ДИАЛОГИ В КАЗАНТИПЕ

На музыкальном фестивале в Казантипе (мыс Крымского полуострова возле Керчи), который состоялся в августе сего года, мы были недолго, но нам удалось увидеть его открытие и поговорить с некоторыми участниками. Некоторые фрагменты этого разговора следуют ниже.

- Сколько продлится этот фестиваль?

- Он продлится почти до конца августа.

- Почему этот фестиваль считается рейверским?

- Так почему-то считается по старинке. В общем здесь представлено до десятка стилей - транс, хип-хоп и т.д., ну конечно же рейв, но сам рейв не доминирует...

- Откуда приехали все эти люди?

- Из многих городов России, включая Дальний восток, Красноярск, Москву, из Минска, из Киева, конечно же, из Симфорополя и всего Крыма, есть и местная молодежь...

- Чем занимаются эти люди, кто они по профессии?

- Здесь много журналистов, музыкантов, компьютерщиков, художников, есть менеджеры, литераторы, актеры и т.д., но есть и бухгалтеры, и домохозяйки...

- И как проходит этот фестиваль, чем здесь люди занимаются?

- Отдыхают... Сейчас лето, отдых, многие приехали сюда во время отпуска. Они ночью танцуют и тусуются, днем спят.

- Мне показалось, это какие-то недалекие и нечистоплотные люди, спят на чем попало, едят в каких-то антисанитарных условиях...

- Разные есть люди, вы видите тех, что на пляже, но огромное количество таких, которые живут в палатках или сняли комнату (от 2 до 6 долларов за сутки), многие едят в кафе возле моря и в центре поселка...

- А как бы вы могли сформулировать главные принципы фестиваля?

- На белой плите у въезда в поселок Щелкино написано "Казантип. Конец запретов и ограничений"... Главные направления деятельности и суть фестиваля можно определить так: музыка, наркотики, секс, Internet, море-пляж...

- А причем здесь Internet, где вы видите доступ к Сети?

- Ну речь идет о том, что есть довольно большая тусовка сетевиков-хакеров, которым есть о чем поговорить, во-первых, и без доступа к Сети, а во-вторых, Internet это способ, которым общаются многие эти люди, и некоторые из них вообще узнали о фестивале по Сети.

- То есть эти люди читают в Internet?

- Нет, почему же, они читают и другие книги: Борхеса, Маркеса, Сартра...

- Берроуза, Коупленда...

- И этих тоже, но все-таки у каждого свой вкус, и свои предпочтения...

- То есть вы хотите сказать, что нет каких-то единых предпочтений?

- Да, если вы об идеологии, то действительно нет какой-то единой идеологии...

- Но ведь тогда нельзя сказать, что эта тусовка представляет собой осмысленное явление...

- Да, она представляет собой явление не осмысленное, но и не бессмысленное при этом...

- Вот, скажем, у тех же хиппи была своя философия, свои ценности...

- Видите ли, хиппи жили во время, когда происходила так называемая идеологическая борьба между мировыми системами, и хиппи просто не могли никак себя не соотнести с этой борьбой идеологически. Мы же живем в то время, когда идеология не просто перестала быть привлекательной, а вызывает отвращение. Осмыслять нечто это значит вписывать его в картину мира, в определенную систему ценностей. Более того, после осмысления неизбежно возникает вопрос о принятии этого осмысления другими, то есть некоторым движением в целом. Мы же изначально исходим из того, что осмысление есть делом сугубо интимным, и не носит публично социализированного характера. Поэтому движение наше находится не внутри некоторого смысла, но внутри некоторой знаковой системы, некоторых ритуалов, некорых привычек к свободе, за которую нам уже не нужно бороться, потому что пользуемся ею как дышим, легко и естественно...

- Ну а откуда же берется потребность в общении, потребность в самореализации, если она не оформлена идеологически и не задана как ценность?

- Эта потребность возникает как пример других: я вхожу в некоторое движение и вижу самореализацию других. Если мне этот способ отношения к жизни нравится, я тоже перенимаю его, начинают пробовать себя в различных видах деятельности. Если мне говорят, что то, что я делаю, круто, появляется желание делать это снова и снова...

- А вы не боитесь, что поскольку ваше движение никак не осмысленно и не оформлено идеологически, то оно может также неожиданно умереть, как и возникло?

- Нет, не боимся. Пусть умирает, после этого родится что-нибудь другое. С тем, что не имело никакой определенности, легче всего расстаться. Это как в свободном сексе, если ты ничего не обещал своему партнеру, то ничем и не связан, и можешь уйти, когда угодно.

- А как же дети, некоторые обязательства перед обществом?

- Дети это прекрасно. Если они появляются, это значит, что твоя молодость закончилась, и теперь нужно обеспечить их молодость...

Киев - Красноперекопск - Казантип - Судак - август 1998

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"