Стратегическое поведение (десант из знакотканой реальности)
К теме 5

В. Руднев в книге "Морфология реальности " проводит противопоставление "реальность - текст".( См. Руднев 1996, Раздел1.1) В тексте, который является знаковой системой, существует обратный порядок времени. Это связано с нарушением в реальности текста второго закона термодинамики - закона увеличения энтропии. Текст уменьшает энтропию. "Переключение с точки зрения реальности на точку зрения текста есть переключение с повышения энтропии на повышение информации. Объект как предмет физической реальности изменяется во времени от менее энтропийного состояния к более энтропийному, то есть разрушается, объект как текст изменяется во времени от более энтропийного состояния к менее энтропийному, то есть созидается. Вещи увеличивают энтропию, тексты увеличиваю информацию... Поскольку время текста направлено в противоположную сторону по отношению ко времени реальности, то следующие три постулата Рейхенбаха о необратимости энтропийного времени:

(1) Прошлое не возвращается;

(2) Прошлое нельзя изменить, а будущее можно;

(3) Нельзя иметь достоверного знания (протокола) о будущем...

В информативном времени текста соответственно меняются на противоположные.

(1) Прошлое текста возвращается, так как каждый текст может быть прочитан сколько угодно раз.

(2) С позиции автора прошлое текста изменить можно, так как автор является демиургом всего текста...

(3) Можно иметь достоверные знания о будущем текста..." (Руднев 1996, 13)

Данные характеристики "текста" можно применить к знакотканой реальности, которую с определенными оговорками можно назвать "текстовой".1

В целом они отмечают особое качество, присущее знакотканой (вымышленной) реальности, которое мы назовем "управляемостью".2

Как мы видели выше, управляемым оказывается время (точнее говоря, время выступает как последовательность управляемых событий3, конфигурацию которых можно изменять, как можно изменить расположение объектов в пространстве). Интерес в этом смысле представляет "серийная" концепция английского философа Дж. У. Данна: " Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственно-подобным, то есть по нему можно передвигаться как по пространству - в прошлое, будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время - время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственно-подобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных измерений может продолжаться до бесконечности...(Руднев 1996, 22-23)

Качество "знакотканости" (и, соответственно, "управляемость") придается наблюдаемой реальности мета-позицией наблюдателя. В Семинаре 2 мы видели, что восприятие поведения других как вымышленного, театрализованного, характерное для чужаков и "иностранцев", может оказаться неверным, если наблюдатель предположит сознательность этой "знакотканости". При понимании поведения как бессознательно знакотканого встает вопрос об авторе, некоем кукловоде, который управляет людьми как марионетками, находясь "за сценой"4. Существует устойчивое представление, что реальное поведение может быть только хаотичным, случайным, непредсказуемым. Любые устойчивые паттерны поведения, повторяющиеся узоры, закономерности5, вызывают у внешнего наблюдателя представление о сознательной направляющей силе, творящей это поведение как знакотканое.6 Отсюда - частые в Средние века и Новое время попытки доказать бытие Бога через демонстрацию закономерности и порядка в Мироздании. Отсюда -мифология "тайных обществ", масонского заговора и т.п.7 Между тем достоверное знание об авторе бессознательного знакотканого поведения возможно только, если автором является сам наблюдатель, управляющий наблюдаемым поведением незаметно для осуществляющих его людей. При этом представление о "кукловоде" может возникать по аналогии с собственной деятельностью такого рода (по схеме: если я осуществляю управление поведением других, делая его тем самым бессознательно знакотканым, то и мое поведение может быть управляется кем-то таким же образом8), а может служить первичным основанием возможности собственных экспериментов.

Такое управление поведением, осуществляемое из мета-позиции, мы назовем мета-управлением. Мета-управление осуществляется в том случае, если прямое управление поведением (насилие, убеждение, проплата...) невозможно или неэффективно (в этом смысле его можно назвать косвенным управлением поведением) либо в ситуации конфликта при расхождении интересов управляющего и управляемого (война как "управление противником" и т.п.).

Принципом мета-управления является достижение бессознательного знакотканого поведения контрагента за счет сознательного знакотканого поведения агента. Мета-управление основывается на определенной информации о правилах реального поведения контрагента и его типических реакциях на реальное поведение других людей, закономерностях коммуникации в данной "языковой игре". Данная информация является основой для моделирования (режиссуры) собственного поведения управляющего (агента).

Мета-управление возможно за счет управления поведением агента9, которое при этом разворачивается по определенному плану, сценарию, подобно театральному поведению. Такое поведение мы будем в дальнейшем называть стратегическим. Театральное поведение, подражая реальному (естественному) поведению, создает у наблюдателя (в той или иной степени) иллюзию реального поведения (См. Семинар 2). Это обуславливает некоторую возможность перепутать театральное поведение с реальным за пределами социального контекста театра.

Эта возможность и используется в стратегическом поведении, которое является имеющим цель реальным поведением, но для достижения этой цели использует иллюзию.

Стратегическое поведение многослойно. Внутренний слой - реальное поведение, которое скрыто, внешний слой - знакотканое (театральное) поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией "реального поведения"(не совпадающего по тем или иным характеристикам с подлинным реальным поведением агента), необходимой для достижения целей скрытого реального поведения и направленной на контрагента.

Стратегическое поведение двойственно, оно существует на пересечении реального поведения и знакотканого поведения и может быть охарактеризовано как "десант" из знакотканой реальности в реальность.

Применение стратегического поведения для управления поведением других описано как общераспространенная практика будущего в фантастическом рассказе Лема "Корпорация "Бытие". "Там, где жизнь каждого находится под опекой мощных судьбостроительных компаний, исчезает различие между подлинными и втайне подстроенными событиями. Различие между естественными и искусственными приключениями, успехами, неудачами перестает существовать, если нельзя дознаться, что происходит по чистой, а что - по заранее оплаченной случайности" (Лем 1995, 232) С помощью режиссуры определенных событий и собственного поведения в них можно добиться от контрагента необходимых поступков и эмоций (например, любви...). Главное здесь - маскировка заранее продуманной необходимости (знакотканости) под случайность (естественность). Контрагент не должен воспринять знакотканое поведение в качестве такового, как вымышленное и искусственное. Сам контрагент, рассматриваемый с мета-позиции, действует по правилам определенной "языковой игры" и его поведение можно предугадать, но он воспринимает его как случайное, естественное. Так он должен воспринимать и поведение агента мета-управления, тогда они окажутся (с точки зрения контрагента) внутри одной "языковой игры", т.е. в естественной ситуации. Агент для этого должен четко выполнять все правила характерной для контрагента "формы жизни", но не допускать при этом излишней нарочитости.10 В вышеописанных ситуациях контрагент не осуществляет стратегического поведения, что связано с отсутствием ситуации конфликта между агентом и контрагентом.

Особенности стратегического поведения наиболее рельефно выступают в ситуации конфликта (крайним случаем которого является война).Наличие двух сторон требует учета возможности стратегического поведения контрагента. При этом мы имеем дело с "знакотканым поединком". Цель знакотканого поединка - постоянно оказываться в мета-позиции по отношению к партнеру, опережая его минимум на два хода. Великий стратег Древнего Китая Сунь-цзы назвал это положением "хозяина" по отношению к "гостю": "Названия воюющих сторон с точки зрения стратегии будут: "хозяин и "гость"...Основное значение их - это положение, которое занимает каждая сторона в борьбе: тот, кто руководит борьбой, кому принадлежит стратегическая инициатива, является "хозяином", кто принужден принимать то, что ему предлагает противник, есть "гость". Поэтому Сунь-цзы не раз называет полководца "хозяином победы"...(Конрад 1995, 268)11

В знакотканом поединке обе стороны пытаются осуществить мета-управление противником и тем процессом мета-управления, который осуществляет противник. Техника знакотканого боя подразумевает постоянное продуцирование бессознательного знакотканого (тканого агентом!) поведения контрагента, которое выступало бы для самого контрагента как его сознательное знакотканое поведение и собственного сознательного знакотканого поведения, которое выступало бы для контрагента как продуцированное им бессознательное знакотканое поведение. Поэтому первое и основное правило стратегии войны Сунь-цзы определяет следующими словами: "Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой" (Сунь-цзы 1995, 31)

Первым условием победы в знакотканом поединке является наличие предварительной информации о противнике, необходимой для моделирования собственного поведения. "Успех в конфликте во многом предопределен тем, как противники имитируют внутренний мир друг друга. Не имея детализированной картины, в которой учитываются особенности рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия."(Лефевр 1973, 12)

Сунь-цзы выражает мысль о необходимости предварительного плана действий, основанного на информации о противнике, следующими словами:" Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение." (Сунь-цзы 1995, 29)12 Поэтому столь большое значение Сунь-цзы придает "использованию шпионов" (название заключительной главы "Трактата о военном искусстве")13.

Но если получение информации о противнике столь важно для победы, то не менее важно скрыть от противника информацию о себе, о своем реальном поведении, целях, замыслах, способах мета-управления противником. Особое значение здесь приобретает маскировка, выдавание знакотканого поведения за реальное ( в этом процессе одновременно скрывается и реальное поведение, и знакотканый характер предъявляемого противнику поведения).

"Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно будь наготове; если он силен уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает. " (Сунь-цзы 1995,27)

Маскировка может быть понята как управление восприятием контрагента - первичный аспект управления поведением при стратегическом поведении.14 "Значительную часть сил активная сторона тратит на формирование из своего "тела" текста, обращенного к противнику." (Лефевр 1973, 55) Успех маскировки зависит от наличия необходимой информации о правилах поведения контрагента и правилах распознавания намерения, характерных для его восприятия и от соответствующего адекватного моделирования собственного знакотканого поведения, при котором удастся избежать "разоблачения" со стороны контрагента (восприятия знакотканого поведения как знакотканого).

В случае знакотканого поединка контрагент всегда начеку и готов воспринять любое поведение противника как знакотканое. Понимание этого требует второго уровня - "маскировки маскировки". Само разоблачение иллюзии не означает автоматического разоблачения реального поведения агента, оно означает лишь, что реальное поведение 1 является знакотканым поведением и заставляет контрагента предполагать различные возможные (скрытые за знакотканым поведением) цели реального поведения агента.

Используя это, можно усложнить маскировку путем конструирования уровней знакотканого поведения. При этом внешний слой - театральное поведение - содержит в себе специальные реле для разоблачения иллюзии контрагентом, которое таким образом оказывается запрограммированным, знакотканым разоблачением. Разоблачивший знакотканость поведения контрагент будет искать реальное поведение агента, которое ему и будет представлено, являясь при этом следующим уровнем знакотканого поведения. Это ослабит подозрения контрагента, он будет считать себя "проникшим в тайну" и осуществлять соответствующее необходимое бессознательное знакотканое поведение15.

Единицы стратегического поведения (поступки) объединяются в "кампании". "Кампанию" можно уподобить игре, состоящей из "ходов". Объем "кампании" определяется целью реального поведения агента, которую он преследует в этой кампании. Каждый поступок приобретает смысл лишь внутри плана кампании. Этот смысл может становиться ясным только много позже осуществления данного действия. Причем это относится как к противнику, так и к тем участникам совокупного агента стратегического поведения, которые не посвящены во все аспекты плана, осуществляя в той или иной степени16 бессознательное знакотканое поведение. Даже сама последующая "ясность" может оказаться знакотканой - например, в случае истолкования неудач и провалов как заранее запланированных.

Дело в том, что имея дело с противником, также осуществляющим стратегическое поведение, стратег не застрахован от неудач. Необходимое качество стратега17 - уметь изменить план в зависимости от изменения ситуации, от вновь возникших особенностей поведения противника. Это подразумевает в том числе и умение "утилизовать" собственные просчеты.18

Согласно Сунь-цзы, война является сочетанием "правильного боя" и "маневра". Под "правильным боем" мы можем понять реальное поведение, под "маневром" - знакотканое (театральное) поведение. "Действий в сражении всего два - правильный бой и маневр, но изменений в правильном бое и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца." (Сунь-цзы 1995, 31)

Стратег умеет выдать правильный бой за маневр19, а маневр - за правильный бой (маскировка первого уровня), если противник думает, что маневр - это маневр, а правильный бой - это правильный бой. Если же противник проник в эту маскировку и начинает понимать ситуацию, то маневр должен выдаваться за маневр, а правильный бой - за правильный бой (противник же будет уверен, что все наоборот). При этом отсутствие маскировки окажется маскировкой: "Ложь может иметь сложное строение: например, передача противнику правдивой информации, чтобы он, считая ее ложной, принял соответствующее решение." (Лефевр 1973,44) Постоянно совершая такие превращения, стратег будет неуловим для управления со стороны противника.

Лучшим способом маскировки является отсутствие у агента реального поведения, т.е. бесконечное количество знакотканых уровней. "Поэтому предел в придании своему войску формы - это достигнуть того, чтобы этой формы не было. Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо подглядеть, даже мудрец не сможет о чем-либо судить." (Сунь-цзы 1995, 33)20

С помощью маскировки ("обмана"), с помощью знакотканого поведения агент скрывает свое реальное поведение и управляет поведением противника. "Тот, кто умеет заставить противника двигаться, показывает ему форму, противник обязательно идет за ним; когда противнику что-либо дают, он обязательно берет; выгодой заставляют его двигаться, а встречают неожиданностью"(Сунь-цзы 1995, 31)

Мета-управление в условиях конфликта является особенностью не только и не столько войны как таковой (хотя в ней, может быть, проявляется в наиболее яркой и подходящей для всем понятных примеров форме). Даже сам Сунь-цзы, который был именно военным стратегом, писал "...Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому и можно, не притупляя оружия, иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения.." (Сунь-цзы 1995, 29). Сунь-цзы поэтому можно считать создателем учения о стратегическом поведении вообще, о достижении "выгоды" с помощью стратегии в любом конфликте, т. е. фактически создателем учения о "холодной войне".21

Именно стратегическому поведению в рамках конфликтов, мета-управлению противником, посвящены такие, например, своды (впрочем, несистематизированные) приемов стратегии как "Китайские стратагемы" Х. фон Зенгера (См. Зенгер 1995 и Приложение 1, где дается попытка систематизации предложенных Зенгером стратагем) и "Приемы влияния на людей" П, С. Таранова (См. Таранов 1995). 22

В. А. Лефевр в книге "Конфликтующие структуры" называет мета-управление "рефлексивным управлением": " Рефлексия в ее традиционном философско-психологическом понимании - это способность встать в позицию "наблюдателя", "исследователя или "контролера" по отношению к своему телу, своим действиям, своим мыслям. Мы расширим такое понимание рефлексии и будем считать, что рефлексия- это также способность встать в позицию исследователя по отношению к другому "персонажу", его действиям и мыслям... Процесс передачи оснований для принятия решений одним из персонажей другому мы будем называть рефлексивным управлением. Заметим, что это определение охватывает лишь простейшие случаи феномена, который мы собираемся рассматривать. Любые "обманные движения", провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще ложь произвольного типа представляют собой рефлексивное управление"(Лефевр 1973, 10, 43-44)

Лефевр создал математическую типологию "рефлексивного управления", которая позволяет описать коммуникационные ситуации типа "я знаю, что ты знаешь, что я знаю...", характерные для знакотканого поединка и с трудом представляемые в естественном языке.

Самая простая ситуация описывается многочленом Tx + ( T + Tx)y, где Т x -"внутренний мир" персонажа x, включающий в себя видение плацдарма, где происходит конфликт, цели персонажа и его способ принятия решений ("доктрину") при наличии картины плацдарма и цели, Ty - "внутренний мир" y, T xy - "внутренний мир" х с точки зрения y (во "внутреннем мире" y).

Рефлексивное управление осуществляется за счет превращения Txy в Tx, т.е. если "игрек" сможет навязать "иксу" ту "картину мира", которая необходима для "игрека".23 "Игрек" при этом оказывается в мета-позиции по отношению к "иксу", зная его видение плацдарма, которое он сам ему предоставил.24 Подобное рефлексивное управление осуществляется либо посредством формирования картины противника, либо посредством формирования цели противника (самый известный здесь способ - провокация), либо посредством формирования доктрины (способа действий) противника, либо смешанными способами.(Подробнее см. Лефевр 1973, 50-52) Конкретные решения ( о тактических целях и действиях по их достижению) обычно принимаются контрагентом на основе понимания сложившейся на данный момент ситуации на плацдарме конфликта, которая определенным образом соотносится с общей целью кампании. "Обычно противнику передается система опорных "реперов", на которой он строит свою картину плацдарма. Это построение представляет собой особую логическую процедуру, и противник, проводящий рефлексивное управление, исходит из того, что противоположная сторона владеет некоторой фиксированной процедурой вывода. Так, во втором тысячелетии до н. э. знаменитый полководец Гедеон использовал светильники как средство рефлексивного управления своим противником - армией мадианитян. По штатным нормам того времени на каждую сотню бойцов полагался один трубач и один факельщик. Гедеон исходил из того, что предводителям мадианитян известна эта норма и, кроме того, что они владеют хотя бы основами арифметики. Гедеон снабдил каждого из трехсот своих воинов светильником и трубой. Он полагал, что противник произведет следующую выкладку: 300 х 100 = 30000 - столько человек в противостоящей армии, откуда выведет цель - избежать вооруженного столкновения (как известно, мадианитяне обратились в бегство)."(Лефевр 1973, 52-53)

Более сложная ситуация описывается многочленом (T+Tx)y +{ T + (T+Tx)y}x. Схема рефлексивного управления осуществляется здесь путем превращения (T+Tx)yx в (T+Tx)y, при котором осуществляются два превращения: Tyx в Ty и Txyx в Txy. Первое превращение подобно описанному в предыдущей ситуации, только на этот раз "хозяином", навязывающим контрагенту видение плацдарма выступает "икс". Второй случай особенно интересен для нас. При этом превращении "игрек" получает взгляд "икса" на плацдарм, но тот взгляд, который "икс" посчитал ему нужным передать. То есть Txy - знакотканый, контролируемый "иксом" образ "икса" в глазах "игрека".

В этой ситуации "игрек" также может попытаться осуществить рефлексивное управление "иксом" по схеме превращения Txy в Tx, однако из-за более низкого уровня мета-позиции ( уровень мета-позиции можно характеризовать по последнему правому знаку, который в данном многочлене принадлежит "иксу") скорее всего потерпит провал. При этом вместо превращения Txy в Tx осуществится превращение Txy в Txyx, т.е. "икс" получит дополнительную информацию картину самого себя, каким его хотелось бы видеть противнику. "Эффективное рефлексивное управление Х заключается в том, что Х любым образом должен убедить Y, что произошли именно те превращения, которые запланировал Y." (Лефевр 1973, 57)

Схемы рефлексивного управления особенно эффективны, если они развернуты во времени.25 "В некоторых случаях один противник передает другому свою "псевдо-историю". чтобы тот. другой, экстраполировал эту псевдоисторию. вывел правдоподобный со своей точки зрения прогноз будущего состояния противника и принял решение, исходя из этого прогноза"(Лефевр 1973, 59) Данный метод широко применяется в разведывательной и контрразведывательной деятельности при использовании "легенд" нелегалами (образ человека в глазах окружающих во многом определяется его "историей", которая "в снятом виде" включена в настоящее поведение), различного типа дезинформаций о тех или иных сторонах деятельности агента. Таким образом агент знакотканого поведения ("хозяин" в конфликте - согласно Сунь-цзы) заключает и себя, и своего противника внутрь знакотканой реальности, внутрь некоего текста, прошлым и будущим которого он, как автор этого текста, находящийся к нему на мета-позиции, может управлять (как мы показали в начале семинара)

"Тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым" (Дж. Оруэлл) Имеющий инициативу в конфликте (агент знакотканого поведения) создает собственное прошлое и, соответственно, будущее противника. При этом собственное прошлое создается не только для противника, но и для членов совокупного агента. Более того, информационно-психологические техники "холодной войны" позволяют создавать и транслировать совокупному контрагенту образ прошлого (и соответственно результирующего это прошлое настоящего) самого контрагента, скажем, с целью распадения его единства. Это удалось сделать США в "холодной войне" с СССР, в результате создания образа Советского Союза как "империи зла". Контрагент поверил и был повержен "сияющим градом на холме".

Информация о прошлом (которая и определяет поведение в настоящем) получается из ограниченного числа источников, которые могут быть изменены и фальсифицированы ( Об истории таких фальсификаций см. например Козлов 1996). Контроль над такими источниками - контроль над прошлым. "Л. Н. Гумилев в своих книгах подчеркивает, что историческая реальность изображается историком под углом зрения той политической партии, которой он принадлежит: в зависимости от этого он замалчивает одни факты, придумывает другие и тенденциозно освещает третьи. Создаются такие грандиозные фальсификации, как государство пресвитера Иоанна" (Руднев 1996, 65)

Еще более радикально судят об истории современные исследователи Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко, которые в ряде работ (См. Фоменко 1993, Носовский, Фоменко 1996) доказывают, что целые исторические эпохи являются фальсификациями, призванными скрыть такие например факты как имевшее место господство русско-тюркской ("Монгольской") империи над всей Западной Европой:" По сути дела речь идет об отношении к рекламе. История часто выступает как политическая реклама или самореклама - реклама той или иной страны, того или иного народа. Важность рекламы была понята на Западе значительно раньше, чем на Руси. Родиной историко-политической саморекламы, как мы теперь понимаем, была средневековая Италия 15-16 веков. И надо признать, что эта реклама и порожденные ею идеология и дипломатические методы принесли Западной Европе в споре с Россией и Турцией тот успех. которого на Западе никак не могли надеяться добиться военным путем..." (Носовский, Фоменко 1996, 291)

В ситуации отсутствия противостояния интересов (целей естественного поведения) сторон мета-управление контрагентом не является конфликтным. Как мы видели выше (на примере рассказа Лема "Корпорация "Бытие") маскироваться здесь должна не столько цель естественного поведения, сколько "организованный", знакотканый характер поведения, направленного на контрагента. Не надо скрывать, что ты хочешь добиться взаимности от женщины, надо лишь скрывать неслучайный характер событий, которые могут к этому привести (спасение в катастрофе и т. д.)26

Известные работы Дейла Карнеги и многочисленных его эпигонов, заполонившие сейчас книжные прилавки и в нашей стране, как раз и дают разнообразные рецепты того, как организовать отношения с другими людьми для достижения своих целей ("выгоды" в смысле Сунь-цзы - денег, власти, любви, признания и т. д.). Симптоматично название одной из наиболее известных книг Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей".

Если использование техник, предлагаемых Карнеги, позволяет облегчить коммуникацию индивидуальным агентам, то также возникшая в 20-м веке грандиозная индустрия "паблик рилейшнз" (включающая в себя рекламу, организацию политических кампаний и т.п.) является применением методов мета-управления поведением в ситуации отсутствия конфликта путем определенной организации коммуникации с составным, вероятностным контрагентом. Причем эти методы применяются также составными, крупными агентами (финансовыми, промышленными группами, политическими партиями и движениями). Сложность возникающих коммуникационных структур не дает возможности работать по принципу "Каждый суслик - агроном", что потребовало профессионализации соответствующей деятельности.27

Выше мы сказали о том, что "паблик рилейшнз" являются мета-управлением в бесконфликтной ситуации. Однако это имеет смысл только, если для анализа контрагентом выступает потребитель или избиратель28. Между тем различные корпорации и страны ведут конкурентную борьбу на рынке товаров и услуг, отдельные политики сражаются между собой за депутатские и президентские кресла, государства оспаривают геополитическое первенство. Во всех сферах происходит борьба за выгоду, которую можно назвать "холодной войной".29 Рано говорить о "конце истории", о "мире без войны и поэзии" провозглашенном Фрэнсисом Фукуямой - философом и одновременно аналитиком американского госдепартамента. Однако конфликт опосредуется "зрителем". Зритель при этом оказывается неким судьей или арбитром, определяющим в какой-то степени судьбу противостоящих сторон (покупая товар, голосуя за того или иного политика и т. п.). Поэтому борьба нацелена на то, чтобы получить преимущества в глазах "третьего" - зрителя, "контрагента вне конфликта", а это требует специальной организации коммуникации, организации понимания. Бесконфликтное мета-управление становится одним из элементов (орудий) конфликта в рамках более объемной стратегии. Этот аспект существовал всегда, но сегодня значительно усилен специфическими формами выборности государственной власти и всепроникающим характером СМИ.

На сегодняшний день существует обширная литература, дающая рекомендации, как правильно организовать рекламную или избирательную кампанию,30 поэтому здесь мы ограничимся рассмотрением этих явлений с точки зрения теории мета-управления.

Экономическая реклама представляет из себя управление потреблением контрагентов. Цель рекламы - обеспечить бессознательное знакотканое поведение потребителей, выражающееся в приобретении тех или иных товаров, произведенных агентом мета-управления. При этом реклама соединяет в себе черты прямого управления поведением в форме рационального убеждения ("Купите - это вам нужно!") с мета-управлением. Это смешение составляет первый слой иллюзии - стратегическое поведение маскируется реальным поведением, имеющим ту же цель (приобретение товара или услуги контрагентом). Маскируется не цель, маскируется наличие стратегического поведения.31

Второй слой иллюзии предлагается собственно театральным поведением актеров и моделей (в клипах, фотографиях и т.д.), которое предлагает потребителю "театрализованное потребление" в специально сконструированной "идеальной референтной группе". Эта группа может как создаваться актерами, так и быть реальной (мир звезд шоу-бизнеса и т.д.), однако даже во втором случае ее потребление, представляемое зрителю, театрализовано. При этом задействуется механизм подражания референтной группе, характерный для реального поведения.

Социальные возможности для широкого использования управления потреблением (появления феномена "рекламы") создает социально мобильное общество (См. Семинар 4), в котором референтная группа личности может располагаться за пределами круга ее реального поведения. (Виллану не приходило в голову подражать барону.) Юмористический пример подобного подражания - "соревнование" Эллочки-людоедки с дочерью американского миллионера Вандербильда.

Потребитель приобретает при этом не столько товар, сколько определенный "стиль жизни", определенную "языковую игру", частью которой является потребление этого товара. При этом, однако, покупается и товар, который может быть совершенно излишен при естественном потреблении контрагента.32 Тем самым потребитель осуществляет бессознательно знакотканое поведение, которое и является целью мета-управления при рекламе. Потребление оказывается знакотканым как результат специально направленной на это сознательно знакотканой деятельности.

В сфере политики мета-управление обеспечивает бессознательное знакотканое поведение контрагентов в виде различных форм политического поведения (электоральное поведение, "активистское" поведение и т. п.) Как и управление потреблением, управление политическим поведением в целом содержит элементы прямого управления и элементы мета-управления.

Прямое управление политическим поведением пользуется убеждением (проголосовать за..., вступить в...) путем трансляции идеологии, т.е. объяснения целей и ценностей, которые могут стать мотивами желательного политического поведения контрагента. Однако в большинстве случаев прямое управление поведением здесь можно рассматривать как маскировку стратегического поведения, так как в силу инструментального характера идеологии ее трансляция происходит в виде знакотканого поведения. Это объясняется необходимостью облегчить процесс понимания на основе информации об особенностях различных групп контрагентов. Агент при этом не является носителем идеологии в том виде, в каком она транслируется. При этом по отношению к активу (собственной армии "агента"), союзникам используется внутреннее "иерархическое" мета-управление, а по отношению к избирателям ("общественному мнению") - внешнее мета- управление.

В концентрированном виде управление политическим поведением можно проследить в ситуации избирательных кампаний. Политик создает свой "образ"

( его характер определяется исходя из исследования предпочтений избирателей и способов принятия ими решений) с помощью различных знакотканых действий (вербальных и невербальных). Однако мало создать этот образ. Знакотканое поведение агента всегда должно быть "пред-ставлено" контрагенту, узнано им.

Если требуется получить понимание от одного человека, достаточно вступить с ним в определенным образом организованный (хотя бы по правилам Карнеги) непосредственный контакт. Необходимость иметь дело с многими людьми требует использования иных каналов. Возникновение "паблик рилейшнз" в экономической и политической жизни во многом было обусловлено появлением принципиально новых каналов трансляции, позволяющих опосредованно осуществлять коммуникацию со значительным количеством контрагентов (например, с помощью радио и телевидения).

Действия политика при этом оказываются театрализованными, знакоткаными. Политика становится телевизионным "представлением", спектаклем, который ставится в расчете на определенную реакцию зрителей - будущих активистов и избирателей.33

"Местом осуществления политики в обществах прошлого было некое публичное пространство (площадь, форум, агора...). В настоящее время публичное пространство уступает место публичному изображению. Телевидение превратилось в форум всевозможных эмоций и предпочтений. Сегодня избиратель голосует, глядя на экран телевизора... Мы движемся по направлению к катодной демократии." (Вирилио 1996, 131)

В этом смысле "горячие войны", еще происходящие на периферии войн холодных - смысловых и информационно-технологических, оказываются, как и "холодные" конфликты, театрализованы, направлены через СМИ на зрителя, который и определяет "правых" и "виноватых", в конечном счете определяет победителей. Это позволило Ж. Бодрийяру сделать провокативное утверждение по поводу американо-иракского конфликта в Персидском заливе в 1991 году, что вообще все военные действия велись на экранах компьютеров, что "войны в заливе не было":"Война, превратившись в информацию, перестает быть реальной войной и становится войной виртуальной". (Бодрийяр 1994, 33)

Знакотканость горячих войн (как и иных конфликтов) значительно усилена их прямой трансляцией: "На протяжении более чем десяти лет Тед Тернер создает свой театр "настоящего времени", театр прямого эфира, который заставляет нас принимать за истину все то, что демонстрируется в прямой трансляции." (Вирилио 1996, 133) Режиссируются при этом не показываемая передача или сюжет в новостях, а сами события.

Экономические и политические решения зрителя предопределены характером получаемой им в коммуникации информации, которая выступает как отражение уже знакотканого, театрализованного в стратегических целях, поведения. Воздействие информации на зрителя зависит не от ее "истинности", а от построения событий, основанного на предсказаниях возможной реакции.

"Бессмысленно спрашивать о том, что отличает "информацию" от "пропаганды". Вопрос потерял свою актуальность, так как активная - интерактивная - дезинформация никогда не бывает лживой...

Именно так и рождается грозный призрак "четвертого фронта", фронта коммуникационного оружия...Империализм этого нового вида вооружений, обладающий чисто технической природой, будет сопровождаться возвратом к феодализму, в рамках которого древний замок сеньора уступит место спутнику связи - властителю времени и пространства в обществах, подчинившихся его ненавязчивому контролю..." (Вирилио 1996, 131, 133)

Приложение 1

Стратагемы по Х. Фон Зенгеру, попытка систематизации

Стратагема в общем случая определяется как любая хитрость или уловка, направленная на достижение цели субъектом. Согласно китайской традиции стратагемы носят в основном военный характер, большая их часть была описана китайским военными теоретиками ( напр. Сунь-цзы) и применялась в вооруженных конфликтах на протяжении всей китайской истории. Однако совершенно очевидно, что с уходом в прошлое эпохи "горячих" войн, стратагемы не остались всего навсего любопытной исторической диковинкой. В эпоху холодных войн стратагемы могут применяться еще более эффективно нежели раньше, т.к. именно в холодных войнах во главу угла встало не мужество воинов и их готовность к смерти, а стратегическая мудрость полководца, его способность к прогнозированию поведения противника (контрагента) и к управлению им.

Стратагемное поведение является знакотканым, соединяя черты естественного поведения и театрального поведения, оно направлено на создании у контрагента иллюзии, уверенности в неправде, ведущей к поражению контрагента и (или) получению выгоды агентом.

В книге Зенгера не приведена удовлетворительная классификация стратагем.Мне, однако, представляется очевидным, что описанные стратагемы могут быть приведены к нескольким общим "родовым" категориям. Обозначение этих категорий может облегчить понимание, и как следствие этого, использования стратагем.

Тип 1: Стратагемы без контрагента

К этой группе относятся стратагемы, где непосредственно не присутствует управление поведением контрагента, они модулируют поведение самого агента, тем самым создавая предпосылки для совершения агентом знакотканого поведения. Любому действию, направленному на изменения поведения контрагента, должно предшествовать изменение собственного поведения. Стратагемы без контрагента готовят агента к использованию других стратагем.

Грабить во время пожара

Увести овцу легкой рукой

Стратагемы внутренней готовности к получению выгоды любым путем, использованию любой ситуации.

Наблюдать за огнем с противоположного берега

В покое ожидать утомленного врага

Стратагемы ожидания подходящего момента, недеяния. Необдуманными действиями можно лишь помочь своему противнику. Если он гибнет самостоятельно нельзя мешать ему в этом.

Извлечь нечто их ничего

Наиболее общая стратагема из всех. Она описывает цель применения любой стратагемы: победа (выгода) при наличии недостаточного ресурса.

Тип 2: Стратагемы управления контрагентом.

Стратагемное управление поведением контрагента есть театральное поведения, в котором контрагент не понимает, что находится в театре, что видит не реальность, а ее симуляцию, театральный спектакль, поставленный режиссером - агентом виртуального поведения.

Стратагемы провокации

"... I'll make him an offer,

he won't refuse... "

The Godfather

Oдним из универсальным способов управления поведением является провокация. Агент управляет поведением контрагента путем создания условий, когда контрагент не может вести себя по другому, нежели, чем того надо агенту. Контрагент идет по "пути смерти", созданному агентом, не имея сил вырваться, а зачастую и не понимая гибельности этого пути.

При действии стратагем Сманить тигра с горы на равнину и Бить по траве, чтобы вспугнуть змею противник оставляет выгодную для себя позицию из-за провокационных действий агента.

Цель Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао состоит в том, чтобы противник не действовал в победном для себя направлении, а погряз в малозначительных операциях, поддавшись на провокацию агента. Провокативное отвлечение внимания противника от истинных целей агента является одним из самых распространенных военных приемов, применявшихся, как свидетельствует история бесконечное число раз.

Стратагемы маскировки

Маскировка истинных целей агента, создание у контрагента иллюзии полной осведомленности и контроля над ситуацией является одним из эффективных способов управления поведением. Противник, которому кажется, принимающий иллюзию, созданную агентом за реальность и действующий в соответствии с ней "терпит поражение, еще не вступив в битву".

Стратагемы маскировки :

Обмануть императора, чтобы он переплыл море

Скрывать за улыбкой кинжал

Убить чужим ножом

На востоке поднимать шум, на западе нападать

Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан

Стратагемы жертвы

Война - это путь обмана.

Сунь-цзы

Стратагемы этой группы учат жертвовать малым для получения большого, созданию у контрагента иллюзии близости победы, и тем самым готовить его поражение. Самоуверенность, развивающаяся у противника вследствие тактических побед, неизбежно приведет к стратегическому поражению.

Сливовое дерево засыхает вместо персикового

Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти

Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Стратагема пути победы

Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря

"Война любит победу и не любит продолжительности". Лучший путь к победе - кратчайший путь. А кратчайший путь - уничтожение самого ценного у противника, того без чего даже при наличии достаточного ресурса, борьба будет невозможна.

Тема 5

Стратегическое поведение

Вопросы к теме 5

1. Знакотканая реальность - реальность с обратным течением времени (уменьшение энтропии)

2. Управляемость как свойство знакотканой реальности

Бессознательное знакотканое поведение

3. Мета-позиция и управление: понятие мета-управления

4. Стратегическое поведение как "десант" из знакотканой реальности в "реальность"

5. Стратегическое поведение в ситуации конфликта (управление противником)

Значение информации о противнике для моделирования собственного поведения

Методы маскировки

6. Стратегическое поведение в ситуации отсутствия конфликта

Техники организации коммуникации

7. "Паблик рилейшнз" как внеконфликтное мета-управление в ситуации конфликта ("холодной войны")

Управление потреблением (реклама)

Управление политическим поведением

8. Различные каналы трансляции

Роль СМИ в мета-управлении

Литература к теме 5

1. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было// Художественный журнал,# 3, 1994.

2. Вирилио П. Тирания настоящего времени.// Искусство кино, #1, 1996.

3. фон Зенгер Х. Китайские стратагемы. М. 1995.

4. Козлов В. П. Тайны фальсификации. М. 1996.

5. Конрад Н. И. Синология. М. 1995.

6. Лем С. Корпорация "Бытие"// Собрание сочинений, т.10. М. 1995.

7. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М. 1973.

8. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Империя. М. 1996.

9. Островский Е. В. Реванш сквозь виртуальное пространство - почему бы и нет (рукопись).

10. Руднев В. А. Морфология реальности. М. 1996.

11. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве// Конрад Н. И. Синология. М. 1995.

12. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. М. 1995.

13. Фоменко И. Т. Глобальная хронология. М. 1993.

14. Эко У. Маятник Фуко. М. 1995.

1 При этом необходимо учитывать, что противоположность знакотканой реальности вообще идет не по линии "текст - физическая реальность", как у Руднева. Текст может быть "реальным" (невымышленным - хроникой "реальных" событий, например), поведение в физической реальности - знакотканым (например, театральное поведение). Естественно, что это противопоставление снимается восприятием с мета-позиции любой реальности как знакотканой (при сохранении различия в уровнях). Вернуться

2 Ср. у Руднева: "Можно сказать, что для людей почему-то важно, чтобы что-то считалось вымышленным, а что-то оставалось реальным. Вероятно, потому, что вымышленное - это более просто организованное, им легче манипулировать. Вымысел - это упрощенная... реальность. (Руднев 1996, 159) Вернуться

3 Под "событиями" я в данном случае понимаю акты поведения. Вернуться

4 Сам термин "бессознательно знакотканое поведение" требует некоторого разъяснения. Для самого агента поведения оно предстает как реальное, естественное, повседневное. Однако цели данного поведения, как они представляются агенту, обычно отличаются от целей, которые преследует агент сознательного знакотканого поведения, определенным образом "включая" данное естественное поведение контрагента. Агент бессознательного знакотканого поведения не "знакоткет" свое поведение, оно "знакоткется" другим, который и знает о пребывании данного поведения в сфере знакотканой реальности. Вернуться

5 Чтобы заметить эти закономерности и правила, которые позволяют уподобить поведение шахматной игре, необходимо находиться на мета-позиции по отношению к рассматриваемому поведению - определенной "языковой игре".. Нахождение "вне игры", которая представляется находящимся "внутри" "естественным" и единственно возможным поведением, способствует пониманию правил этой игры. В этом смысле мета-позиция - это позиция этнографа, позиция "удивления" тем, чему никто из людей в "естественной установке" (См. Семинар 3) не удивляется. Вернуться

6 Интересный пример подобного подхода - поиск Тойво Глумовым повторяющихся событий, свидетельствующих о прогрессорской деятельности Странников на Земле - в романе А. и Б. Стругацких "Волны гасят ветер". Вернуться

7 См. например, роман У. Эко "Маятник Фуко" (Эко 1995), который представляет из себя своеобразную энциклопедию ходов мышления и поведения, характерных для функционирования подобной "мифологии". Вернуться

8 Здесь мы имеем дело с конструкцией, описанной в Семинаре 4 как "текст в тексте" и связанной с наличием иерархии мета-уровней. На ум приходят гностические космогонии, состоящие из бесконечного числа сил, выстроенных в иерархию с убывающей степенью божественности.(См.?) Вернуться

9 Агент при осуществлении мета-управления - лицо или группа лиц, осуществляющих сознательное знакотканое поведение. Так как это поведение складывается из ряда фаз (планирование, режиссура, собственно театральное поведение и т.п.), одно лицо может быть автором, режиссером и исполнителем элемента "иллюзии" в поведении, эти функции могут быть и разделены. В случае совпадения целей реального поведения у лиц, исполняющих разные функции, можно говорить о "совокупном агенте" мета-управления. Возможны случаи, когда эти лица приглашаются со стороны и оплачиваются, являясь инструментами агента. В многоходовых стратегических комбинациях функции "агента мета-управления" могут исполняться бессознательным знакотканым поведением третьих лиц (для того, чтобы получить определенное поведение от А, с помощью мета-управления организуется определенное бессознательное знакотканое поведение В). Это- один из способов маскировки мета-управления (см. выше). Образ агента мета-управления может быть знакотканым полностью (включая образ "Я" и эмоции), либо частично в разной степени. Вернуться

10 Нарочитость, как мы знаем, имеет тенденцию переходить в пародию и характерна для нескрываемого поведения с "ролевой дистанцией" (См. Семинар 2) Кроме того, излишне точное выполнение правил всегда кажется подозрительным в рамках реального поведения. (Метафорой для описания этого может послужить пример со "слишком чистым золотом", из-за которого Румата был разоблачен доном Рэбой в романе А. и Б. Стругацких "Трудно быть богом".) Вернуться

11 Ср. "Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение невозможным для него." (Сунь-цзы 1995, 35) Вернуться

12 Ср. "Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом - у того шансов мало." (Сунь-цзы 1995,27) Вернуться

13 Сама по себе деятельность спецслужб всегда требовала применения изощреннейших форм стратегического поведения и маскировки, история шпионажа поэтому - важнейший источник изучения этих феноменов, которые при этом выступают в развитом и разнообразном виде. Вернуться

14 Поведение противника определяется приложением общего видения сложившейся ситуации к стоящим перед ним целям. Именно этим видением и надо "овладеть". Вернуться

15 Здесь мы отчетливо видим типологическую близость с применением принципа "текст в тексте" для "маскировки" границы между знакотканой реальностью и реальностью, как это описано, например, в "Сумме технологии" Лема для "фантоматики"(См. Семинар 4). Вернуться

16 Эта степень определяется существующей внутри совокупного агента стратегического поведения иерархией. Необходимость иерархии диктуется несколькими причинами - соблюдением тайны ( не зря Сунь-цзы все время подчеркивает, что о планах полководца должен знать лишь он сам - "Что знают двое - знает и свинья"), проблемой возможности понимания, которая зачастую ведет к необходимости применения мета-управления к своим же сторонникам, в бесконфликтной ситуации (см. выше), возможностью расхождения интересов во времени. Вернуться

17 Стратегом мы называем то лицо или группу лиц в иерархии агента стратегического поведения, которое внутри этой иерархии осуществляет исключительно сознательное знакотканое поведение. Вернуться

18 Подробнее об этом- в заметке Е. Островского "Элиты: тяжелая ноша стратегии" (рукопись) Вернуться

19 Выше мы все время говорили о том, как знакотканое поведение выдается за реальное (маневр за правильный бой), но не менее эффективным способом маскировки является выдавание правильного боя за маневр. Примером здесь могут послужить "потешные" Петра Первого, которые воспринимались его противниками как знакотканое, игровое поведение, не имеющее отношение к реальностям борьбы за власть, а затем оказались важным инструментом этой борьбы. В рамках подобной маскировки работает принцип "искусство как алиби", когда безобидный художественный перформанс может оказаться серьезной политической акцией, имеющей реальные последствия. Вернуться

20 Для "отсутствия формы", т.е. реального поведения, замаскированного знакотканым, достаточно, чтобы такого поведения не было, как в случае чистого театрализованного или игрового поведения. Практически здесь идет речь о чистой мета-позиции - мета-позиции по отношению к любому (своему либо чужому) поведению. Стратегическое поведение может стремиться к этому только в идеале, так как всегда имеет цель и остается поэтому "реальным" поведением. В этой связи Сунь-цзы говорит о "выгоде", которая всегда преследуется стратегическим поведением. (См. Конрад 1995, 246-247) Вернуться

21 Сорай в 18 в. пишет:" Эти положения являются не только основным законом для военных стратегов древних и новых времен; все те, кто, живя в этом мире и занимаясь жизненными делами, захотели бы развить большую деятельность, в такой же мере должны принять положения Сунь-цзы как высшее руководство" (Цит. по Конрад 1995, 246) Вернуться

22 Таранов предлагает в своей книге такие определения мета-управления в условиях конфликта: Вернуться

"Манипуляция - исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализовано обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные. Интрига - хитрый поведенческий маневр скрытого смысла, неузнаваемо запутанный для внешнего восприятия по мотивам, методам, целям. Первое, что она делает, это замутняет или вообще "отключает" внимание, затем блокирует осторожность, а далее - "плетет паутину, расставляет "капканы", роет ловушки. (Таранов 1995, 478-479) 23 Txy выступает здесь не как отражаемый, а как планируемый элемент -"будущее, запланированное в настоящем" (Лефевр 1973. 50) Вернуться

24 Лефевр толкует "рефлексивное управление" также как "особый способ получения информации о партнере", при котором Y получает информацию об X, поскольку сам ее в него заложил. (См. Лефевр 1973, 44) Вернуться

25 Во времени развернута любая схема управления, ибо по мере восприятия контрагента она погружается в прошлое. Речь здесь идет о большей или меньшей продолжительности воздействия схемы на контрагента - продолжительная "история" вызывает больше доверия к ее подлинности. Вернуться

26 В ситуации конфликта бесконфликтное мета-управление может использоваться для управления собственными последователями (в войне -войсками), т.е. конструировании совокупного агента мета-управления, часть которого будет осуществлять бессознательное знакотканое поведение (см. выше об иерархии).Ср. представление Сунь-цзы о том, что полководец должен привести своих солдат в "местность смерти", чтобы они храбро сражались, не имея иного выхода. Данную деятельность части совокупного объекта мета-управления по отношению к другой части мы будем называть "внутренним мета-управлением". Вернуться

27 Подробнее смотрите доклад Е. Островского "Реванш в виртуальном пространстве - почему бы и нет". Вернуться

28 За исключением случаев его сознательного обмана, при котором, естественно, возникает конфликт интересов. Вернуться

29 Даже в ситуации искания любви женщины за это могут бороться два претендента, применяя техники мета-управления (См. вышеупомянутый рассказ Лема "Корпорация "Бытие".) Вернуться

30 См. к примеру : А. Максимов "Как эффективно провести избирательную кампанию// Как победить на выборах. М. 1995, Д. Водотынский, Е. Егорова-Гантман, Ю. Косолапова, С. Разворотнева, Н. Ракитянский, Е. Светлицкая (Абашкина). М. Сиверцев "Политический консультант в российских избирательных кампаниях", М. 1995, энциклопедическая "Современная реклама" и т. д. Вернуться

31 Потребителя толкают к следующему рассуждению:" Меня убеждают купить что-то, я подумаю и свободно решу, нужно ли мне это..." Вернуться

32 Переход потребителя в "референтную группу", желаемый им, может осуществиться лишь при освоении всех сторон "формы жизни" данной референтной группы, а не только через покупку определенных товаров. В то же время такое потребление может стать действительно первым шагом при переходе в новую языковую игру. Вернуться

33 Использование СМИ как канала трансляции, однако, не исключает важности непосредственных контактов с потребителями-избирателями, что показывает достаточно успешное применение мультимаркетинга в рекламе и принципа "дверь в дверь" в избирательных кампаниях. Вернуться

Виктор Осипов

Сетевой журнал "XYZ"