ПРАВИЛА БОЛЬШОЙ ИГРЫ

Иллюстрация к эссе

Как есть на самом деле, не знает никто. И это есть первое правило Большой Игры; ее предусловие, основание, благодаря чему она может состояться, благодаря чему только и возможна ответственность за собственный жизненный путь, за его выбор. Любое знание о других последующих жизнях, об ином мире или его законах порождало бы обязательное долженствование, предписанность для этой жизни жить так или иначе. Неизвестность вкупе с опытом человечества, идеями религиозных доктрин, некоторые доходящие сведения о потустороннем мире есть превосходное сочетание, чтобы делать каждый раз свой относительно независимый выбор, учитывая, что иной мир может оказаться реальностью, и поэтому слабо, но все же соотносить свой выбор с этим возможным иным миром.

Судьба, удача, успех - так или иначе одно и то же второе правило или закон возмездия, о котором тоже догадываются, но не знают наверняка. Судьба есть жизненный путь, всего лишь одно воплощение кармы. Удача - возмездие за предыдущий, не важно, твой ли, чей-то ли, предыдущий выбор. Очевидно ее случайность - один из ходов реализации принципа: кому многое дано, с того многое и спросится. Распределение удачи налагает большую ответственность на тех, кому она выпадает. Успех - воздаяние здесь и сейчас, но такое же испытание, как и удача.

Следующее правило вытекает из первого. Оно относится к выбору или смыслу самой жизни. Жизнь не имеет никакого предписанного ей смысла, даже ее продолжение вопреки самоубийству не предписано ничем, даже инстинктом, преодолеваемым вполне сознанием. Смысл жизни состоит в нахождении такого смысла для каждого и его реализация/отстаивание на протяжении всей жизни. Поэтому смысл жизни не предписывается правилами Большой Игры, но придается каждым своей жизни индивидуально, и (очевидно) отстаивается как позиция в реальности вне жизни. Там нужно будет представить его на собственный суд (!), и оправдываясь не словами, и не фактами самой жизни, а достигнутым состоянием баланса между запросами, ожиданиями, проектами и их осуществлением, своей личной оценкой жизни как удавшейся доказать его право на существование.

Что можно возразить Сатане, кроме того, что не стать его последователем, однако этот выбор не опровергает выбор самого Сатаны. Последовательное добро и мораль Христа, последовательное зло в удовольствиях и мораль де Сада, ничегонеделание в бесконечном погружении в медитацию как путь восточных религий - равноимеющие право на существование позиции. Любовь, зло, либертинаж (неограниченная личная свобода) и медитация (отказ от реальности здесь и сейчас) - жизненные пути внеморального выбора смысла, и могут быть отстояны перед лицом Большой Игры равноаргументированно. И поражение в игре по своим правилам ничуть не менее обидно, чем в игре по правилам религий, отказа от суеты Экклезиаста или концепции успеха американцев. Тогда не на кого пенять, и это чистое поражение по самим собой придуманным правилам.

Жизнь поэтому есть игра, правила которой каждый выбирает самостоятельно. Мое уточнение состоит лишь в возможности такой ситуации, когда ни один из перечней правил не может быть выбран в качестве своего. Тогда приходится придумывать собственные правила. А интерес все так же остается, ибо в этой игре по собственным правилам нужно тоже еще суметь выиграть. Но ведь и плоды в случае победы тоже ни с кем делить не придется. А так приятно быть никому не обязанным.

Самым сложным, а многие посчитают даже опасным, является это предпоследнее правило - непредписанность правил даже перед лицом бытия, где предписания могут быть представлены в форме морали, как правила жизни среди людей. Вот это правило - любые правила морали, этики и права могут быть попраны по правилам самих этих правил. Важно не следовать им, а не нарушить их, то есть не быть пойманным, обвиненным в нарушении, не понести ответственность при жизни за нарушение.

Мы играем в игру не среди людей, где мораль или право предписывает правила общежития; даже не перед лицом бытия, где правило "быть" предписано содержанием бытия, но перед лицом самого Ничто, где бытие само нуждается в оправдании для большинства жизненных выборов и позиций.

Жизнь заслуживает чего-то большего, нежели серьезного к ней отношения. Меня всегда привлекал снисходительный взгляд мудрых старцев на одержимость молодых. Так называемое серьезное отношение всегда связано с некоторой одной системой правил, с некоторым уже принятым набором идей и принципов, которому следуют. И эта одержимость следования, последовательность и акцентуация на чем-то важном есть та самая серьезность.

Таким образом, самое важное обобщенное Правило Большой Игры есть Правило, что Жизнь - игра несерьезная, азартная, безумная. Жизнь - одновременная игра в несколько игр, где не бывает победителей, где так называемая победа приносит весьма непонятный многим приз - усложнение игры, добавление новых игровых пространств. Кто пытается построить ее по правилам некоторой одной игры, проигрывает по этим же правилам.

Наконец, последнее правило, придающее совершенство и открывающее особый живительный и инициативный смысл во всей Игре - других правил нет...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"