ИЛЛЮЗИЯ ПРЕВОСХОДСТВА

Почему вообще возникает проблема превосходства чего-то над чем-то и поскольку она возникает? Эта проблема возникает тогда, когда необходимо соотнести две вещи и это возможно, поскольку мера их одна и та же. Вступление в измерение невещного понимания мира связано со сложностью оценки чего-то в привычных критериях ценности для вещи и меры как единого измерения для всех вещей.

Любая ценность есть по-разному определенное "хорошее", будь то разумное, человечное, социальное, онтологичное как ставка на него. Вырваться за пределы ценности для разума невозможно, ибо он противостоит миру неразумному во имя его разумности. Эта ценность его универсальна и он прав, когда подвергает весь мир опасности во имя себя, ибо мир должен доказать разуму свою разумность прежде, чем разум обнаружит свою ущербность.

Превосходство разума - его главная проблема. Homo Sapiens - должность превосходства. Homo Intellectus - человек интеллектуальный, человек непревосходящий. Разум - интеллектом воспринимается как друг, но интеллект разумом - как недруг. Превосходство разума существует дважды: как превосходство над неразумным и превосходство над интеллектом. Мы подвергаем сомнению и то и другое.

Превосходство над неразумным суть соизмерение разумом всего с самим собой, но превосходство неразумного над разумным в ином измерении столь же очевидно. Камень превосходит разум вечностью и несуетностью, амеба - неозадаченностью относительно своей простоты, незнанием о своей простоте, нескукой существования, она побеждает разум на своей территории, в своем измерении мудростью простоты. Разум ограничен постольку, поскольку он желает видеть везде лишь разумное, лишь себе подобное. Превосходство разума в силу этого призрачно, поскольку мир для разума есть видимое с точки зрения разумности, где разум обнаруживает свое высокомерие, надменность и мнимое величие. Превосходство разума всегда находится в языке, разум изначально лингвоцентричен, он весь - этимология и комбинирование понятий.

Превосходство над интеллектом очевидно. Интеллект объявляется разумом лишь его разума особой способностью продуктивного мышления. Разум в принципе не согласен с той точкой зрения, что все открытия и всякое развитие человека было делом интеллекта, разум лишь превращал его достижения в ценность в виде "лучшего" и находил его разумным точно так же, как и предыдущее. Разум не приемлет посягательств и покушений на его собственную территорию спокойствия. Он признает интеллектуальное лишь тогда, когда приходит к пониманию его как разумного, как того, что можно оценить как "лучшее" и в этом виде приписать себе как свое достижение. Всякий интеллект объявляется стоящим на плечах разума и лишь в силу этого стоящим того, чего он стоит. Интеллект существует трансцендентально языку, и свое определение как "интеллекта" не выводит из этимологии. Походя в угоду разума он обновляет язык, что разум принимает с большим трудом и не сразу.

Новое интеллекта для интеллекта не является лучшим, но тем же его качеством, непрерывным качеством напряжения осмысляющего раздумия, усилия быть и не ответствовать ни перед какой ценностью. Именно поэтому превосходство разума над интеллектом очевидно для разума и несомненно. Интеллект признает превосходство разума на его разума территории, однако интеллект признает и свою территорию как непревосходящую разумные основания, ценности и смыслы, но имеющую равное право утверждать себя как интеллект. Интеллект не признает превосходства над разумом, но признает неоцениваемое никак им самим различие разума и интеллекта.

Всякий раз, когда разум заходит в тупик, скука и отчаяние стучатся в двери или объявляются на пороге, интеллект дарует надежду миру, но не из тщеславия, не перед лицом разума, не из ценности существования мира, не в расчете на возмещение или воздаяние за свои заслуги. Интеллект ответствует перед лицом себя за право быть, и в этом порука его неразумного бескорыстия.

Разум вынужденно несет тяжкое бремя быть. Интеллект вольно берет на себя усилие напряженного бытия во имя ответственности перед собой бытия наравне.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"