INTERNET: КУЛЬТУРА И ГОСУДАРСТВО

Internet осуществляет лишь одну власть - сближение и преодоление преград, чинимых такому сближению (проницаемость), и эту власть он осуществляет тотально лишь в области культуры. Норберт Винер действительно оказался прав - кибернетика завоевала мир. Однако сохранить и упрочить свою власть над миром кибернетика может лишь тогда, когда она сама окажется средой культуры этого мира.

Internet давно отождествляется с мировым мозгом, глава корпорации Майкрософт недавно назвал Internet нервной системой человечества. Однако пока Internet не является ни тем, ни другим. У Internet отсутствует активное начало самого Internet, здесь более уместно говорить об интерактивности, об активном коммуникативном начале всего человечества. Однако интерактивность Internet - это наша, человеческая интерактивность. Природа интерактивности совершенно иная, нежели рефлекторная деятельность нервной системы. Ведущие разговор на уровне таких метафор не учитывают при этом главное: чтобы говорить об Internet как о мировом мозге, необходимо с одной стороны человеческую культуру разместить в Internet, а с другой стороны сам Internet сделать магистралью человеческой культуры. Только в этом случае мы можем говорить о мировом мозге или нервной системе.

Ближайшими перспективами развития Internet являются не быстрый рост этой Сети и проникновение ее в разные сферы нашей жизни, но принципиальные изменения самой нашей жизни под влиянием Internet. То есть самые важные изменения Internet произойдут вне самой Internet. Обрисуем кратко те области, где уже в ближайшем будущем мы вынуждены будем изменить свои мировоззренческие взгляды, свои представления о правах и свои законы.

Изменяется характер, объем, содержание и гарантии права. Право становится общемировым, личностным и перестает быть гражданским правом. Именно в связи с Internet государство перестает быть единственным гарантом права: особенно что касается свободы слова, совести, передвижения, свободы выбора (голосования), свободы принимать участие в выборной власти, права на работу, отдых и т.д. Все это уже сегодня может гарантировать Internet, но далеко не каждое государство.

Изменяется характер самой демократической власти. Представительная власть должна уступить место непосредственной власти. Если будет иметься реальная техническая возможность для каждого гражданина проголосовать за любой закон, повлиять на любое исполнительное решение, высказаться по любому резонансному судебному делу не отходя от домашнего компьютера, функции всех ветвей власти не должны оставаться незыблемыми.

Изменяется способ контроля граждан за государством. Упраздняется государственная тайна (при сохранении некоторого переходного состояния существования военной и коммерческой тайны). Налоговая система становится не асимметричной выплатой гражданина государству, но кроме прозрачности государственного бюджета (составленного из заработков в разных странах мира) гражданин получает возможность реально следить, контролировать и влиять на государственный бюджет собственной страны.

Изменяется характер работы, способ работы, способ выбора места проживания. Это уже сотни раз описано, но главное изменение видится редко. Конкуренция политическая (конкуренция политических условий жизни и работы граждан) переходит в сферу культурной конкуренции. Имея доступ в Internet, можно работать в любой стране, получать деньги оттуда и покупать товары и услуги оттуда же. Однако для физического проживания будут выбирать подходящие страны в смысле социального климата и культурного благосостояния. Именно социально-культурная ситуация в той или иной стране в будущем станет важнейшим приоритетом для выбора места проживания.

Изменяется характер отношения человека к культуре. Это отношение перестает быть национальным и монокультурным. Internet несет мультикультурное содержание отношения к культуре, да и сама культура становится интерактивной, больше рассчитанной на живое общение, на непосредственное участие, нежели на мертвое созерцание, удаленное восприятие и безадресное потребление. К взаимодействию и общению, в среду культуры впервые вовлекаются огромные массы людей. Это несет невероятный общий всплеск образованности, а значит нынешние непрозрачные политические структуры и культурные барьеры будут сметены.

Ситуация удивительна тем, что Internet не является оппозицией государству как таковому. Internet просто отбирает у государства его функции постепенно и естественным ходом. Internet ни один чиновник по-настоящему противостоять не может. Internet как ветер: можно либо воздвигнуть стену, либо поставить паруса, бороться с ветром невозможно. Более того, те, кто сегодня воздвигает стены - кричит об опасностях взлома и воровства информации, порнографии, детской проституции, продажи оружия или наркотиков - говорят как раз о том, что государство так и не смогло решить эти проблемы, потому что это всегда были проблемы не контроля или запрета, а проблемы культуры. Именно Internet это впервые демонстрирует и представляет возможности для исправления ситуации в самой культуре. Ни порнография, ни проституция не являются магистральными путями развития общества. Как только Internet станет сопоставим по масштабам с мировым сообществом, магистральной станет сама культура. Internet и есть эта магистраль культуры.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"