ЗАКОН ВОЗМЕЗДИЯ

Иллюстрация к эссе

Самое большое потрясение в жизни - узнать, что существование этого закона, поверхностно намекающего на справедливость, значило бы рабство. Называемое так законом есть лишь принцип, коему можно следовать, а можно и не следовать. Нет мщения, и нет воздаяния. Рай и ад пребудут вовеки, но в каждом мгновении - все заново, и прошлое не налагает статус вины или заслуги. Места из библии, где говорится об отмщении ("Мне отмщение и Аз воздам" или "Мстить до нескольких поколений" или "Грех будет на нас и наших детях"), есть отзвук Ветхого Завета. Подлинное содержание Нового Завета - "оставьте мертвым хоронить своих мертвецов".

Собственно нарушая "закон возмездия" можно быть живым, жить и оживать обновленным и свободным. Прошлое, в какие бы одежды оно ни рядилось - традиции, совершенного поступка, прошлого содержания, смысла или цели - должно быть безответным, оставляя свободу оставаться в прошлом или отбывать в будущее. Но это еще что...

Сами по себе эти простые истины почти не создают проблем, пока их не сопоставляют с другими, столь же очевидными.

Закон абсолютного добра принадлежит Христу. За добро - добром, и за зло - добром. В любом повествовании это не вызывает сомнения.

Закон абсолютного зла принадлежит Иуде. За добро - злом, и за зло - злом. Очевидная простота закона не помешала однако быть ему открытым лишь в ХХ веке Леонидом Андреевым в его работе "Иуда Искариот". Работа, по поводу самого важного и главного содержания которой отмолчались все, кто вообще обратил на нее внимание. Иуда - помимо прочего, концептуальный соперник Христа. Поступками и словами он утверждает обратное от Христа - беспричинное и безответное зло так же сильно, как и абсолютное добро. Добро побеждает не всегда, но лишь в конечном итоге. Многие же конкретные люди не всегда дожидаются до этого конечного итога, иные просто не доживают до него.

Общее же в этих законах - законе Христа и законе Иуды - то, что они не опираются на разум. Их действительно нельзя доказать, рационально обосновать. Их можно воспринять как мудрость опыта, если опыта оказывается достаточно. Они - законы сердца или веры. Из них двоих - лишь первый есть закон, второй - лишь принцип. Но вот в чем дело...

Закон возмездия и есть закон Сатаны. За добро - добром, за зло - злом. Он впервые гениально разработан Булгаковым в "Мастере и Маргарите". Воланд не исходит из беспричинных посылок зла, он - воздает за совершенное, он всегда мотивирует зло, возмещает, возвращает содеянное другим. Зло этого закона в его коварном замысле. Он прост для понимания разумом (что посеешь, то и пожнешь). И как бы было все просто, если бы Сатана - было абсолютное зло, подобное закону Иуды, беспричинно исходящее от злодея. Но Сатана - хитрее, и поэтому коварнее и опаснее.

Коварство этого замысла в том, что именно этот закон и принимают за принцип справедливости. И с этим следует особо разобраться.

Возмездие не соотносится с правом. У меня нет никакого права на ответный поступок ко мне, поскольку мой поступок есть статус неизбежного возврата равного по смыслу и содержанию поступка. Возмездие - принцип равенства, но не справедливости. Любой закон - дьявольская шутка. Мое прошлое, мой прошлый поступок, моя прошлая жизнь налагает на меня статус воздаяния такого же, равного и рационально оправданного.

Четкое различение справедливости и равенства возможно лишь при помощи инструмента "статус". Статус - приобретенное положение, выделяющее любого среди других. Статус - человек, пол, имя (собственно имя и известность имени), должность, раса, профессия, уровень благосостояния, положение в обществе, наличие достижений, прошлое, поступок и т.п.

Равенство есть равенство по статусу. Справедливость есть сопричастность вне статуса, как право каждого всегда. Поэтому относительно справедливости можно сказать, что она есть единство права всех, а не равенство статуса каждого. Всякий закон, предоставляющий "права" по статусу есть рабство. Именно статус позволяет одновременно рассматривать и поступок (налагающий статус его деяния) и положение в обществе как статус. Свобода есть преодоление любого статуса.

Верховенство права со времен римского права должно быть переосмыслено. Торжествует не закон, а право. Закон творит не возмездие, а ограничивает несправедливость одних относительно других. Закон не абсолютен по статусу. Закон определяет не содержание (справедливость), но меру (равенство). В этом смысле выражение "какой мерой меряете, такой и вам мереть будут" есть выражение справедливости, хотя его звучание очень похоже на возмездие, если бы не эта маленькая деталь "мера".

Все это не имело бы такого смысла, если бы не извечное массовое заблуждение. Торжество Христа связано не с чудесами им творимыми или открытым законом добра. Дух Христа даже не в его поступках, а в этой потрясающей новизне притч и иносказаний, на которую не способен ни один из ожидающихся мессий. И если объявится такой мессия, то узнать его можно будет по призывам к возмездию или воздаянию, по апелляции к разуму, а не к сердцу, по тому, что он будет не прощать, а наказывать.

Нынешние произведения искусства изрядно эксплуатируют идеи проникновения пришельцев в виде органических мутаций тела или энергетической экспансии чуждого мира, которые вызывают изменения энергетических структур жителей Земли. Однако подлинная Битва и проникновение пришельцев, Дьявольское наваждение, в проникновении в культуру и мысль человечества этой простой и внешне разумной идеи - Закона Возмездия.

Сергей Дацюк


Проект "Культурные провокации"