СПАСЕНИЕ USENET И КОЕ-ЧТО ЕЩЕ
Написано Т. Бутеллом Переведено М. Браво
Призыв к действию

Usenet основан на принципе взаимной помощи. Если вы пользуетесь общими ресурсами Usenet-овских ньюсгрупп, ожидается, что вы когда-нибудь дадите что-то взамен. Вы будете более уважаемы, если вы даете что-то просто так. Если же вы "проколетесь", то будете избегаемы обществом.

Это работало в течение долгого времени, посокольку большая часть населения Usenet находила удовольствие в щедрости и уважала общие интересы. Конечно, со многими исключениями. Однако, находилось достаточно пишущих, понявших основную идею, для того чтобы система работала и в основном самоуправлялась.

Это работало, поскольку Usenet был изначально заселен хакерской элитой [хакерской в первоначальном смысле слова ; прим. переводчика], находившей огромное удовлетворение в создании своей собственной культуры и имевшей определенное знакомство с разными идеями по поводу того, как может работать общество. Мы не были поголовно анархистами или социалистами, но мы все слышали о таких вещах. Вы не обязаны думать, что эти идеи подходят везде, чтобы считать их подходящими там, где речь идет об обмене информацией.

Это больше не работает, поскольку новички в Usenet-е не привыкли делать что-то на основе взаимной помощи, и потому что теперь так много новичков сразу. Usenet всегда "усваивал" новую порцию новичков где-то в районе каждого сентября, но теперь это уже вопрос совершенно другого масштаба.

Есть три возможных ответа на все это:

1. Игнорировать этот процесс и смотреть, как USENET разлагается. Много жаловаться по этому поводу. Часто встречающаяся разновидность: умыть руки и покинуть сцену. Я устал от этого ответа.

2. Элитистский подход: пытаться не пускать новичков. Это не работает: когда-нибудь большая группа новичков пробьет себе путь в каждое секретное укрытие, в каковой момент мы сбежим на следующую верхушку холма, и так далее до бесконечности. От этого я тоже устал.

3. Использовать преимущество наших технических знаний для "усвоения" публики, вместо того, чтобы это происходило наоборот. Настроить автоматические отвечалки в каждой ньюсгруппе, которая нам не безразлична, чтобы они связывались с каждым новичком в ньюс-группе. Посылать дружелюбные, уважительные, понятные "добро-пожалово-граммы", вместо непонятных штуочек завсегдатаев. Быть честными: открыто признать принцип того, что USENET основан на взаимной помощи. Найти лучшие метафоры из опыта среднего человека, чтобы помочь это объяснить. Не относиться презрительно к давно знакомому.

Почему я умаю, что это может сработать? Потому что это работало. В какой-то момент, большинство пишущих новичков получало письмо от как минимум одного опытного пользователя USENET (например, ответ в ньюсгруппе, ответ email-ом, флэйм, что хотите). Это перестало происходить, потому что число новичков подавляюще превосходит число опытных пользователей. Но установив автоотвечалки в каждой ньюсгруппе, мы можем решить проблему меньшего количества и сделать идею контакта с каждым новичком вновь практичной. Конечно, нам нужно написать письма для автоотвечалок, которые не будут озадачивать, приговаривать или снисходить.

Я также думаю, что это может работать, потому что это работает прямо сейчас в comp.infosystems.www.authoring.cgi. Группа выглядиткак старый USENET: есть много дерьма и много реального содержания. Отчасти это объясняется тем, что в течение последних нескольких месяцев я использую автоотвечалку, посылающую уважительное сообщение новичкам. Я затратил некоторые усилия на отладку этого сообщения. На сегодня, я практически никогда не получаю флэймов в ответ на него. Многие выражают благодарность за подготовку полезной услуги в стиле "добро пожаловать на борт".

16 апреля, такая же программа будет запущена в comp.infosystems.www.authoring.html. Сама программа представляет из себя простой скрипт на языке Perl. Поскольку такое автоотвечание является понятным, дружелюбным, и сразу же объясняет свое предназначение, реакция была весьма положительной.

Недавно, я решил рискнуть и стал непосредственно упоминать концепцию взаимной помощи в конце рассылаемого сообщения. Может быть, это подходит не для каждой ньюсгруппы, но я думаю, что для подавляющего большинства USENET-овских групп это годится.

Я не хочу увидеть, кк USENET становится похожим на масс-культуру. Я хочу увидеть масс-культуру становящейся более похожей на USENET в его лучшие времена. Любое другое решение, является, хм, скучным в сравнении с этим.

"И что же я могу сделать по этому поводу?"

Найти ньюсгруппу и спасти ее. Упомянуть этот URL в ньюсгруппах, которые вы читаете, и опубликовать свои намерения. Найти, не написали ли другие люди какие-нибудь FAQ, о которых вам бы стоило упомянуть в своем авто-рассылаемом сообщении. Если вы хотите воспользоваться моей программой для однократной рассылки только для нерекламных целей, свяжитесь со мной и я посмотрю, что я могу сделать, чтобы помочь вам начать.

Thomas Boutell

Матер¦ал надано Харьк¦вською правозахисною групою (ґ.Захаров).