ВЫЧИТАНИЕ Я

Иллюстрация к эссе

Есть несколько способов отказаться от реальности. Один из них - лишиться жизни, и он давно уже признан всеми и безоговорочно классическим выходом из многих ситуаций. Побег в мир вымысла приносит беззаботность: счастлив, кто за всю жизнь так и не успел снизойти к реальному миру.

Добровольный уход или самоубийство Гамлета и Христа, подмеченные Борхесом у Джона Донна, и подневольное возвращение к жизни Элеазара у Леонида Андреева одинаково, в конце концов, связаны с целостным Я, смиряющимся или сопротивляющимся судьбе.

Моисей привел в пустыню один народ, вывел же через сорок лет - другой. Может быть, более вечный и героичный, но другой. Его Я безвозвратно утеряно в его героизме и вечности, равно как позор смерти, которая легла на "них и их детей", дала возможность уберечь Новое Я после.

Я спорит, но, в конце концов, смиряется с судьбой. Потеря Я как облегченное восприятие судьбы связано с легкостью парения над жизнью и отказа от всех и всяческих долженствований и предназначений. Блейк в "Мотыльке" утверждает отсутствие резкой грани между "бездумной жизнью" и "смертью", чем подтверждает сходство себя праздного и мотылька. "Невыносимая легкость бытия" у Милана Кундеры уже упраздняет фихтевский предел Я, как и само Я. Ни у кого нет предназначения, и всяк волен быть вне времени и бытия, вне "заботы Хайдеггера", беззаботным.

Борхес приводит слова Ницше из личных тетрадей: "Если ты воображаешь, что перерождению предшествует длительный покой, клянусь, ты мыслишь дурно. Меж последним проблеском сознания и первым лучом новой жизни лежит "ноль времени": период молниеносен, хотя для его измерения понадобятся миллиарды лет. Вычтем Я, и бесконечность превратится в последовательность".

Реинкарнация присваивает тем самым Я - содержание мистическое, находящееся вне реальности, ибо вся ли память есть груз Я или лишь удивляющие нас детали? Рассел сводил душу к сознанию - памяти и привычкам, Фрейд, идя вглубь "привычки", обнаруживал Я за пределами сознания, подвергая сомнению причину первого быть нехристианином. Наконец, Шопенгауэр вынуждает задаться вопросом - распространяется ли воля на то, чтобы прекратить самое себя и зачать иное Я, или ей не достает подобного величия?

Мне припомнился сюжет из сна одной девушки. Ей приснился сон о потусторонней выставке котов. Но котов нет, только каталоги котов, или котологи котов. Открытки есть, а где его купить или погладить, непонятно. На выставке предложили работу быть горничной у знатных мертвецов.

Женщина-распорядительница устроила ей смотрины у двух мертвецов. Оба стали проявлять неделовой интерес. Особенно ей понравился последний. Совершенный душка-Барон, весь разложившийся. Но во фраке, с вытекшим глазом и со звездой. Не только ей подмигивал, но и пытался пощупать ее формы. Она узнала, что ее приняли... И тут декорации меняются...

Сидела она на открытом пространстве под деревом в сумрачном, тревожном и ветреном месте. Один умерший парень вел с ней разговор. Он рассказывал всю процедуру. Прежде чем отправиться в мир иной, души их пребывают в морге душ. Одни по два дня проводят, а другие коптятся по две недели. Сейчас прилетят сюда Распорядительница со Спутником. Мы ждем их (Спутник - сила, а не человек).

И тут до нее доходит зловещий смысл ее ухода - чтобы туда улететь, ей же нужно умереть. Парень посочувствовал. Время шло. Она задремала. Парень увидел точку на горизонте и сказал, что уже летят. И вдруг закричал: не просыпайся, они подумают, что ты мертва, и вот таким хитрым ходом ты попадешь туда и вернешься обратно живой. Это показалось мне вовсе не парадоксом: сон - не смерть, но не проснуться и есть умереть.

Легкость и сонливость, потеря или вычитание Я - гораздо лучше отвечают задаче самоубийства. Жизнь и Я - не совпадают. После жизни мы не властны над Я, хотя многие не властны и при жизни. И если знаешь, чего хочешь лишиться, нужно делать это правильно и наверняка. Лишение жизни - тяжкий поступок. Вычитание Я - легкое бездействие по требованию прежнего Я. И призывы вычитания просты - перестань удивляться происходящему во внешнем или внутреннем мире Я, истрать волю против нее самой, подмечай новое Я, и давай ему дорогу.

Смерть - освобождение от тела. И мы говорим даже не об освобождении от сознания, в безумии, алкоголе, наркомании. Мы говорим об освобождении от личности. Последний зигзаг свободы. НЛП и Internet - технология и реальность "свободы от личности". Странное словосочетание. Человек вынужден быть свободным, в том числе и в отношении своей личности. Искушение НЛП и Internet - свобода над собственной личностью. Смирение с уходящим "Я" или смена "Я", выбор другой личностной биографии, другой личностной жизни, анонимность или проживание многих жизней под вымышленными именами. Это ваш выбор среди завоеванной для вас свободы.

Я предвосхищаю появляющуюся легкость: между вами и новым Я - всего лишь миг.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"