МАСС-МЕДИА-ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ: 1998

Незанятая украиноязычная ниша

Основные издания, претендующие на интеллектуальность, русскоязычные. Можно сколько угодно спорить об официальном статусе украинского языка, но я всегда привожу один факт, в котором, как в капле воды, отражается вся украинская культура - единственное издание на украинском языке, пытавшееся делать принципиально иную по стилю медиа-продукцию на украинском языке, "Пост-Postup", умерло, и ни один национал-патриот не дал денег на его поддержку. И после этого мне пытаются доказать необходимость развития украинской культуры. Если на развитие этой культуры денег нет даже у самых что ни на есть патриотов, то что говорить о русифицированном истеблишменте. Давайте сегодня посмотрим на издания, о которых можно что-либо сказать.

День. Новости политики, экономики, культуры, взгляды на различные проблемы. Единственное двуязычное издание, хоть как-то пытающееся на уровне современных технологий информировать на украинском языке. Но!

Газета не похожа на мощное издание в начале пути. Можно по-разному объяснять и разбирать это явление. Однако непреложным становится вывод, что нельзя делать печатное издание в условиях, когда профессионалы уходят, а газета превращается в учебное заведение для начинающих.

Зеркало недели. Политическая и экономическая аналитика, новости науки и культуры в целом, спорт, разное.

Газета пытается быть на уровне, иногда попадая в плен собственных стереотипов, идя по накатанной колее. Газета вышла в электронное пространство доступа: открыта ее страничка в Internet.

Бизнес. Бизнес-новости в разных сферах деятельности, экспертный и справочный материал для бизнесменов.

Крест этой газеты - постоянно оправдывать свое название. Трудно в нашей стране делать то самое, чем она называется, еще труднее об этом самом писать. Несколько затрудняет ее чтение слабо структурированное содержание. При таком объеме газеты не мешало бы потрудиться лучше анонсировать материалы.

Киевские ведомости. Новости, слухи, сплетни, реклама.

Со слов людей, которые ее читают, последнее время экспериментирует в жанре стеба. А в остальном - вечножелтая и живая.

Всеукраинские ведомости. Сошли с дистанции, разорились после проигранного судебного иска. По слухам, еще будут выходить.

Независимость. Новости, аналитические кампании, разное.

Годичной давности резонансные статьи больше не появляются...

Финансовая Украина.

Умерла надолго.

Деловая неделя.

В разрешении непрекращающихся проблем.

У изданий, имеющих коммерческую направленность один и тот же недостаток: обилие материалов по конкретным проблемам и почти полное отсутствие материалов по экспертным направлениям, материалов, не теряющих свою актуальность со временем, и дающих не просто информацию, но технологию, метод и способы решения самых общих проблем.

Украина молода. Политика, популярные темы в разных областях культуры. Украиноязычное издание, однако не очень популярное.

Газета пытается изменить свое лицо, но остается откровенно ангажированной.

Факты.

Пытается оправдать свое название и продается в метро.

Сегодня.

Весьма похожа на предыдущую.

Добавьте сюда официальные издания, "Голос України" или "Урядовий кур'єр", и картина почти полная: официальные издания тем более не критические издания. Не говоря уже о том, что проектов типа российского книжного обозрения в приложении к "Независимой газете" или "Русского журнала"-"Пушкина" просто нет даже в зародыше.

Также трудно объяснить следующий факт: неоднократно от власти официальные издания получают государственную финансовую поддержку в виде всяких привилегий и льгот, но это не мешает, скажем тому же "Голосу Украины" отдавать целую полосу под рекламу. Тут надо бы определиться, или государственная поддержка, или же коммерческое зарабатывание денег. Такая ситуация ставит средства массовой информации в заведомо неравные условия.

Наконец, весьма удивляет ничем не объяснимая задержка с выходом газеты "Бизнес" в Internet. Сам тип газеты очень способствует ее выходу в Сеть. Да и толстый журнальчик еженедельно выходящих прайс-листов очень бы этому способствовал. Не говоря уже о том, что представленность этих прайс-листов в виде поисковой базы данных очень было бы кстати, и со временем вполне могло бы продаваться как услуга тем же читателям газеты.

Новые тенденции в политическом анализе

За последнее время возникло лишь одно явление масс-медиа, привлекшее позитивное внимание - это жанр провокации "Куклы" на страницах "Зеркала недели". Нечто похожее на уже существующие неоднократные воплощения "Кукол", но в печатном виде. Интерес явлению придало то, что возникло оно во время затяжной кампании по избранию спикера, и называлось это явление первоначально "Спикериада". Однако судя по вновь и вновь появляющимся материалам в том же жанре и стиле после избрания спикера, это направление вполне может быть самостоятельным. И может случится и так, что "Куклы" это все, что будут со временем читать в "Зеркале недели".

Интерес к "Куклам" порождает то, что приводимые имена хорошо узнаваемы, а свобода намеков и выводов, изречений и ситуаций, знакомых узкому кругу политической элиты, позволяет хотя бы в таком виде заглянуть за кулисы современной украинской политики отчужденному от политики населению.

Второе явление, привлекающее отрицательное внимание, - это программа "7 дней". Как бы не относится к этой передаче, но она в сознании многих неизбежно соединяется с бывшей программой "Пислямова". В чем же их разница?

Прежде всего "Пислямова" была построена на независимой позиции самого ведущего Александра Ткаченко, который являлся профессиональным журналистом, который создал масс-медиа корпорацию "Нова Мова". В то время как Вадим Долганов является функционером администрации президента и представителем НДП. В таком простом факте заключена уже позиция для спора: я за то, чтобы политическое пространство было партийным и структурированным, но я против того, чтобы критику и анализ этого пространства в СМИ осуществляли заангажированные люди, люди причастные одновременно и к реальной власти, и к партии власти.

Во-вторых, "Пислямова" строилась на изложении фактов и их комментариях со стороны разных, в том числе и независимых экспертов, в то время, как "7 дней" строится исключительно на комментариях экспертов, облеченных реальными должностями во власти. В-третьих, от самого стиля "Пислямовы" веяло каким-то особым содержанием (заставки, музыка, структура подачи), в то время как "7 дней" весьма консервативна и провинциальна по стилю.

Телевидение

Если бы не видео, здесь можно было бы умереть со скуки. Хотя и видео скучное. Тем не менее местные юморные теледеятели могут иногда растрогать до слез. В перестроечные времена - "Браты Гадюкины" и "ВВ" радовали стебом и суржиком. Дальше клоуны разных мастей, "Долгоносики", "Верка Сердючка" и т.д. То, что в начале было как экзотика, нынче уже мейнстрим, до сих пор неисследованный кстати. Именно эта суржиковая культура побеждает.

Или последняя пресс-конференция по интерактивному телевидению, состоявшаяся на прошлой неделе. Знаете, что у нас на УТ-1 называют интерактивным телевидением? "Счастливый звонок": вы звоните по платному номеру, предлагает вариант ответа на вопросы, и что-то выигрываете. Организаторы пресс-конференции не потрудились даже раздаточные материалы приготовить. Более того, даже на мной принесенные по этой теме и им подаренные косились лиловым взглядом: дескать, зачем это. Вместо этого в бумажках журналистам показывали, как правильно писать "интерактивное".

Я спрашиваю: ребята, как же вы хотите организовать интерактивное телевидение, если даже саму пресс-конференцию интерактивно организовать не можете? Не отвечают: важничают и надувают щеки. Зато бананов и шампанского было вдоволь, и журналистам это было гораздо важнее.

УТ-2 это только "1+1": фильмы, передачи, все неплохо, а вот "Пислямову" кинули оттуда.

УТ-3 для ностальгирующих канал "Интер". Почему-то ностальгии все меньше. Раньше помню, смотрел на белого попугая и думал: какие все известные и заслуженные актеры. А теперь мне даже жалко их: эти потихоньку стареют, а молодых знаю все меньше и меньше...

"Тет-а-тет" порой что-то может показать, а порой и не может.

"Ютар" честно все передирает из Москвы.

"ICTV" честно все передирает из Запада. "Территория-А" - мечта провинциала, конфетная Анжелика в своей приторной елейной манере рассказывает о новых звездах, а новые звезды хвалят Анжелику.

7 канал - с плохим приемом и весь церковный. Без комментариев...

"Гравис" - кто бы мне рассказал, о чем этот канал...

"Тонис" отличается только идущими поздно вечером фильмами, которые можно иногда посмотреть.

"СТБ" - по мнению создателей канала должно расшифровываться как "Сучасне ТелеБачення", но "сучасного" там мало.

"Новый канал" - каждый день много зарубежных фильмов, и это правильно.

Так что, как видите, есть что читать и смотреть... Почему же мне так скучно?

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"