поводу стратегии и перспективы. Партии нового типа - организации социального продвижения политических проектов законодательных и исполнительных решений в публичной коммуникации с различными социальными группами. Двадцать первый век будет связан с формированием особой сферы в политике Украины - сферы публичной политики, где политические партии нового типа будут одними из главных действующих субъектов.

Сергей Дацюк, Владимир Грановский, Агентство гуманитарных технологий