РАЗМАХ ВООБРАЖЕНИЯ ДО 2100 ГОДА

Фантастический рассказ "Русский Internet. Фрагмент дневника, датируемый 2117 годом", опубликованный в последнем выпуске журнала "Internet", производит очень гнетущее впечатление. Нет, не потому, что там идет снег или перспектива существования Internet оказывается такой безрадостной. Даже не потому, что эта утопия происходит в России (!) образца 2117 года, а именно в силу автора нежелания напрягать воображение читателя. Почему-то считается (кто так считает-то?), что обыватель Internet по определению не может вообразить ничего, что находится за пределами соревнования Майкрософт и Нетскейп, которое пришло на смену соревнованию систем с разным общественным строем, так что впору говорить о второй холодной войне...

Ну ладно, американский кинематограф. В сериале "След сквозь время" в одном случае Селма (компьютер будущего в виде кредитной карточки) в одном случае может делать внутреннее и удаленное сканирование предметов, в другом не может; в одном случае может подключится к информационным системам, чтобы ответить на вопрос или повлиять на ситуацию, в другом случае герой сам путешествует на другой конец страны. Или же в фильме "Джони-мнемоник" продвинутые технологии виртуальной реальности Internet соседствуют с какими-то допотопными технологиями в других сферах. Или же в других фантастических фильмах. Я не против воображения сценариста или режиссера, но ведь надо же соблюдать хоть элементарный дискурс соответствия самим собой примененных в сюжете технологий.

Фантастические рассказы дело субъективное и неблагодарное. Они захватывают воображение все меньше и меньше. Этому способствует простое ускорение технического прогресса вообще и ускорение устаревания идей в частности. Устаревание идей связано с их быстрым освоением-узнаванием, в том числе и при посредстве Сети Internet. По этой же причине происходит и более быстрое устаревание самой информации в Internet.

Можно прогнозировать, что если произведения скульптуры или архитектуры могут быть в узнаваемом состоянии тысячелетия и быть доступными потомкам. Произведения литературы могут сохраняться столетия как узнаваемые в своем языке. То произведения гипертекстового формата в Сети Internet могут быть сохранены только десятилетия. И дело даже не в формате, в котором они представлены. Дело в идеях, выражаемых в них через гипертекстовые ссылки и таким образом референтные среды их смысла. Именно эти среды меняются еще быстрее, нежели происходит трансформация формата. Если бы не устаревание среды их анализа, референтных сред смысла, то при изменении формата, была бы возможна простая конвертация. Но увы...

Если проанализировать большинство сюжетов современного жанра фантастики, то окажется, что там противоречие на противоречии. Я понимаю, что автор не ставил задачу написать научную фантастику, а хотел просто простебать современную ему Сетевую реальность Рунета. Тем не менее, если все-таки попытаться поставить эту проблему более-менее научно, получится, что мы можем употреблять в фантастических рассказах время до 2100 года и никак не дальше. Дальше возникают сложности в самом изменении дискурса воображения как такового.

В своей работе о перспективах Интернета, которую я написал в будущий выпуск Журнала.Ру я уже обращал внимание на книгу Шкловского И.С "Вселенная, жизнь, разум", 6-е изд. М.: Наука, 1987 г. а именно на известную в ней табличку (с.278-279) о перспективах развития земной цивилизации. Здесь я позволил себе внести некоторые изменения, уточнения и сделать добавление к имеющимся колонкам двух колонок "Компьютер, сети" и "Взаимодействие с реальностью". Кроме того, мне пришлось сдвинуть таблицу по временной шкале на 10 лет вперед (все-таки Шкловский был оптимистом, время не поспевает за его прогнозами). Нельзя ручаться за точность прогнозов и в моем варианте. Думаю, это понятно. Но интересно отследить тенденции.

Год Транспорт Связь, информация Компьютер, сети Взаимодействие с реальностью Технология Биология, химия Физика
2000 Посадки на планеты Искусственный разум Выход в Интернет Виртуальные реальности (игры) Передача энергии по радио Увеличение восприятия Внутриядерная структура
2010 Колонизация планет Всемирная библиотека Всеобщая интернетизация библиотек Пользовательский интерфейс виртуальной реальности Освоение моря Человеческие клоны, расшифровка генома человека Спин-торсионные взаимодействия
2020 Путешествие к центру Земли Логический язык Машинный перевод, речевое общение с компьютером и в Сети Интернет Интерактивный интерфейс виртуальной реальности Контроль погоды Контроль наследственности Создание единой теории поля, ядерный катализ
2030 Межзвездный зонд Телепатические устройства Насыщение Internet виртуальными технологиями (переход на мысленное общение с компьютером и в Сети) Создание виртуальных объектов и сред для взаимодействия с актуальной реальностью Разработка ресурсов планет Солнечной системы Генетический контроль наследственности и болезней Эксперименты с иными измерениями реальности
2040 Пассажирские перемещения на иные планеты Солнечной системы Робот, создание биоробота, запасная память у человека Появление прямого взаимодействия виртуальной среды Мировой Сети с актуальной реальностью Использование виртуальных технологий в самой актуальной реальности Космическая геология Генная инженерия Одоление гравитации, распространение виртуальных технологий на иные измерения

К этому времени компьютер потеряет клавиатуру, затем мышку (общение станет речевым, взаимодействие с информацией будет осуществляться за счет виртуальных технологий), одновременно изменится архитектура компьютера - появится базовая экспертная память у комьютера (аналог правого полушария мозга). Скорее всего это произойдет за счет включения компьютера в Сеть. Потом будет происходить слияния мозга человека с компьютером (запасная память, прямое подключение мозга человека к Сети через компьютер).

С этого времени происходит объединение виртуальной среды компьютерных сетей и внешней актуальной реальности в одну область технологии.

Год Транспорт Связь, информация Компьютер, сети, взаимодействие с реальностью Технология Биология, химия Физика
2050 Использования антигравитации, свободное перемещение в пространстве, времени и иных измерениях Контакт с внеземными цивилизациями Контроль при помощи виртуальной реальности над актуальной реальностью, актуальное освоение иных измерений Планетарная инженерия на расстоянии, контроль над климатом Разумные животные, биороботы Инженерия полевой структуры реальности

С этого времени происходит слияние технологии транспорта с иными технологиями взаимодействия с пространством-временем.

Год Транспорт, физика Связь, информация Сеть актуально-виртуальной реальности Внешние технологии Биология, химия
2060 Разрушение пространства-времени Контакт с внеземными цивилизациями (иными измерениями) Слияние актуальной реальности с виртуальной реальностью Выход во внепланетную среду жизни Обесчувствление и потеря телесного носителя мозга

Перспективу приблизительно до 2100 года мы еще можем описать - Межзвездные (межгалактические) перемещения, встреча с инопланетными цивилизациями (представителями иных измерений) в нашем измерении; Мировой мозг (Интеллектуальная Сеть); Астроинженерия, галактическая инженерия; Передача материалов и энергии на расстояние; Бессмертие (бестелесная субстанция)...

А дальше? А дальше речь о времени, движущемся по годам, вообще не идет. То есть в природе не существует такого времени 2117. Не потому, что оно куда-то подевалось, а потому, что человеческая цивилизация после разрушения пространства-времени перестает отсчитывать время по естественному его ходу прибавления год за годом. Мы не можем знать, как это будет, но мы можем вообразить, что время не будет двигаться для цивилизации так, как оно двигается сейчас. Таким образом, в фантастических рассказах пока лучше употреблять года 2000-2100, ибо мы в принципе не можем вообразить 2117 год ни в смысле технологических сред существования, ни в смысле даже пространственно-временного воображения хода самого времени по годам.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"