СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ

Прежде чем войти в жизнь, Internet входит в моду. Эта мода докатилась до России. Теперь она докатывается и до Украины. Пути вхождения в моду Internet различны и зависят прежде всего от культурной структурированности общества, от состояния речевых и текстовых коммуникаций, от наличия еще до вхождения в Internet определенной диалоговой культуры внутри элиты этого общества, от традиций перформативности (скорости и удельного веса превращения слов в дело).

Тем не менее, мы попытаемся набросать некоторые характеристики сетевой культуры с точки зрения ее словотворчества, имея в виду далее русскоязычное словотворчество. Сетевая литература возникала прежде всего как литература любительская - из недр сетевого общения в ньюз-группах. Значительное развитие она получила тогда, когда начал появляться некоторый устойчивый состав сетевых пользователей, имеющих постоянный доступ к Internet: это были люди в основном из-за рубежа или связанные так или иначе с администрированием Сети. Именно они могли себе позволить часами сидеть и читать в Internet, а также размещать некоторые свои работы для широкого доступа в Сети.

Сетевая литература долго оставалась любительской, однако со временем туда приходили профессионалы из несетевой жизни. Так зародилось определенное движение к появлению критики и возникновению конкурсов сетевой литературы. Одновременно с этим начала конституировать себя сетевая культура вообще: так появился "Журнал.Ру" <www.zhurnal.ru> - вестник сетевой культуры. Его редактором был Евгений Горный, который нынче ведет рубрики "Сетевая жизнь" и "Net-культура" в "Русском журнале" <www.russ.ru/journal>. В "Журнале.Ру" размещен также и проект "Теория сетературы" <www.zhurnal.ru/slova/teoriya>

Уместно назвать имена и проекты, которые весьма хорошо знакомы пользователям Сети, и которые так или иначе повлияли на ее развитие.

Леонид Делицын, исследователь Сети, автор первых коммерческих и литературных проектов <www.geology.wisc.edu/~delitsin/delitzyne.html>, один из создателей конкурса сетевой литературы.

Александр Житинский, автор проекта "Петербургский журнал искусств" <www.art.spb.ru>, сетевой обозреватель и критик, один из создателей конкурса сетевой литературы.

Роман Лейбов, сетевой автор, создатель сетевого персонажа Мая Ивановича Мухина, долгое время ведшего сетевые обзоры и затем "уехавшего на Галапагосские острова". Сегодня Роман ведет интересный проект "Бессрочная ссылка" <www.russ.ru/ssylka/current.htm>.

Максим Мошков - создатель самой обширной электронной библиотеки в России - "Библиотеки Мошова" <moshkow.relline.ru/win>. Здесь уместно вспомнить проект "Русского журнала" - единую систему электронных библиотек - "Новости электронных библиотек" <www.russ.ru/biblio>.

Антон Носик, бессменный ведущий периодического сетевого издания "Вечерний Интернет" <www.cityline.ru/vi/current.htm>, сделавший неоценимый вклад в развитие сетевой культуры.

Алексей Андреев, автор "Лягушатника", удивительного проекта - журнала поэзии хайку <www.art.spb.ru/frog>, автор манифеста сетевой литературы и участник проекта конкурса сетевой литературы.

Михаил Вербицкий - представитель маргинально-экстремистского направления в сетевой культуре, автор проекта "End Of The World News" <www.math.harvard.edu/~verbit/EOWN>.

Егор Простоспичкин, атор "Megazephal-News" и других проектов <www.nagual.pp.ru/~brand>, представитель маргинально-экстремистского направления.

Заметьте, что среди этих фамилий есть и так называемые сетевые псевдонимы. Именно псевдонимы вошли в историю Сети: незабвенный Май Иваныч Мухин, светлой памяти Катя Деткина, язвительная Мери Шелли. Реальные лица сетевых персонажей можно увидеть в проекте "Физиономии русского Интернета" Александра Малюкова (аkа Сам) <www.ezhe.com/FRI>

Сервер "Чертовые кулички", вобравший в себя многие формы литературного и разговорного жанра <kulichki.rambler.ru>.

Сервер "Агама" - крупнейший републикатор несетевых толстых литературных журналов в Сети <russia.agama.com>.

Сервер "Перекресток" - крупнейший сервер живого интерактивного общения сетевой общественности <www.cross.ru>.

Сервер "Инфо-Арт" - крупнейший сервер с информацией по разным направлениям искусства .

Проект "Русский журнал" <www.russ.ru> - корпоративный проект философско-методологического направления, где сам "Русский журнал" лишь одно из направлений, наравне с форумами, институтами, литературными обозрениями.

Конкурс сетевой литературы "Тенета 1994-96" <www.sharat.co.il/teneta> Леонида Делицына. В 1997 году этот конкурс объединился с подобным же конкурсом Александра Житинского в один общий - Конкурс русской сетевой литературы "Арт-Тенёта" <www.art.spb.ru/konkurs>, где номинанты представляют, а весьма представительное жюри выбирает лучшие работы за год.

Проект "Литера" , сборник весьма различных произведений несетевой литературы.

Проект "Словесность" "Журнала.Ру" <www.zhurnal.ru/slova>, где опубликовано недавно произвдение Бояна Ширянова "Низший пилотаж" , широко обсуждаемое в Сети.

Примеры удачного продвижения через Сеть своих произведений - Дмитрий Пригов <www.tema.ru/rrr/litcafe/prigov>, Андрей Смирягин <www.interda.ru/andrey>.

Что же представляет собой сетевая литература или, как ее называют, сетература? Мне доводилось слышать об отсутствии принципиального отличия сетевой словесности: дескать любительство все это и никаких преимуществ. По моему скромному мнению, - это литература, которая обладает рядом отличительных черт и характеристик. Попытаемся кратко описать эти характеристики и черты.

Первая характеристика сетературы - виртуальность. Виртуальность распространяется не только на содержание или смысл текста, виртуальная структура которого может состоять из частей, разбросанных по всему миру. Эта виртуальность означает также и возможность выбора не только имени (анонимность существует и в обычной литературе), но и выбора личной биографии автора, возможность идентификации себя с этой биографией (причем биография всегда рядом, по ссылке).

Вторая характеристика - интерактивность. Это означает наличие не просто обратной связи, но такой обратной связи, которая влияет на само содержание, по поводу которого она возникает. Отсюда проистекает исключительная зависимость содержания сетевых произведений от обратной связи и возможность коллективного творчества. Заметьте, речь идет о влиянии обратной связи не на судьбы этих произведений или их оценку (как это мы можем видеть в несетевом мире), а именно на их содержание. Это означает также и несобытийность сетевых текстов, насыщенность интеллектуальными проблемами, а не происшествиями внесетевой жизни. Интерес к гостевым книгам, "гестбукам" - страничкам отзывов о тех или иных произведениях - бывает порой больше, нежели к сами обсуждаемым произведениям. Именно поэтому Internet ставит нас перед началом самого значительного преобразования со времен появления средств массовой информации: превращение средств массовой информации в средства массовой коммуникации. Это означает слияние паблик рилейшнз с одной стороны и информирования с другой стороны в одну сферу интерактивной коммуникации - паблик интеншнз, где интенция потребности (потребительский выбор) непосредственно совпадает с интенцией производства (производственный выбор).

Третья характеристика - динамичность. Это означает возможность получить оперативную реакцию, ответить на нее, скорректировать уже вышедшее произведение, написать другое. Скорость обмена возрастает в несколько раз по некоторым подсчетам. Что берется за единицу измерения? За единицу измерения берется условная схема прочтение-реакция, характерная для бумажных публикаций и бумажных писем и сравнимая схема электронные прочтение-реакция. В случае электронной публикации и электронной реакции можно несколько раз обменяться письмами в течение одного дня с автором произведения (если он конечно не только настроен на ответ, но и находится в Сети он-лайн постоянно).

Четвертая характеристика - гипертекст. Это, так сказать, постмодернизм в действии. Наилучшим описанием приемов и технологий гипертекстового романа является проект Романа Лейбова "POMAH" <www.cs.ut.ee/~roman_l/hyperfiction>. Однако гипертекст важен еще и в отношении новых возможностей - усиленной возможности иллюстрации (иллюстрация может быть движущейся), плюс возможность интегрирования в текст звуков и навигации передвижения по тексту. Кроме того, в гипертекст вписывается еще одна важная характеристика - мультимедийность литературы. Мультимедийность - гипертекст в самом широком его понимании, где в текст вписаны: и изображение, и звук, и динамика движения, то есть самые различные информационные среды. Сам текст при этом не только понимается, но и является почти реальностью - виртуальной реальностью, на чем настаивал неоднократно структурализм вкупе с постмодернизмом.

Пятая характеристика - архивность. Это означает, возможность сохранения информации на серверах, доступной продолжительное время и при этом ретроспективно в режиме оперативного поиска. Кроме того, нужно отметить возрастание информативности сетевой информации за счет отсылок означающего на означаемое, контекста на текст и возможность ретроспективного изучения любого вопроса. Сегодня Internet едва ли не единственное столь масштабное средство получения информации как о странах б.СССР, так и о мире в целом.

Шестая характеристика - автоматическая обработка текста. Это означает не только возможность передачи и сохранения нужного текста, но и его первичное структурирование и компьютерное оперирование с этими структурами. Следует отметить при этом появляющиеся возможности - оперативность работы, быстроту доставки, ретроспективность поиска и возможность сужения поиска в выбранном массиве.

Седьмая характеристика - иной принцип коммерциализации (рекламы, промоушн). На начальном этапе представлялось, что именно баннерная реклама позволит делать основные деньги. Однако баннер как подвид сетевого спама нынче оставляет мало надежд. Магистральным путе сетевого бизнеса все-таки является электронная коммерция. В Сети отсуствует тираж, но имеет значение аудитория. Автор "Вечернего интернета" предложил рассматривать сетевые издания как архивы или библиотеки и применять к ним соответствующее законодательство. Мысль здравая, и заслуживает обсуждения.

Сетевая субкультура является вполне оформившейся, о чем свидетельствуют такие сервера как "Перекресток", разнообразные "чаты" и гуэстбуки популярных изданий. Паутинность этой субкультуры, наличие удаленного знакомства между давними участниками сетевых дискуссий - вот первый отличительный признак этой культуры. Выплескивание сетевой субкультуры в оффлайновые СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы - то что уже видно, и процесс этот нарастает. Богато представлена здесь и альтернативная или конткультура. Журнал альтернативного настоящего "Иначе" <sampo.karelia.ru/~madr> - русская альтернативная или контркультура.

Особенного разговора заслуживают сетевые баталии - страсти по животрепещущим вопросам. В данном контексте хочу прделожить вам тематические обсуждения "сетевая литература" в двух местах - <www.zhurnal.ru/slova/d.slova.htm> - страсти вокруг сетературы и - страсти вокруг конкурса сетературы.

Анализ же сетевых дискуссий позволяет сделать вывод о разрыве или расколе в сетевом словотворчестве. Суть раскола состоит в следующем. Сетевые профессионалы, из которых состояла на первых порах сетевая литература, не являются профессиональными литераторами. А профессиональные литераторы, только-только начинающие выходить в Сеть, не живут пока в Сети. Это означает, что они, читая что-либо от случая к случаю, не ведут переписку между собой, не реагируют на прочитанное интерактивно. Таким образом, интерактивно литература существует для профессиональных сетевиков, но непрофессиональных литераторов, а для профессиональных литераторов сетевая литература всего лишь библиотека или архив, где они еще не участвуют интерактивно.

Особенно ярко это продемонстрировал опыт "Русского журнала". Компания Глеба Павловского и Марата Гельмана раскрутила крупный проект, который представлен не только в Сети, но вне ее - журналом "Пушкин", выходящим ныне каждые две недели, и где публикации почти совпадают с сетевыми. Однако авторы и читатели "Русского журнала", как показывает исследование отзывов, не пришли еще к интерактивному обсуждению материалов. И это объясняется не столько отсутствием доступа у этих авторов или читателей к Internet, сколько отсутствием привычки к такому обсуждению. Таким образом сетевая субкультура все еще не объединена с субкультурой литературной, словотворческой. И этот раскол пока существует.

Нельзя представить себе свое чтение без "Газетного киоска" Сергея Петрова <ci.re.ru/gk>. Примечательное в нем то, что почти одновременно в 1997 году появились две совершенно различных по концепции пуш-технологии "Тикер" и "Газетный киоск". О "Тикере" уже давно ничего не слышно, а вот "Газетный киоск" жив. Мало того, именно "Газетный киоск" представляет на сегодня единственный вне конкуренции проект, который доставляет все русскоязычные новости в виде ссылок на обновившиеся сайты и сетевые издания. Эта пуш-технология полностью может составить ваше ежедневное меню чтения новостей в русскоязычном Internet.

В Украине литературных изданий на украинском языке почти нет. Исключение могут составлять различные сервера, которые разбросаны по всему миру, однажды выставившие украинскую литературу, но не обновляемые регулярно. Издание, редактором которого является автор данного текста - двуязычное. Речь идет о журнале XYZ <xyz.org.ua/russian/win>. Этот журнал не только литературный. Это проектный сетевой журнал, что означает, что он открыт для разных, не только литературных проектов. Однако он все еще не развернут в полноценное издание и пребывает в тестовом варианте.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"