ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА

Различия разума и интеллекта хорошо видны в поле проблемы так называемого "изобретения велосипеда". Нам нужно сперва выяснить несколько подходов, согласно которым эти различия видны яснее и рельефнее.

Проблема изобретения суть проблема нахождения новизны в материальном виде. Чтобы устоять себя в изменчивости, природа породила человека. Наисущественнейшее определение человека есть материальное и поэтому устойчивое условие новизны. Человек суть условие новизны себя и мира. В этом своем качестве он существует не как Homo Sapiens, но как Homo Intellectus. Эта суть себя обнаруживается в постоянной способности обретения себя новым, т.е. переизобретением, переоткрытием себя. Человек - вечный велосипед, изобретаемый с интересом и рвением. Разум всегда оправдывает существование человека, в то же время обрекая его рациональностью на смерть во имя идеалов, которые меняются от эпохи к эпохе, но которые всегда повелевают признавать их, идеалы, выше, чем жизнь. И лишь интеллект никогда не оправдывает существование, всегда ставит человека на грань жизни и смерти в его вечном изобретении новизны, и тем отстаивает его перед небытием бытия наравне.

Похвала разума разуму - "умно". Похвала интеллекта интеллекту - "смело, ново". Похвала разума интеллекту - "вздор, безумие" (принцип Бора). Похвала интеллекта разуму - "остроумно" (принцип Гегеля). Признание успеха разума эпохой есть талант. Признание успеха интеллекта эпохой есть гений. Гений вообще суть интеллекта, даже будучи не признан эпохой, он гениален, ибо прост и нов.

Интеллект не читает, он думает. Это в принципе непонятно для разума. Как это интеллект не читает? Он читает, но не "читает". Разум читает мысли других как иное, как иные идеи, которые он принимает или отрицает (это у него называется читать критически). Он использует чтение как получение информации о теме или вопросе, который его интересует. Его заметки на полях - "верно, чепуха, важно и т.д." Предел для чтения разума есть остроумное прочтение или переинтерпретация - иные определения, иная классификация. Чтение умных текстов никогда не открывает новые горизонты.

Чтение интеллекта принципиально иное. Я попытаюсь вмыслиться, чтобы объяснить. Чтение для интеллекта выступает как диалог с собеседником-текстом. Чтение для интеллекта есть нахождение не в поле восприятия, но в поле продумывания. При чтении интеллект осуществляет то же, что и сам в себе без чтения. В отличие от разума, интеллект не отождествляет и не противопоставляет себя тексту. Он использует смысловое пространство текста для своей собственной новизны. Именно поэтому, интеллект не конспектирует текст, он сразу же пишет лишь новый текст, свой текст, по поводу прочитанного. Эта хорошая технология очень многое меняет в самом чтении.

Не все достойно чтения. Эта мысль еретична для разума. Он охраняет эзотеричное право другого быть прочитанным как оправдание круговой поруки разума перед лицом невежества. Для интеллекта достойно чтения не просто то, что интересно, но то, что ново. Интеллект по большей части просматривает, а не читает.

Разум предпочитает фундаментальность новизне. Любой фундаментальный труд для него значит больше, чем страничка с одной сумасбродной идеей. Эта фундаментальность опорочила слишком многих. Ибо как бы ты не был умен, как бы фундаментально не писал свой текст, грядущая эпоха сумеет преодолеть твою фундаментальность в одну-две строчки, если еще и этого будешь достоин. Разум читает и перечитывает, находит все новые и новые мысли, как ему кажется, он никогда не замечает своего дряхления, ибо упоение глубиной сильно есть. Разум понимает сложное, интеллект - простое. Разум и мыслит этими категориями - "глубоко - поверхностно, фундаментально - зыбко и т.п." Вот именно поэтому он не любит выскочек, берущих не усидчивым чтением, а прорывом собственных сил. Именно поэтому он упрекает их в незнании, чего-то непрочтении, чего-то недодумании и т.д.

Интеллект и пишет иначе. Интеллект не заботится об упоминании всех, кто причастен к подобным же идеям, ибо он действительно открывает их впервые. И это нахождение в состоянии открытости к новизне есть, безусловно, возможность открытия велосипеда. Но менее всего интеллект боится открыть велосипед. Он открывает, и предоставляет разуму возможность отделять в его открытиях самолеты от машин и велосипедов. И когда интеллекту разум кричит "это открытие велосипеда" - интеллект улыбается и молчит, ибо знает, о чем молчит...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"