СУДЬБА ДЕРИБАНА

Разберемся по понятиям

Прямой и непосредственной причиной возникновения политического конфликта в стране являются первые попытки Правительства в 2000 году начать наводить порядок в экономике. Речь идет, прежде всего о том, что начатые экономические реформы затрагивают интересы очень многих крупных теневых кланов, которые в результате этих реформ потеряют либо значительную часть теневой прибыли, либо даже весь свой бизнес. Как только были предприняты эти попытки Правительством, ряд выведенных на свет теневиков потеряли большие теневые прибыли и стали непримиримыми противниками Правительства. Ряд теневиков, до которых очередь еще не дошла, перепугались и организовали серьезную обструкцию нынешнему Правительству. Главный менеджер по наведению порядка в теневых схемах энергетического сектора - уже в тюрьме.

Крупнейшая фигура в Правительстве, Юлия Тимошенко, проделала черную и неблагодарную работу по построению прозрачных схем работы энергетического сектора в условиях чудовищного сопротивления олигархов. В прошлом сама теневой бизнесмен, она однако сумела подняться над частными корпоративными интересами и всерьез реализовать на должности вице-премьера свои представления о государственном интересе. Пусть прошлое ее - ничем не лучше прошлого ее оппонентов. Пусть не все нам может нравится в реализации ее подходов в энергетике. Пусть дела ее выглядят даже как предательство цеха теневых собратьев. Но она сидит - а они на свободе. С точки же зрения истории ее миссию трудно переоценить. Я уже давал оценку ее действиям и еще раз повторю: ее миссию - крушение теневой отраслевой структуры под патронатом государственного управления в одном секторе экономики - нельзя ни отрицать, ни обессмыслить, ни обратить на круги своя.

Конфликт между Правительством, предложившим новые прозрачные схемы в ряде секторов рынка, и представителями теневых схем в этих секторах рынка, а также конфликт между самими представителями теневых схем породили "кассетный" скандал. То, что "кассетный" скандал произошел в связи с убийством журналиста Гонгадзе и породил раскол парламентского большинства - лишь форма, которую приобрел этот более глубинный конфликт. Не было бы убийства Гонгадзе, власти предъявили бы претензии в другой форме.

Попытка рассматривать нынешнюю ситуацию через схему "власть-оппозиция" изначально предполагает серьезную ошибку. Противостояние в стране происходит не между властью и оппозицией, а между одной частью власти и другой ее частью. Но все ведь понимают, что одна сторона действительно является властью, а другая сторона действительно является оппозицией. В результате психоанализа восприятия этой дихотомии мы можем сделать очень важный вывод. "Власть" - это та часть власти, за которой стоят теневые капиталы, которые эту власть поддерживают и подпитывают. А оппозиция - это та часть власти, которая не имеет поддержки теневых капиталов и, прежде всего, в силу этого слывет в народе честной или моральной, что само по себе еще проблематично.

Политическим основанием "уличного" противостояния так называемой "власти" и так называемой "оппозиции" является противостояние внутри Парламентского большинства, или, точнее, внутри Парламента. "Улица" таким образом выступает, с одной стороны, инструментом давления одних парламентских фракций на другие, с другой стороны, сценой политического шоу, ведущегося с целью привлечь также и мировое общественное мнение на одну из сторон политического конфликта. Недостаток финансового и организационного ресурса оппозиционных фракций по сравнению с олигархами, пока еще поддерживающими власть, вынуждает их использовать "улицу" как инструмент давления. Это давление должно стимулировать олигархов к самоопределению и представлять угрозу в качестве терминатора их бизнеса и свободы в случае затягивания с таким самоопределением.

Дерибан первичен

Большинство политических анализов нынешней ситуации политического противостояния построены на аналитике интриг или анализе игры. Игра - это базовый процесс понимания нынешней ситуации большинством аналитиков. "Власть" и "оппозиция" обмениваются ударами, играют на провокациях, используют ошибки друг друга, апеллируют к ценностям общечеловеческого порядка в расчете на наблюдателей со стороны. В общем заигралась не только "власть" с "оппозицией", заигралась вся отечественная элита.

Самые главные вопросы, из-за которых идет весь сыр-бор, до сих пор не поставлены в повестку дня общественной дискуссии. О чем речь? Об отставке Президента или о ликвидации олигархического режима, породившего безнаказанный беспредел власти? О судьбе будущих парламентских выборов или о судьбе политической системы страны? Пока оппозиция воюет с Президентом, никто к ней серьезно относится не будет. Нужно говорить о другом.

Давайте представим, что не было никаких кассетных записей, и что смерть Гонгадзе имела причины, которые рано или поздно установит следствие. Давайте уймем эмоциональные реакции и жажду мести. Просто и честно зададим себе вопрос: нам нравится тот олигархический режим, в котором мы живем, или нет? Без всяких кассетных свидетельств, скажите, вы не в курсе, что страну давно и бессовестно дерибанят несколько кланов, имена которых всем известны? Что для этого нужны доказательства? Что это не видно без свидетелей? Само слово дерибан - это новояз нынешнего времени. Дерибанить означает не разворовывать или приватизировать, а на совершенно законных основаниях, по даденному государственным чиновником праву получать личную прибыль от большого сектора рынка, монополизм и исключительное положение на котором тебе обеспечивает государство за счет недопущения других конкурентов.

И разве могли бы эти люди дерибанить, если бы власть не имела от этого непосредственную пользу в лице личного обогащения ее представителей? Что это за вопрос - достоверны ли записи у Президента в кабинете, сделанные майором Мельниченко? По этому делу есть больше сотни свидетелей, большинство из которых депутаты. Допросив этих свидетелей, без всяких кассет можно установить то, что по какой-либо причине кому-то не видно (например, человек не читает газет, не общается с людьми, не ездит в общественном транспорте, и вообще у него проблемы со зрением и слухом).

Я просто хочу понять, мы вообще будем эти вопросы обсуждать, или я несу полную чушь, и наговариваю на нашу власть? Во-первых, мне давно не нравится постановка проблемы о коррупции. Коррупция - производное от дерибана. Только после того, как какой-либо государственный чиновник позволяет какому-либо теневому бизнесмену с государственного благоволения дерибанить какой-либо сектор рынка, дерибанить какое-либо госпредприятие, появляется коррупция. Первичен - дерибан. Коррупция - вторична. Хотите бороться с коррупцией - боритесь с дерибаном.

Во-вторых, мне не нравится, когда проблему теневого капитала в стране, проблему дерибана, сводят исключительно к олигархам. Олигархи, на самом деле, - лишь та часть теневого капитала, которая, во-первых, получила этот капитал в результате государственной сдачи им в теневую аренду какого-либо сектора рынка, во-вторых, подпитывает за это "благоволение" соответствующее подразделение власти, в-третьих, которая для прикрытия своей теневой бизнес-деятельности пошла в депутаты или получила должность в управленческой вертикали исполнительной власти. Таким образом, значительная часть теневого капитала, которая по своей инициативе дерибанит какие-либо государственные ресурсы и не занимается политикой или не имеет должностей, выпадает из нашего поля зрения, поскольку все общественное внимание сосредоточено на олигархах.

Существуют теневые бизнесмены, которые по своей инициативе пытаются дерибанить ту часть госимущества или инфраструктуры, до которой у государства еще не дошли руки, которые дают взятки разным государственным чиновникам (то есть момент коррупции не так точно персонифицирован и упорядочен, как у олигархов), и при этом они не шибко светятся на политической сцене. Такие теневые бизнесмены есть один из основных ресурсов исхода нынешней ситуации. Привлеки их оппозиция на свою сторону, и - развязка может быть непредсказуемой. В позиционных схемах и ресурсных анализах нынешних аналитиков эта сила не участвует. Да и сама оппозиция не подозревает, что у нее потенциально необъятный ресурс, по своей силе гораздо более мощный, нежели олигархи.

Для этих неолигархических теневых бизнесменов главным системообразующим признаком является диверсификация взяток. Чем большее количество государственных чиновников у них на подсосе, тем меньше их зависимость от кого-то конкретно. И именно в этом - условие возможности их политического маневра. Собственно говоря, именно к ним должен был обратиться Президент с требованием политически определиться, а не к чиновникам. Ибо именно они, а не подкармливаемые ими чиновники, являются основным ресурсом самоопределения элиты. Власть до сих пор не понимает, что в данной ситуации при существующем политическом режиме самоопределение элиты происходит не на уровне чиновников, а на уровне бизнес-элиты. Для того, чтобы именно чиновники стали политическими менеджерами ситуации, необходимо, во-первых, другое управленческое образование этих чиновников, а во-вторых, их главным ресурсом должен стать собственный организационный ресурс, а не взятки подшефного им бизнеса.

Жизнь в законе

Именно политический конфликт создает возможность для толчков в развитии политической системы. После окончания этого политического конфликта мы можем стать страной с другим режимом власти (скажем так - неолигархическим), страной с другой политической системой (парламентско-президентской или даже парламентской). Вопрос инициирования всенародного референдума по вопросу доверия Президенту - является вопросом чьей-либо инициативы, если, конечно мы не считаем, что уличный мордобой все-таки эффектнее. Но это уже десятки раз говорено переговорено. Что действительно не поставлено на повестку дня так это - новая роль судебной власти, которая впервые за все годы после советской власти, оказалась востребована не только самой властью, но и ее оппозицией.

Именно судебная власть показала себя неспособной к быстрому расследованию дела Гонгадзе, имеющего широкий общественный резонанс, и "кассетного" скандала, в котором замешаны влиятельные люди властной элиты. Все попытки обращения за рубеж с целью привлечения европейской судебной и следовательской системы свидетельствуют о полном недоверии граждан страны к нашей судебной власти, и полном профессиональном поражении всех ее сотрудников, которые вели упомянутые дела. Именно судебная власть оказалась неприкрыто ангажированной в деле выполнения политического заказа на репрессии оппозиции. Именно судебная власть оказалась инструментом борьбы олигархов с правительственным топ-менеджером, попытавшимся ограничить их право на дерибан. И именно эта власть оказалась наименее развитой из всех ветвей власти, наименее демократической, и наименее правовой.

В стране фактически нет судебной власти. В стране есть юридический аппарат, попеременно обслуживающий те или иные политические заказы других ветвей власти, отдавая преимущество Президенту, который фактически эту власть курирует. С такой судебной властью нельзя ни начинать борьбу с коррупцией, как это планируют в администрации Президента, ни тем более, борьбу с дерибаном, хотя никто это и не планирует.

Судебная власть должна быть отделена от Президента. Речь идет не о каком-то нововведении, а о простом выполнении конституционного принципа "разделения властей". Судебная власть не должна быть подотчетна Президенту и не должна иметь права выполнять его указания. Президент должен осуществлять подачу любых исков на общегражданском основании. Судебная власть должна всерьез поставить вопрос о юридической переподготовке своих специалистов. Я не шучу. Уровень непрофессионализма во всех произведенных за это время действиях судебных профессионалов просто катастрофический. Судебные специалисты, изучавшие советский вариант права, вообще не годятся для работы в нынешней ситуации.

Может это прозвучит для многих неожиданно, но пока судебная власть стоит на страже других ветвей власти, пока она не является независимой от них, она вообще не является властью, поскольку над ней самой есть власть. Первый же судебный процесс, где публично будет признана неправота любой власти, и правым окажется ее оппонент, будет свидетельствовать о появлении независимой судебной власти в стране.

Только после этого, можно говорить о том, что судебная власть будет решать государственные вопросы. Ведь одна из главных задач в нынешней ситуации довести все дела до суда. Должен быть суд над убийцами Гонгадзе. Должен быть суд по "кассетному" делу. Должен быть суд над Тимошенко. К суду должны быть привлечены все дерибанщики, которые пока не трогают власть и тем заслуживают ее "милость".

Наконец, самый важный вопрос - это вопрос перспективы олигархического режима. Я говорю о праве на дерибан, о режиме дерибана. Давайте решать! Или мы будем строить новый экономический и политический режим в стране, пусть даже с этим Президентом (черт с ним, но пусть не мешает). Или мы продолжаем делать вид, что этой проблемы не существует, и будем бороться с коррупцией, с оппозицией, с властью, пока окончательно не сорвемся в пропасть.

Или мы будем строить прозрачные схемы во всех секторах рынка, постепенно впуская в эти сектора новых игроков, создавая конкурентную среду для олигархов, вынуждая их работать цивилизованно. Или "уличные" демонстрации при поддержке этих новых игроков сдадут олигархов вместе с их режимом в музей истории. Судьба страны важнее судьбы дерибана...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"