- обеспечение универсального характера услуг;
- обеспечение равенства возможностей для всех граждан;
- обеспечение разнообразия содержания, в том числе культурного и лингвистического;
- признание необходимости международного сотрудничества, уделяя особое внимание при этом менее развитым странам.
Основы информационной безопасности
Самым главным для информационной безопасности является соотношение контроля-ограничения и свободы-доступности информации, то есть вопрос разумной организации социальных условий информации. Для информации, как ни для одной другой среды, имеет значение различение "управления ограничением" и "управления структурой" (стандартами, форматами, инвестициями-кредитами, перенаправлением ресурсов и т.п.).
Многолетние попытки со стороны разных национальных государств использовать "управление ограничением" в информационной среде Internet принесли пока только негативный опыт: количество веб-страниц с непристойным содержанием (включая порнографию) не уменьшилось; печален опыт запрета США: известный билль о непристойности на сегодняшний день отменен судом США; не действует и закон России о принудительной сертификации криптографических средств: в России преспокойно пользуются любыми криптографическими средствами, включая и несертифицированные. Попытка в Украине сократить круг провайдеров до трех, осуществляющих передачу информации вовне государства тоже не принесет успеха.
Существуют различные взгляды на проблему информационной безопасности. Однако все их можно свести к двум основным схемам. Трехагентная схема информации предполагает отправителя ("эмитент", "сендер"), получателя-адресата ("реципиент", "ресивер"), посредника (он же "провайдер" информационных услуг), обеспечивающий передачу информации.
В этой трехагентной схеме заключаются следующие договора на передачу информации. Между отправителем и получателем заключается устный договор: предварительно или постфактум (в случае заключения договора постфактум дальнейшее неоговоренное отправление информации считается несанкционированным и носит название "спам"). Между отправителем и посредником, между получателем и этим же или другим посредником заключается договор "провайдинга", то есть предоставления информационных услуг, где оговаривается тот или иной режим неразглашения информации третьим лицам, а также предупреждение о несанкционированном доступе самого провайдера к информации.
Трехагентная схема хорошо вписывается в юридическую практику правовых государств. Свобода слова, свобода информации предполагает не только свободу выражения для гражданина своих мыслей и слов, но и свободу сокрытия своих мыслей и слов от третьих лиц (от лиц, кому они не предназначены, от неадресатов).
Четырехагентная схема предполагает еще одного участника передачи информации - контролера. Причем, этот контролер берет на себя функции надзора как за отправителем и получателем, так и за посредником, передающим информацию. В роли такого контролера по старинке пытается выступить национальное государство. Четырехагентная схема предполагает наличие в криптографических средствах так называемого "черного хода" для контролера в лице государства. Трехагентная схема предполагает известность криптографического ключа одному, максимум - двум (отправителю и получателю) и отсутствие "черного хода".
Четырехагентная схема предполагает следующий концепт: любая исходящая информация вовне (или даже внутри государства) несет опасность для этого государства, поскольку может содержать некоторые военные, коммерческие и государственные тайны, содержать сведения о преступной деятельности или сама являться потенциально преступной (порнография, непристойность, попытки несанкционированного доступа, преступные сговоры и т.п.).
Кроме того, система циркуляции информации внутри государства должна быть замкнутой: сетевые протоколы провайдеров этого государства должны быть согласованы таким образом, чтобы информация, идущая из пункта А в пункт Б, находящиеся внутри этого государства, не пересекала границ этого государства (так называемый "бекбоун"). Поэтому государство должно: а) установить выборочный контроль за всей информацией, исходящей вовне государства; б) установить наличие возможности прочитывания информации в случае судебного решения о перлюстрации, если контролируемая таким образом информация окажется зашифрованной; в) отсюда средства шифрования, которыми пользуются граждане этого государства, подлежат государственной сертификации.
Таким образом, главным средством информационной безопасности является сужение круга участников передачи информации с четырех до трех агентов. Причем, посредник-провайдер отвечает перед отправителем и получателем по содержанию договора на их информационное обслуживание. Исключение четвертого участника - это первейшее и необходимое условие разработки любого законодательства в сфере информации.
Некоторые рабочие понятия касательно информации
Два ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об информации, информатизации и защите информации", который принят Государственной Думой 25 января 1995 года, и "Об участии в международном информационном обмене", который принят 4 июля 1996 года, определяют многие рабочие понятия. Мы остановимся на тех, которые важны по нашему мнению, но не нашли своего отражения в законодательной практике.
Некоторые аспекты в отношении свободы слова уже были изложены нами в работе "Парадоксальные интенции свободы в Internet". В информационном обществе существует не свобода слова, а свобода информации как более широкое понятие.
Свобода информации - право граждан свободно производить, передавать, разглашать, скрывать, шифровать и использовать любую информацию, не отнесенной Конституцией к военной, коммерческой, личной или судебной тайне, в условиях информационной компетентности. Порядок использования информации, являющейся военной, коммерческой, судебной или личной тайной, определяется законом о соответствующей тайне.
Термин "государственная тайна" для информационного общества представляется некорректным. Государственная тайна зачастую - это тайна государства от своих граждан и право свой правовой беспредел скрывать от других государств с целью минимизировать их влияние на вопросы с правами человека. Государственная тайна это ограничение информационной компетентности своих граждан и граждан других государств относительно деятельности данного государства.
Информационная компетентность - право любого гражданина информационного общества иметь свободный доступ не только к информации, не являющейся тайной, но и быть способным опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурированном виде, право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии информации, а также право иметь знания относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию.
Любые указы и законы, любая цензура, любые действия корпораций или государства, ведущие к снижению информационной компетентности, должны быть опротестованы гражданским обществом государства и отменены в установленном Конституцией порядке. Касательно законов, снижающих информационную компетенцию граждан, гражданам можно применять положения Конституции по следующей логической схеме:
- в Конституции закреплено верховенство права, а не закона: если закон противоречит праву, действует право;
- в Конституции закреплен неисчерпаемый характер права: это значит, что если какое-то право не выписано, но оно признается Судом как естественное, то оно и является таковым (в данном случае речь идет об информационной компетентности как состоянии, вытекающем из естественного права на информацию и на выбор условий информации);
- в Конституции закреплен принцип прямого действия: это значит, что любой закон или указ, не соответствующий закрепленным в ней принципам, не действует с момента его подписания или принятия.
Таким образом, используя правовой инструмент "информационной компетентности" можно не исполнять любой закон или указ, снижающий информационную компетентность, и доказать свою правоту в Суде.
Информационная правомочность - это договорные условия градуированного оперирования корпоративной информацией, определяемые корпорацией для своих членов, для других корпораций и для государства, где есть следующие естественные градации:
1) производство информации (сбор, поиск, выборка (отсев), накопление);
2) "эмитентная" (авторская) передача адресату и третьим лицам;
3) посредническая передача адресату и третьим лицам;
4) возврат информации "эмитенту" (автору);
5) изменение формата информации, перевод;
6) изменение содержания информации (включая ретроспективное изменение, изменение компоновки фрагментов и оформления);
7) получение информации (опосредованное и непосредственное, удаленное, безусловное и обусловленное);
8) копирование, создание запасной копии, перемещение (изменение адреса);
9) разглашение, распространение (включая продвижение и рекламу информации);
10) сокрытие информации (включая шифрование);
11) уничтожение (включая определение степени надежности);
12) использование (полное, частичное, фрагментарное), (коммерческое, некоммерческое), (включая передачу для использования третьим лицам);
13) размещение, хранение (включая определение сроков и условий);
14) другие виды использования (субрента, наследование, обусловленное использование).
Информационная правомочность является основным содержание договоров, заключаемых на информационном рынке, где речь идет о собственности, продаже-покупке, превращении информации в полноценный товар со всеми товарными атрибутами (залог, аренда и т.п.). Определение информационной правомочности есть прямое и непосредственное определение информационной безопасности.
Информационная правомочность имеет правовое содержание и относится к области корпоративного права. Это означает, с одной стороны, что приведенные нами операции могут быть отнесены к области деятельности корпорации или гражданина, но не к государству в режиме контроля. Контроль содержания, регулирование оперирования информацией, цензура и другие виды операций, не описанные здесь, могут относиться к условиям информации, но не к самой информации. Собственно поэтому мы и говорим об информационном гражданском обществе, а не об информационном государстве. Государство не является информационным по определению, так как у него нет прав, а его функции описываются в законах.
Информационное общество поэтому представляет собой не просто информационное гражданское общество, отстоящее от государства, но глобальную (мировую) информационную корпорацию, члены которой имеют равную информационную компетенцию, а обязанностью государства является следить за тем, чтобы эта информационная компетенция не уменьшалась его действиями, и чтобы те или иные корпорации или личности не пользовались информационной компетенцией в ущерб информационной компетенции других корпораций или личностей.
Сергей Дацюк
Проект "Культурные провокации"