СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ

Тематику данного исследования предопределило появление и бурное развитие отечественных фабрик мысли. Однако, при этом следует отметить невысокую интенсивность их деятельности, которая проявляется в отсутствии очевидных результатов и обусловлена неэффективностью используемых инструментов и технологий. Агентство гуманитарных технологий, специалисты которого выполнили данное исследование, само является достаточно молодой организацией и, пытаясь найти свое место на рынке интеллектуальных услуг, сознательно позиционируя себя как "фабрика мысли", или "мозговой центр", вынуждено изучать историю и технологию создания подобного рода организаций с тем, чтобы не только выстроить само себя, но выработать стратегию, тактику и стиль отношения к своим коллегам по цеху в деле создания рынка интеллектуальных услуг, индустрии социальной инженерии в нашей стране. С другой стороны, ставилась задача выяснить, насколько возможно для государственных структур нашей страны и немногочисленных пока крупных корпорацией в существующем правовом поле заказывать внешнее консультирование по контракту "со стороны" и какие шаги необходимо предпринять, чтобы это можно было делать легально и гласно. Наконец, нас интересовали инструменты и технологии, применяемые для развития сферы публичной политики, совершенно не развитой у нас и имеющей богатый опыт развития в западных странах.

Фабрики мысли представляют собой одно из звеньев в системе принятия решений в государстве и воплощают соединение организованной в корпорацию силы интеллекта с силой и глобальным охватом государства. Это своеобразные узловые точки в структуре того социального процесса, который можно назвать социальной инженерией, то есть инструментальной и технологичной работой по реформированию общества, проводящейся открыто и позволяющей привлекать наилучших специалистов в той или иной области - без посредников, на конкурсной основе, с обнародованием результатов и их публичной оценкой. Фабрики мысли (мозговые центры) являются основоположниками специфической сферы политики - публичной политики.

Эволюцию фабрик мысли в ХХ веке можно делить на периоды господства государственного сектора и преобладания сектора гражданского (частного); периоды до и после выделения публичной политики из аппаратно-государственной, партийной, корпоративной и специальных политик. Глобальной тенденцией является деление развития фабрик мысли на два больших этапа - эпоха господства этатизма и эпоха рыночной либерализации. Однако, прохождение той или иной страной этих этапов отличается в зависимости от степени созревания публичной политики в этой стране.

Мы выделяем пять этапов в развитии фабрик мысли: 1) фабрики мысли на службе у военной машины; 2) фабрики мысли с проблематикой будущего, рожденной глобальной технологической взаимной зависимостью; 3) фабрики мысли адвокатского действия; 4) локально ориентированные фабрики мысли (институты урбанистики и регионального развития); 5) сетевые виртуальные сообщества высокоспециализированных профессионалов по проблемам развития. В настоящем исследовании дается краткая характеристика каждого этапа развития с наиболее показательными примерами, определяются отличительные черты типичных фабрик мысли.

Первая часть этого исследования - "Происхождение фабрик мысли" -рассматривает пути развития идеи и практической деятельности фабрик мысли преимущественно на примере США. Ориентация на американский опыт обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в Америке наиболее развит мир фабрик мысли и сам термин "THINK TANK" является порождением англо-американской практики1. Во-вторых, глобальное влияние политики США на развитие фабрик мысли и публичную политику не вызывает сомнения. В-третьих, американские фабрики мысли наиболее ярко и полно присутствуют в открытых источниках информации, в частности, в Интернете.

В целом зарождение подлинных фабрик мысли обуславливается достижением критической массы интеллектуального потенциала стран, комплексностью общественно-политических проблем и активизацией общественного мнения. Хотя зависимость от государства и корпораций в большинстве случаев сводит на нет всякую надежду на развитие подлинных фабрик мысли, тем не менее, поддержка государства и корпораций могут оказаться весьма благотворной по меньшей мере в двух случаях: а) когда государство поддерживает организационное становление фабрик мысли, всячески поощряя их связь с остальным интеллектуальным миром, а иногда частично финансируя; б) когда государство и корпорации активно поддерживают развитие сектора филантропического финансирования.

Вторая часть - "Региональные тенденции" - рассматривает современные тенденции развития фабрик мысли в разных странах мира, специфические черты их становления и функционирования. Эта часть написана на базе материалов Японского национального института развития исследований2 (National Institute for Research Advancement - NIRA) и американского Центра международного частного предпринимательства3 (Center for International Private Enterprise - CIPE). Однако, если японская фабрика мысли активно изучает глобальные тенденции развития фабрик мысли в целом, то американская пристально следит за развитием событий в новых восходящих демократических странах.

Развитие фабрик мысли в различных регионах имеет свои особенности, но в этом случае мы не наблюдаем такого многообразия и внутренней дифференциации, как в Америке. В настоящее время почти в каждой стране сложились условия для ускоренного развития фабрик мысли. Использование сетевых технологий для создания виртуальных сообществ фабрик мысли и сетевых организаций профессиональных публично-политических аналитиков позволяет национальным фабрикам мысли быстро повышать свой уровень и избавляет их от долгого и дорогого пути формирования, увеличения кадров и расширения тематик исследования. Это предполагает почти тотальное участие гражданского национального и транснационального населения в публичной политике. Одна из закономерностей развития фабрик мысли заключается в переходе к экстерриториальным интеллектуализированным технологиям исследования, выработки и реализации публичной политики. Выход общественной политики из-под государственного и корпоративного контроля соответствует тому, что геополитики называют постепенным преодолением национального государства - экстрагосударственными образованиями над-, суб- и транснационального характера. В полном варианте аналитического доклада сделан обзор ситуации в Германии и Японии, в Китае и Гонконге, на Ближнем Востоке (в арабском мире и особенно Египте), в Африке и в Восточной Европе. В сокращенном варианте доклада содержится информация только по Великобритании и бывшим социалистическим странам - России и Украине.

Третья часть - "Уроки фабрик мысли" - содержит теоретическое обобщение опыта ведущих фабрик мысли мира в последнее время. Это касается, в частности, технологии работы со средствами массовой информации, государственными структурами и отдельными политиками, а также с общественными группами и активными гражданами. В этой части рассматриваются технологии и методы политического анализа, процессов политической коммуникации и принятия решения, впервые вводится категория "делиберативного процесса" и дается его описание. Также излагаются критерии эффективности фабрик мысли и критически оценивается их работа.

Материал исследования, по сути, является результатом экспертизы ресурсов Интернет по освещаемой теме и не может претендовать на исчерпывающее исследование фабрик мысли. Изобилие информации и широта предмета, который может претендовать на экспертную историю Двадцатого Века4, продиктовало и необходимость более или менее поверхностного взгляда на весь этот процесс и на каждую фабрику мысли, так сказать, с птичьего полета. Таким образом, содержание работы фабрик мысли сознательно оставлено вне поля зрения в пользу организационной и стратегической стороны работы данного типа организаций.

Часть I. Происхождение фабрик мысли

Фабрика мысли, или "мозговой центр", - независимая, не ориентированная на прибыль исследовательская организация, созданная в целях обсуждения и, по возможности, проталкивания важных для общественной (публичной) жизни решений, а также продвижения той или иной практической политики в той или иной сфере, отрасли общественной жизни.5 Фабрика мысли посвящена продвижению рационального политического действия в демократическом обществе.6

Это обозначение берет свое начало из практики привлечения мозговыми центрами (Think Tanks) ученых и экспертов к изучению законодательства и оценке возможных последствий реализации того или иного специфического общественно-политического решения.

В формулировке задач Брукингского института (Brookings Institution) в области внешней политики, например, записано следующее: "Миссия программы исследования внешней политики заключается в том, чтобы предоставлять авторитетную информацию, высказывать критические оценки и осуществлять обстоятельный объективный анализ мировых событий, а также предварять (опережать) развитие событий, которое вероятнее всего будет влиять на американскую внешнюю политику в последующее несколько лет".7

Фабрика мысли - такое название подчеркивает социальную функцию Think Tanks: производство и продвижение идей в проектной форме, которая может быть воспринята публичной политикой и интегрирована в социальную практику. "Фабрика" в названии указывает на то, что данный вид производства имеет характер индустрии, применяет определенные, повторяемые и массовые, ставшие от этого промышленными, технологии. Название "мозговой центр" подчеркивает социальную функцию Think Tanks, которая заключается в концентрации, сосредоточении (в некотором центре) мыслящих людей (мозгов), способных строить собственные социальные стратегии, выражать их в социально приемлемой форме в виде конкретного влияния на принятие важных законодательных или исполнительных решений и, выполняя таким образом хорошо оплачиваемые заказы, становиться независимыми. С другой стороны, мозговые центры, осуществляя социальные проекты в области публичной политики, налаживая коммуникацию с целью продвижения социально значимых проектов, становятся центрами притяжения для всех интеллектуальных людей, объединяя вокруг себя иногда гораздо больше думающих людей, чем находится собственно внутри структуры мозгового центра.

Иезекиль Дрор, западный гуру публичной политики, дает следующее определение: "Фабрики мысли - очаги роста, создаваемого за счет применения непрерывного междисциплинарного научного мышления к глубинному усовершенствованию процесса формирования политики (policymaking) в качестве главного связующего звена между властью и знанием".8

Ключевое значение для постижения роли и задач фабрик мысли имеют понятия "публичная политика" (public policy) и "процесс осуществления политики", или "политическое действие" (policymaking), а также коммуникативный процесс глобальных согласований (deliberative process).

I. Фабрики мысли в эпоху господства этатизма

Основные предпосылки возникновения фабрик мысли в начале двадцатого века - преобладание государственного вмешательства в экономическую и политическую жизнь общества и усиление заинтересованности деловых структур в рационализации действий государственной власти. Эти обстоятельства стали особенно актуальными в условиях, когда государственный протекционизм являлся решающим оружием в конкурентной политике (особенно на международной арене). Кроме того, немаловажным фактором оказалось накопление критической массы интеллектуального капитала и связанное с этим стремительное развитие общественно-экономических и социально-политических наук.

Первые ростки фабрик мысли предстали в виде академических, университетских лабораторий, работавших над политическими рекомендациями и программами правительств. Такими институтами стали Брукингский институт (Brookings Institution - 1916) и Институт Гувера (Hoover Institution - 1919) при Станфордском университете (Stanford University).

Первую попытку привлечения академических кругов к разработке государственной политики, однако, еще нельзя было называть настоящей революцией в истории интеллектуального труда. Стремительное начало второй мировой войны несколько сместило приоритеты государственной политики в военно-технологическую и военно-стратегическую сферу - вплоть до начала 60-х годов, когда публичная политика смогла высвободиться от засилья военно-промышленного комплекса. С началом войны последовательная гражданская линия формирования фабрик мысли оборвалась. Интеллектуальные учреждения переместились в сектор изучения вопроса войны и мира, борьбы между социальными системами, конкуренции между государствами. Тогда и возникли организации, определившие характер развития фабрик мысли - как в США, так и в других странах, - работавших под патронажем военно-промышленного комплекса.

Когда мысли возрождаются из пепла войн

Глубокий отпечаток на развитии фабрик мысли первой половины двадцатого века оставили последствия двух войн. На короткой дистанции они предопределили чисто военно-технологическое содержание многих работ фабрик мысли того времени. Для более отдаленной перспективы другая составляющая - гражданское содержание вопросов - ориентировалось на исследование и разработку глобальных проблем войны и мира. В начале 40-х годов эти два направления представляли корпорация "Рэнд" с одной стороны и Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) и Институт Гувера (Hoover Institution) - с другой.

Вторая мировая война выявила важность исследования и развития техники для успеха на военном фронте, продемонстрировала критическую роль невоенных, гражданских специалистов и научно-технических кадров, а также их разработок для достижения военного превосходства. Они играли решающую роль в военной победе, создавая совершенные виды оружия и информационных технологий. Однако по окончанию войны возникла угроза потери этого огромного потенциала. В мирное время ученые не склонны работать над строго засекреченными проектами, да к тому же по бросовой цене. В дополнение ко всему, правительство занято решением своих текущих финансовых проблем и ему не до консолидации рядов военных и гражданских ученых. В то же время, контуры военно-стратегического и военно-технологического противостояния с Советским Союзом становились все отчетливее. В этой ситуации в середине 40-х годов в армейских кругах родилась идея создания нового инструмента мобилизации умов для продолжения военно-стратегических исследований. Появился проект РЭНД, прообраз будущей корпорации "Рэнд". Замысел был очень прост: привлечь мирных людей в относительно автономную организацию, работающую над изучением и удовлетворением потребностей и проблем армейского (военно-воздушного) корпуса. Это решение основательно повлияло на способ решения проблем холодной войны военными.

С одной стороны, фабрики мысли появляются (независимо от того, как эту ситуацию интерпретируют западные аналитики) как ответ на вызов социальной динамики социалистического лагеря. С другой стороны, их появление существенным образом меняет социальную динамику Запада и содержание самой холодной войны. Теперь уже фабрики мысли генерировали содержательные идеи, воплощавшиеся в опережающие инициативы, которые сталкивались затем в социальном поединке с инициативами противников из социалистического лагеря. В результате оказалось, что корпоративно организованная мысль, предлагающая свои идеи в проектной форме, продвигающая их в государственные институты по специально разрабатываемой и осмысляемой технологии, порождает социальную динамику общества, гораздо лучше успевающую отвечать на вызов времени, нежели партийные съезды, по иерархии сваливающие свои решения на бюрократический аппарат. Холодную войну выиграли фабрики мысли, предложив улучшенные технологии - социальные, а не военные.

Фабрики мысли первого поколения - гражданский потенциал на службе у военной машины

Военно-технический конструкторский комплекс РЭНД9

В 1998 году корпорации "Рэнд"10 исполнилось 50 лет. Она стала первенцем послевоенных умонастроений американских интеллектуалов. Корпорация выросла из калифорнийской военно-строительной компании Douglas Aircraft Company и постепенно выделилась в независимый, неприбыльный институт. Со времени ее создания, 14 мая 1948 года, "Рэнд" сосредоточилась на самых неотложных вопросах практической общественной политики. Центральное место в работе корпорации вначале заняло высококачественное, объективное рассмотрение и исследование вопросов национальной безопасности.

Первоначальным учредителем и спонсором "Рэнд" были Военно-воздушные силы США. Сегодня преобладающая часть финансовых ресурсов корпорации исходит от правительственных агентств, однако, доля поступлений от частных фирм, благотворительных организаций, физических лиц, а также от результатов деятельности корпорации растет. Цели организации определены лаконично, но широко - продвинуть и содействовать научной, образовательной, и благотворительной деятельности в интересах общественного благополучия и национальной безопасности США. Со временем в стенах "Рэнд" собралась команда исследователей, отличающихся не только индивидуальными талантами, но умением поддерживать рутинную междисциплинарную кооперацию.

Таким образом, линия развития "Рэнд" переплеталась с основной магистралью общественно-политического развития США и мира в целом. После второй мировой войны военно-промышленный аэрокосмический комплекс доминировал в технико-экономической и идеологической структуре стран. Действующие фабрики мысли, в соответствии с этим, работали в партнерстве с государством и военно-политической элитой. Ситуация постепенно изменилась в 60-е годы, когда наметилась определенная разрядка на международной арене, а гражданское общество стало осознавать глобальную технологическую взаимную зависимость стран. С этого периода гражданское общество поистине начинает вторгаться в сферы государственной политики. Тогда и начинает укрепляться восходящее движение публичной политики, прерванное второй мировой войной.

К 60-м годам "Рэнд" привнесла свою модель эмпирического, бескорыстного, независимого анализа в исследование неотложных социальных и экономических проблем внутри страны. Сегодня "Рэнд" является частным, неприбыльным учреждением, стремящимся улучшить публичную политику при помощи своих исследований и анализа. В то же время, продолжая свои традиции, исследователи от "Рэнд" обратились к основным проблемам внутренней политики.

Программы "Рэнд" всегда отвечали приоритетам американской нации. Ранние оборонные исследования корпорации, мотивированные соревнованием с СССР в эпоху холодной войны, превратились сегодня в широкомасштабную работу в самых различных сферах экономики, социальной и политической сферы, космоса как в целом мире, так и внутри США. В поле исследования корпорации попадают и позиции правительства в решении проблем страны.

Сегодня "Рэнд" продолжает работать над повесткой дня Америки. Одна его часть занимается исследованием части населения США, зараженной СПИДом, и составляет самую обширную базу данных об этой группе населения; другая же часть заканчивает изучение критических вопросов, стоящих перед военно-воздушными силами в следующем веке. Одна часть корпорации занимается текущими вопросами общественно-политического процесса, в то время как другая часть изучает долгосрочные вопросы, занимающие старшее поколение американцев.

На фоне героического прошлого корпорации ее будущее остается весьма туманным. Конец холодной войны, сокращение военных расходов, уменьшение масштаба фирм и компаний, а также усиленная конкуренция за привлечение филантропического капитала снижают финансовые поступления фабрик мысли. Сегодня, в отличие от 1948 года, у "Рэнд" появилось множество конкурентов - хотя немногие из них могут похвастаться таким послужным списком.

Структура и сферы интересов корпорации

Корпорация продолжает работать над долгосрочными общественно-политическими программами, охватывающими все сферы общественной жизни (экономика, политика, социальная проблематика, промышленная политика, наука и технология, коммуникация и информация, безопасность и оборона, внешняя политика, региональные исследования); в рамках этих программ она выявляет новые стратегические аспекты национальных проблем. На условиях поштучного спонсорского финансирования ведутся также отдельные проекты, оценки и исследования политики и технологии, разработка программ, операционный анализ.

Для достижения своих целей корпорация организует конференции (международные и национальные), симпозиумы и семинары, брифинги; выпускает пресс-релизы; участвует в создании радио- и телепрограмм; организует брифинги и презентации для членов правительства, оппозиционных политических сил, политических и промышленных организаций, а также ведет образовательные и тренинговые программы.

Высшая школа "Рэнд" предоставляет возможность получить степень доктора в области политического анализа, а также платформу для других продвинутых образовательных программ.

"Рэнд" пользуется услугами более 500 профессиональных исследователей; почти 80% из них имеет докторскую степень. Корпорация имеет свои филиалы в крупных городах США, а также в Европе (Голландия).

Работа корпорации организована приблизительно в соответствии со следующей схемой (см. Схему 1).

В настоящее время "Рэнд", в частности, ведет работу по следующим направлениям и категориям11: наука о поведении; экономика и статистика; образование, здравоохранение и благосостояние населения; информационные технологии и наука; гражданское и криминальное правосудие; международная политика; наука об управлении; технология и прикладная наука; национальная безопасность и военные исследования; исследование внутренней политики.

Некоторые навыки "Рэнд" в области стратегического планирования имеют важное значение как для общественного, так и частного сектора.12 Это относится к следующим направлениям: операционное планирование; переопределение организационных и процессуальных структур; исследование характеристик населения (популяции); управление информационными ресурсами - информационная технология, коммуникация и управление данными; управление человеческими ресурсами; мониторинговая работа; применение статистических методов.

Второе поколение: проблематика будущего, рожденная глобальной технологической взаимной зависимостью

Более тридцати лет назад ведущие ученые работали преимущественно в академических учреждениях и иного выбора у них не было. В 60-е годы наметился переворот во взаимоотношениях интеллектуальных кадров и военно-политических, правительственных кругов. К этому времени опыт корпорации "Рэнд" показал, что между военной и гражданской исследовательской организацией не существует полного совпадения интересов, подходов и взглядов на актуальные вопросы развития общества. Также четко обозначился и был обнародован вакуум новых концепций и ориентиров для публичной политики и для нации в целом. Аналогичная ситуация существовала в мире, зажатом между двумя враждующими блоками. К тому же все заметнее начали подниматься ростки того, что сегодня называют глобальными проблемами, мондиализацией, интернационализацией, международной интеграцией. На этой волне у обществоведов и исследователей появилось новое дыхание. И фабрики мысли стали новым инструментом для их активного вовлечения в решение практических долгосрочных проблем общественно-политического развития.

Хотя развод "Рэнд" с военными тесно связан с этими условиями и изменениями конъюнктуры, тем не менее, корпорация так и не смогла выйти за рамки военно-политических систем отношений. "Рэнд" в своей работе оставалась больше государственной, чем частной, гражданской организацией. В результате "Рэнд" практически уступила инициативу в области организации интеллектуального труда новым чисто гражданским и частным организациям типа Брукингского института (Brookings Institution). В то же время, заметной стала работа именно институтов, вышедших из недр корпорации "Рэнд", - Гудзоновского института и Института будущего. Они, вместе с целой волной фабрик мысли нового типа, стали первопроходцами новой технологии ведения дел в американской публичной политике. Большое количество ученых мигрировали в Вашингтон из разных академических уголков страны. Их переход в столицу связан с желанием приобщиться к публичной политике, быть причастными к ее развитию. По сути, именно с этого периода следует начинать отсчет этапа возникновения независимой практики исследования публичной политики.

Характерной чертой работы фабрик мысли этого периода стало производство глобальных идеологий, футурологических работ, основанных на долгосрочном глобальном прогнозировании. Наиболее известными представителями этой плеяды в Советском Союзе были так называемые футурологические институты - Римский клуб, Институт будущего, Гудзоновский институт.

Гудзоновский институт (Hudson Institute)

Созданный 20 июля 1961 года "поздним" Германом Каном и расположенный в Индианаполисе, Гудзоновский институт является неприбыльной, неангажированной организацией, где работают около 70 исследователей и сотрудников. Создатели института ориентировались на формирование исследовательского института, занимающегося осмыслением будущего с противоречивой (contrarian) точки зрения. Гудзоновский институт не придерживается определенной идеологии или политической позиции в своих исследованиях. Однако в целом его взгляд на конвенциональное мышление (мнения) и роль технологии в прогрессе человечества содержит определенную долю скептицизма. В то же время, будучи институтом исследования будущего, он использует подходы, отличающиеся осторожным оптимизмом в решении проблем, в частности, в отношении возможностей решения завтрашних проблем уже сегодня. Институт верен принципам индивидуальных и институциональных свобод (учреждений и организаций) и всячески подчеркивает значимость религии, культуры и ценностей в делах гуманитарных и человеческих.

С 1961 по 1983 год руководители института активно содействовали интеллектуальному обмену и анализу с перспективой и проблематикой будущего.

В отличие от многих публично-политических учреждений, Гудзоновский институт одинаково компетентен в вопросах как внутренней, так и внешней политики. Таким образом, Институт занимается исследованием публичной политики с целью прогнозирования тенденций развития и разработки решений для правительства, деловых кругов и широкой общественности. Он исследует вопросы экономики, национальной безопасности, международных отношений, а также проблемы, с которыми США и мир в целом будут сталкиваться в будущем.

Гудзоновский институт отстаивает и внедряет практический подход к исследованию публичной политики. Поэтому он активно ведет свои исследования на местах, ассистируя представителей различных отраслей и учреждений.

Состав и структура Гудзоновского института

Основными источниками финансирования исследований и проектов института являются гранты и донорские средства от американских и международных компаний, а также от индивидуальных вкладчиков. В 1997 году адресные и безадресные гранты и донорские средства составляли 92% поступлений института. При этом 85% средств предназначены непосредственно для поддержки исследований публичной политики (см. Схему 2).

Институт будущего (Institute for the Future)13

Институт будущего - неприбыльная, прикладная исследовательская и консалтинговая фирма, работающая над постижением сути экономических, технологических и общественных изменений, их внутренних и глобальных долгосрочных последствий.

Созданный в 1968 году, институт разрабатывает прогнозы и инструментарии поведения, необходимые представителям деловых и государственных кругов, зарубежным заказчикам в процессе принятия решений.

Под эгидой института работает целый ряд корпоративных членских и штучных (индивидуализированных) консалтинговых программ. Эти программы помогают клиентам систематически осмыслить будущее; идентифицировать социально-экономические тенденции и просчитывать их долгосрочные эффекты; понимать глобальный рынок; идентифицировать перспективные потенциальные рынки в мире; проследить последствия возникновения новых технологий для бизнеса и общества; мобилизовать экспертные оценки и ресурсные данные; предлагать свое независимое видение глобальной картины мира; облегчить процесс стратегического планирования.

Среди клиентов института числятся компании, входящие в список Fortune 500, общественные и частные фонды, американские и зарубежные транснациональные корпорации, малые и средние предприятия, государственные структуры и агентства, неприбыльные организации.

Работы института подразделяются на 4 основных категории: прогнозирование и стратегическое планирование; восходящие информационные технологии; направления развития системы здравоохранения; программы для государственного сектора (см. Схему 3).

Разработка глобальных концепций и идеологий стала необходимым условием перехода на новый тип развития общества. Теперь, вооруженные видением долгосрочных перспектив и получив инструментарии долгосрочной ориентации и анализа текущей политики, фабрики мысли смогли более активно вмешиваться в политическое действо, в течение публичной политики. В этом, прежде всего, заслуга корпорации "Рэнд" и ее ответвлений. Они подготовили следующий, поистине революционный этап развития фабрик мысли и публичной политики.

Суть этой революции резюмируется в следующих пунктах: публичная политика как сфера чисто гражданских интересов самоопределилась и отделилась от военной и аппаратно-государственной сферы; содержанием начавшейся консервативной революции стала практическая реализация идеалов либерализма и рыночной экономики; она стала реакцией на господство либерально-демократической политической практики и широкое вмешательство государства в общественно-экономическую жизнь; определился новый характер поведения интеллектуального труда и фабрик мысли, выраженный в формуле "адвокатское действие".

60-70-е годы - период, когда стали доминировать либеральные фабрики мысли, - Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute), Центр стратегических и международных исследований при университете Дждорджтаун (the Center for Strategic and International Studies at Georgetown University) и Брукингский институт (Brookings Institution).

Появление новых фабрик мысли консервативной ориентации во многом было обусловлено стремлением противодействовать господству либерально-демократической практики.

II. Фабрики мысли в условиях рыночной либерализации

Новый этап развития фабрик мысли связан с начавшейся в 70-е годы консервативной революцией. Фабрики мысли третьего поколения, известные еще как рыночно ориентированные фабрики мысли, практически порождены консервативной волной, охватившей Америку и мир в целом с начала 70-х годов. 70-80-е годы - годы Тэтчер, Рейгана и Горбачева - отмечены волной приватизации и либерально-рыночных переворотов во всем мире под руководством консервативных движений и партий. Главным фактором, предопределившим их возникновение, стало видение определенной угрозы фундаментальным ценностям американского и западноевропейского общества. По всему миру, да и в США преобладала политика государственного вмешательства. Коммунизм завоевал позиции в разных точках планеты. Америка и западные страны были ослаблены высоким уровнем инфляции и безработицы. Новые фабрики мысли в этих условиях возникли изначально как адвокаты рынка и индивидуальной свободы.

Рыночно ориентированные фабрики мысли в США развивались в три этапа:

1. В 70-е годы они начали действовать в Вашингтоне и заложили интеллектуальную основу того, что можно было называть "рейгановской консервативной революцией". Это такие фабрики мысли как Фонд наследия (Heritage Foundation), Институт урбанистики (Urban Institute). В декларации о намерениях Института урбанистики в области возрождения федерализма, например, записано: "Документировать происходящую передачу ответственности за социальные программы из рук федерального правительства в компетенцию штатов".14 Основную роль в практической реализации рыночной революции в Америке играла Херитидж Фоундэйшн.

2. В 80-е годы, оставаясь верными рейгановской консервативной линии, новые фабрики мысли активно использовали весь интеллектуальный и финансовый капитал консервативного движения, перенеся свою деятельность на уровень штатов. В этот период многие предприниматели политического анализа переместились из Вашингтона и начали создать политические исследовательские группы на местном уровне. Фабрики мысли, основанные в штатах Висконсин, Пенсильвания, Массачусетс, Мичиган, предоставили необходимую интеллектуальную инфраструктуру для нового возрождения местных правительств. В частности, эти группы поставили во главу угла реформу системы социального обеспечения, государственных школ и возможности альтернативного выбора школы в пределах государственной хартии (программы). Это движение породило такие фабрики мысли, как Массачусетский институт нового сообщества (The Massachusetts Institute for a New Commonwealth - MassINC)15 -консервативный институт, деятельность которого полностью направлена на реализацию консервативных идей в штате Массачусетс.

3. В 90-е годы наступил третий этап развития рыночно ориентированных фабрик мысли. Он характеризовался созданием сугубо локальных фабрик мысли, посвященных исключительно локальной и местной проблематике, таких как Институт Манхэттена (Manhattan Institute)16 и Институт Аллегени (Allegheny Institute, город Питтсбург). Сегодня эти фабрики мысли являются лидерами в области изучения проблематики городов.

По мере реализации новой программы возобновления федерализма государственные средства все больше распределялись в пользу местных бюджетов; использование бюджетных средств также больше контролировалось на местном уровне. Таким образом, по мере перенесения центров власти и управления государственными программами и бюджетными средствами на места фабрики мысли стали все больше базироваться именно на локальном уровне общественно-политической организации.

Консервативная революция 70-80-х годов принесла последовательно два революционных типа фабрик мысли в США. Сначала в 70-ые годы рождаются адвокатские фабрики мысли. Затем с 80-ых годов появляются фабрики мысли локального направления.

Хотя оба типа фабрики мысли порождены консервативным переворотом в мире, тем не менее, мы их относим к разным поколениям по следующим причинам: они появляются в разных временных рамках и решают совершенно разные задачи публичной политики. К тому же по многим пунктам их миссия совпадает с консервативной идеологией, но они не ограничиваются рамками консервативной партии.

Фабрики мысли адвокатского действия - третье поколение

Хотя институты содействия публичной политике, называемые "мозговыми центрами" действуют уже десятилетиями, только к 70-80-ым годам появились институты, целенаправленно разрабатывающие стратегии и планы продвижения (проталкивания) и маркетинговой реализации своих наработок у людей, ответственных за принятие и реализации решений, а также открытой общественности. Комплексный характер работы по продвижению и отстаиванию своих наработок (promotion and advocacy work) поднял деятельность мозговых центров на новый качественный уровень, что позволяло усилить их влияние на осуществление политики в демократических странах. В самом деле, более 30 лет назад фабрики мысли по-настоящему не занимались маркетингом своих продуктов; как правило, жизненный путь продукта заканчивался на этапе опубликования и обнародования; дальнейшая его судьба полностью зависела от читателя. К тому же круг пользователей продуктов фабрик мысли был достаточно узок.

Сегодняшние же фабрики мысли отличаются наступательностью своей политики. Главным адресатом продуктов нынешних фабрик мысли остаются государственные деятели высокого ранга. И им необходимо удостовериться, что продукт оказался в нужных руках, в руках людей, которые действительно работают над данной проблематикой. Подготовив доклад о налоговой политике, например, фабрика мысли должна быть уверена, что каждый законодатель, работающий над решением этой проблемы, получил этот пакет "из рук в руки". Мало того, фабрики мысли добиваются встречи с данными адресатами в целях более детального обсуждения содержания пакета, представленных аргументов. Современные фабрики мысли вплотную подошли к технологии лоббирования.

Основная отличительная черта третьего поколения фабрик мысли, однако, заключается не столько в их технологии проталкивания своих продуктов, сколько в той миссии, которую они выполняют в отношении гражданского общества и широкой общественности в целом, соответственно в технологии отбора общественно значимых вопросов. Эта черта обозначена американским выражением "advocacy". Фабрики мысли этого направления занимаются выявлением, защитой и отстаиванием интересов гражданского общества и широкой общественности перед другими субъектами политики - государства, политических партий, групп интересов...

Среди фабрик мысли этого поколения Фонд наследия (Heritage Foundation) определил целую эпоху в истории американской публичной политики и государства в целом.

Херитидж Фоундэйшн (Heritage Foundation) - Фонд наследия

Херитидж Фоундэйшн - консервативный, неангажированный и бесприбыльный исследовательский и образовательный институт, созданный в 1973 году с целью формирования и продвижения консервативной публичной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограниченной роли правительства, индивидуальной свободы, традиционных американских ценностей и сильной национальной оборонной системы.17 Институт добивается укрепления либерального государства благосостояния и создания Америки, в которой свобода, возможности и гражданское общество процветают.

Институт выдвигает следующие ценности в качестве основополагающих для построения великой Америки:

свобода
характер ответственность
человеческая природа
семья
наследие
истина
вера
патриотизм
власть закона
самоуправление
предпринимательство
конкуренция

Цели института достигаются путем своевременного обстоятельного исследования ключевых политических проблем и эффективного маркетинга результатов исследований, проведенных среди первичной аудитории института, то есть членов и ключевых работников Конгресса, субъектов политики исполнительной власти, национальных средств массовой информации, академических и политических сообществ.

Институт осуществляет публикации различного характера, в том числе в виде статей, организует лекции, конференции и митинги (публичные встречи) и участвует в них.

В своей работе институт опирается на финансовую поддержку широкой общественности - частные лица, разного рода фонды и корпорации. Кроме того, выполняет работы по контракту, в том числе с государственными учреждениями и фондами. Финансовая поддержка более 200 тыс. вкладчиков делает институт одним из крупнейших публично-политических учреждений США.

Работа института распределена среди следующих департаментов (см. Схему 4).

В 1980 году институт, опережая события, разработал тысячестраничную программу "Мандат на лидерство", которую положил на стол новой американской администрации сразу после того, как Рональд Рейган победил на президентских выборах. Документ стал основой всего, что можно назвать консервативной революцией 70-80-ых годов. Республиканское правительство, по некоторым данным, на 60% выполнило предложенную институтом программу.18

Другим известным достижением института стала разработка и публикация совместно с Wall Street Journal "Индекса экономической свободы".

Локально ориентированные фабрики мысли - четвертое поколение.19

Институты урбанистики и регионального развития

Институт Аллегени и Институт Манхэттена20

Первой фабрикой мысли, посвященной развитию свободного рынка на уровне местных органов управления, стал Институт Аллегени (Allegheny Institute for Public Policy, город Питтсбург, США). Однако сегодня многие локальные правительства, центральные и провинциальные фабрики мысли стали обращаться к пионерам этого движения, имея целью создание подобных учреждений. В то же время стали поступать аналогичные заказы из-за рубежа - Италии, Нигерии. Среди наиболее громких проектов института - проект консервативного реструктурирования местного правительства питтсбурского округа Аллегени с широким применением приватизации и управляемой конкуренции после 60-летнего правления либералов,.

Характерным примером таких институтов является Институт Манхэттена - неформальный институт Нью-Йорка. Манхеттенский Институт является неангажированной, независимой исследовательской и образовательной организацией. Институт придерживается консервативных взглядов.

Институт был создан как совместный британско-американский проект. В середине 70-ых годов британский экономист Антони Фишер убедил группу американских бизнесменов в необходимости создания мозгового центра, призванного применять философию свободного рынка к публичной политике. Фактически под руководством Фишера одновременно была организована такая же группа при премьер-министре Маргарет Тэтчер и при Рональде Рейгане. Руководителем американского института стал давний друг Фишера Вильям Кэйси.

Изначально институт был создан как рыночно ориентированная образовательная и исследовательская организация Вильямом Кэйси - будущим директором ЦРУ при администрации Рональда Рейгана. Цель института - развитие и поощрение публичной политики на всех уровнях государственного управления - чтобы позволить индивидам полностью использовать свой потенциал как часть производительной экономики и функционирующего общества. Эта цель института нашла отражение в его преимущественной ориентации на проблемы развития Нью-Йоркского муниципалитета.

Деятельность института направлена на развитие идей и их выпуск в обращение с помощью сетей средств массовой информации и во время приемов с участием влиятельных людей. В свое время газета "Нью-Йорк Таймс" озаглавила свою статью, посвященную работе этого института, "Превращение интеллекта во влиятельную силу".21 Автор отмечает, как, продвигая свои идеи, институт протолкнул общественное мнение в Нью-Йорке вправо.

Созданный в 1978 году, институт во многом настроен против общего конформистского настроения, воцарившегося ранее в городе. В это время, как и вообще в 80-ые годы, американские города тонули под бременем высокой инфляции, растущей преступности, безработицы, высоких налогов и глубокой депрессии.

По мнению многих наблюдателей, институт делает очень много для мобилизации сил вокруг консервативных идей. Хотя институт известен своей консервативной наклонностью, он объединяет практически всех приверженцев политики правого толка - рыночных консерваторов, социально ориентированных консерваторов, аристократических консерваторов старого стиля, сторонников либертарного направления и даже часть демократов и либералов.

Источниками его финансирования являются пожертвования частных лиц, фондов и корпораций. Первоначальные 500 тыс. долларов фонда института сегодня выросли до 6.3 млн. Четвертая часть фонда используется для поддержки Инновационного центра образования.

Институт тратит, кроме того, 700 тыс. долларов в год на выпуск "Городского журнала". Десятки экземпляров этого журнала рассылается бесплатно мэрам городов, ученым, библиотекам и другим заинтересованным лицам. Читатели журнала очень тщательно отбираются среди политиков, журналистов и лидеров деловых организаций. Еще около 3 тыс. экземпляров распространяются через газетные киоски или по подписке. Нередко статьи из журнала в той или иной форме попадают на страницы газеты The Wall Street Journal.

Среди успехов института можно упомянуть борьбу за сужение сферы вмешательства муниципального правительства; публикацию книги, где изложены основы системы социального обеспечения в городе; продвижение работ, в которых излагается теория преступности и общественного беспорядка; критику качества жизни в Нью-Йорке в 1990 году - задолго до того, как эта проблема стала основополагающей в предвыборной программе местных политиков; критику системы открытых поступлений в Нью-Йоркский университет, поощрение приватизации учреждений здравоохранения и агрессивное продвижение концепции альтернативного школьного образования. Сегодня институт критикует политику контроля за арендными отношениями.

Первоначально институт выпускал монографии, а в 80-ые годы стал продавать свои книги ведущим издательствам. Такую стратегию институт намерен использовать не только при общении со своими сторонниками, но со всей общественностью и исследовательским сообществом.

Время от времени институт организует в Гарвардском клубе обед для людей, занятых в публичной политике, куда приглашаются политики, государственные служащие, бизнесмены, а также персонал различных фондов. На эти встречи приглашаются спикеры для чтения лекции о предмете, интересующем институт.

Сегодня институт практически вытеснил партнера корпорации "Рэнд", который сотрудничал с местным правительством в конце 60-ых-начале 70-ых годов. В институт входят или им поддерживаются Центр по правовой политике, Центр гражданских Инноваций, программа "Книга", Центр инноваций в сфере образования, Журнал "Сити".

Такие институты нового типа являются больше фабрикой дел, чем фабрикой мысли. Они не только производят высококлассные идеи, но и заставляют эти идеи работать на локальном уровне.

Пятое поколение: сетевые виртуальные сообщества высокоспециализированных профессионалов по проблемам развития

Выше мы рассматривали следующие долгосрочные координаты развития фабрик мысли: следование глобальным идейно-политическим волнам, то есть чередование государственнических и гражданско-предпринимательских циклов; постепенный переход от центральных, национально-государственных программ к локальным программам практического значения; переход от элитарно-политического принципа ведения общественных дел к публично-рационалистическим принципам - отмежевание публичной политики от аппаратно-государственных и военно-стратегических интересов.

Глобальные технологические и сугубо интеллектуальные течения хотя и имели влияние на эти направления, но оставались в тени.

Отличие четвертого поколения фабрик мысли как раз и заключается в том, что преобладающее и системообразующее значение в них имеет именно глобальное публично-технологическое измерение и идеология развития. С появлением сетевых технологий начало формироваться новое, пятое поколение мозговых центров. Их отличительная черта - широкое применение сетевых технологий и принципов виртуального общества (виртуальных корпораций). Теперь новое определение мозгового центра звучит следующим образом.

"Мозговой центр - конференция-дискуссия, проведенная полностью с использованием электронных средств".22 Такого рода фабрика мысли, как правило, возникает в целях организации "мозговой атаки" по той или иной глобальной, общественно значимой проблематике.

Создание одного из таких мозговых центров под названием TECHNET было инициировано в 1996 году Мирровым банком в сотрудничестве с организацией "Добровольцы технического содействия" (Volunteers in Technical Assistance - VITA).

Технет - технология во имя развития

"Технет" - "мета-мозговой" центр, организованный вокруг одной крупной, стратегической тематики. Первый мозговой центр формировался для обсуждения темы "Обучающиеся нации: как развивающиеся страны приобретают и распространяют знания".23 Цель мозгового центра - обсудить понятие "обучающаяся нация", выяснить способность той или иной страны обучаться и найти этому эффективное применение.

"Технет" был создан по инициативе отдела Мирового банка по финансам и развитию частного сектора. Его основная цель - содействие пониманию и использованию науки, технологии и информации в делах развития.24 Эта инициатива явилась результатом совместного симпозиума Мирового банка и Национального исследовательского совета (National Research Council - NRC), проведенного в городе Ирвине, Калифорния в ноябре 1994 года и посвященного проблемам использования технологии.

"Технет" - сокращение от английского "Technology Network" (Сетевая технология). Проект состоит из серии инициатив Мирового банка по использованию науки и технологии, направленных на достижение ряда целей: понимание влияния новых технологий на развивающие страны и факторов, которые усиливают или ограничивают их способность воспользоваться ими; повышение знания правительств стран-членов Мирового банка, работников Банка и членов правления, а также других потенциальных доноров и вкладчиков о потенциальных возможностях и проблемах, возникающих у развивающихся стран вследствие стремительности технологического прогресса; интеграция технологической проблематики в стратегии развития стран-членов Банка, а также в стратегию помощи Банка той или иной стране; содействие принятию новых технологий частным сектором; ускорение трансферта новых технологий развивающимся странам и их адаптации к местным условиям, с одновременным повышением способности местных кадров развивать и разрабатывать новую технологию.

Для достижения этих целей "Технет" выступает в качестве клиринговой и сетевой организации профессионалов, занятых проблемами использования науки и технологии в целях развития. "Технет" облегчает коммуникацию и взаимную поддержку между различными инициативами в этой области; распространяет информацию по проблемам использования науки и технологии в целях развития, организуя семинары, выездные обеды, презентации в развивающихся странах; выпускает отчеты о степени использования новых технологий частным сектором; поддерживает концептуальные работы, нацеленные на понимание использования науки в целях развития.

Таким образом, "Технет" является, прежде всего, источником информации и дискуссионным форумом для профессионалов, задействованных в использовании науки и технологии в качестве инструмента экономического развития. Через мировую компьютерную сеть это межгосударственное учреждение организует электронную конференцию мозговых центров - дискуссию между различными автономными (индивидуальными) мозговыми центрами, расположенными в различных странах, с участием экспертов от правительственных и частных кругов, международных организаций, а также Мирового банка. Дискуссии проводятся в течение определенного периода времени; круг участников и реципиентов их "результатов" четко определен, - участники мозгового центра должны написать заявки на участие и подписаться на электронную конференцию (подписной принцип), хотя посторонние наблюдатели и читатели также могут вставить свои комментарии и задать вопросы в ходе дискуссии.

Другие мозговые центры, организованные в рамках проекта "Технет", формировались вокруг следующих тематик: 25 Коммуникационные центры общественности (18.06 - 17.07.1996). Филантропические учреждения: наука и технология для развития (09.09 - 16.10.1996). Технология для образования (30.09 - 07.11.1996). Наука и технология для международного развития: сельское хозяйство (10.06 - 10.07.1997). Наука и технология для международного развития: здравоохранение (10.06 - 10.07.1997). Наука и технология для международного развития: малые и средние предприятия (10.06 - 10.07.1997). Наука и технология для международного развития: окружающая среда (10.06 - 10.07.1997). Отчет о международном развитии (16.07 - 31.07.1997). Оценка уровня знания в обществе (28.07 - 01.09.1997). Неправительственные организации в Латинской Америке (29.09 - 31.10.1997).

"Один мир"

Еще одна такая фабрика мысли инициирована в рамках глобальной электронно-информационной сети One World.26 Это - форум, через который ученые, политики и другие заинтересованные лица из почти 100 стран мира дебатируют и обмениваются идеями по поводу политики развития. Основные направления дискуссии - политика международной помощи в целях развития, кодекс поведения, этнический вопрос и конфликтные ситуации в мире, европейское сотрудничество, инвестиции в знания (интеллектуальные продукты), использование земли и право на землю, вопрос водоснабжения и дренажной системы (водные ресурсы).

Ключевыми участниками этого форума выступают институты ODI (Overseas Development Institute), EADI (European Association Of Development Research and Training Institutes), IIED (International Institute for Environment and Development), IRC (International Water and Sanitation Centre), ECDPM (European Centre for Development Policy Management), IDS (the Institute of Development Studies) and the Development Research reporting service - ID21.

Основные темы, вокруг которых организованы мозговые центры "Одного мира": Управление политикой международной помощи; Кодекс поведения; Этнос и конфликт; Европейское сотрудничество; Инвестиция в знание; Землепользование и земельное право; Вода и санитарные условия.

В целом виртуальные фабрики мысли развивались в два этапа. Первая группа - "фабрики мысли без стен" - имеет следующие варианты структурирования и работы:27

контрактная передача исследовательских и менеджеральных функций внешним субъектам с сохранением только небольшого объема головного офиса; ведение сети отдельно финансируемых центров, работающих в соответствии с определенной, четко разработанной руководящей линией; опора на ученых для ведения исследований на принципах частичной занятости; в некоторых случаях даже наем внешних экспертов для координации исследовательских программ; поддержание международных сетей ученых-исследователей и практиков.

Одним словом, их стратегия заключается в том, чтобы не держать значительный ресурсный и человеческий потенциал в стенах организации, пока не достигнуто критическое наполнение информацией и коммуникационной технологией.

Вторая группа виртуальных фабрик мысли опирается на использовании сетевых технологий Интернет как исследовательский и коммуникационный инструмент. Они создают свои Веб-страницы, сокращают использование бумажных носителей и непрофессионального персонала. Центральное место в их работе занимают интерактивные дискуссии.


1 Шейдина И.Л. "США: "фабрика мысли" на службе стратегии", М.: 1973, изд. "Наука", 190 с.Вернуться

2 http://www.nira.go.jp/ice/tt-info/nwdtt96/index.html Вернуться

3 http://www.cipe.org/mena/assocn.html http://www.cipe.org/e21/ Вернуться

4 П. Диксон "Фабрики мысли", М.: 1976, "Прогресс", 430 с.Вернуться

5 Barry Wood, "Голос Америки" от 16 мая 1995 года, передача из Праги - http://www.b-info.com/places/Bulgaria/news/95-05/may16.voa Вернуться

6 Raising the Bar: Redefining Relations Between the Individual and the State in by Takahiro Suzuki - http://www.nira.go.jp/publ/review/97winter/suzuki.html Вернуться

7 http://www.brook.edu/fp/fphp.htm , Foreign Policy Studies Richard N. Haass, Director Вернуться

8 Erik C. Johnson "How Think Tanks Improve Public Policy" http://www.cipe.org/e21/priE21.html Вернуться

9 www.rand.org/50TH/index.html; www.nira.go.jp/ice/tt-info/nwdtt96/3510.html Вернуться

10 RAND - сокращение от американского выражения "Research ANd Development" (исследования и развитие - ИСИРА) Вернуться

11 www.rand.org/publications/electronic/#edu Вернуться

12 www.rand.org/TECH.CAPA/index.html Вернуться

13 http://www.iftf.org/what_is_IFTF.html Вернуться

14 Assessing the New Federalism. A Multi-Year Research and Analysis Project - http://newfederalism.urban.org/ Вернуться

15 http://www.massinc.org/ Вернуться

16 http://www.manhattan-institute.org/ Вернуться

17 Mission statement. - http://www.heritage.org/mission.html Вернуться

18 The Power of Ideas: The Heritage Foundation at 25 Years by Lee Edwards - http://www.heritage25.org/ideasfwd.html; http://www.heritage25.org/ideasintro.html Вернуться

19 Gerald Bowyer, Executive Director of the Allegheny Institute in Pittsburgh. Third Wave of Think Tanks, "Insider", October 1996. - http://www.heritage.org/ Вернуться

20 http://www.manhattan-institute.org/ Вернуться

21 Turning Intellect Into Influence by JANNY SCOTT, The New York Times, Monday, May 12, 1997 - http://www.manhattan-institute.org/html/_nyt-turning_intellect_into_in.htm Вернуться

22 Robert Johnson. World Bank Conference (fwd), послание Роберта Джонсона в электронную сеть от 9 июня 1996 года, Вернуться

23 "Learning Nations: How Developing Countries Acquire and Diffuse Knowledge". // http://www.worldbank.org/html/fpd/technet/ Вернуться

24 http://www.worldbank.org/html/fpd/technet/ Вернуться

25 http://vwww.vita.org/technet/pastarch.html Вернуться

26 http://www.oneworld.org/thinktank/index.html Вернуться

27 Beyond the Myth: New Challenges for Think Tanks by Evert A. Lindquist - http://www.nira.go.jp/publ/review/97autumn/alind.htm Вернуться


Агентство гуманитарных технологий, внешний эксперт Ратувухери Тантели Хариманга