НОВОСТЬ КАК ЕСТЬ

Иллюстрация к эссе

Говорят, хорошая новость, когда нет новостей...

Глупость говорят.

Это остается глупостью даже тогда, когда говорят об отсутствии плохих новостей. Утренним кошмаром было бы однажды услышать: сегодня нет новостей. В доме умирающего мало новостей. И они совсем исчезают, когда либо человек, либо мир умирает.

Не бывает, что новостей не бывает. Хуже сетований и ропота о плохих новостях - лишь утрата восприятия нового как новости. Человек, не узнающий ничего нового, не признающий новизны событий новых, - труп. Человек, не сообщающий новостей о себе, либо не желает общаться, либо деградирует.

Однако же какими притягательно-глубокими оказываются слова человека, того единственного, кто попытался аргументировать или, точнее, мотивировать Бога. Мне не известен никто, кто бы воспринял его слова всерьез, как строгую философию:

"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем."1

Опровержение Екклесиаста

Слова Екклесиаста заслуживают того, чтобы к ним отнестись серьезно. Ведь и до него, и в его время, и в наши дни - человек добывает хлеб и кров. И ничего нового нет в том, что хлеб другой, и кров долговечнее и краше. Мелочность и бессмысленность дела и безделья Екклесиаст называет суетой, связывая с ней мотивы перехода к несуетности, к Богу, который по логике Екклесиаста оказывается единственным источником "нового под солнцем". Нам же необходимо выказать все мотивы восприятия мира как суеты.

Монотонность. "Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас."2

Беспамятство. "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после."3

Бесполезность мудрости. "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, тот умножает скорбь."4

Пустота смеха и веселия (вина, развлечений и наслаждений). "О смехе сказал я: "глупость!" а о веселии: "что оно делает"."5

Тленность труда и богатства. "И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.

И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем."6

Временность и преходящность всякого дела и всякой вещи. "Всему свое время, и время всякой вещи под небом."7

Смертность всего. "Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах."8

Неочевидность улучшений и прогресса. "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?"9

Унижения угнетателем угнетенного, и отсутствие утешения для обоих. "Вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет."10

Успех одного порождает зависть другого. "Всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть."11

Невыносимость одиночества.12

Беззащитность перед стихией.13

Несправедливость воздаяния, случайность удачи.14

Нескорый суд. "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло."15

Главный аргумент Екклесиаста - человеческие поступки не творят ничего нового ни в телесном, ни в духовном смысле. Общий итог Екклесиаста звучит как рефрен: "Все - суета сует и томление духа". Сказанного достаточно, чтобы мотивы обращения к Богу были понятны, и Бог выступал источником новизны.16

Нам же остается оправдать такое скрупулезное перечисление аргументов Екклесиаста указанием на то, что всякое опровержение любого из мотивов обречения Екклесиастом на суету, случающееся в повседневном, и есть новость. Всяк, кто ищет узреть новость, должен искать опровержение аргументов Екклесиаста. Новость то, почему не происходит так, как он описывал. Это содержание мы назовем экзистенциально-метафорическим содержанием новости.

Вавилонская башня17

Христос делает три шага в отношении новости от телесного к духовному, от временности к непреходящему, от суеты к поступку:

- не телесное, а духовное есть среда новости ("не хлебом единым сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст божьих"18);

- не прошлое, а устремленность из настоящего в будущее; не смерть, а жизнь есть время и условие новости ("оставьте мертвым погребать своих мертвецов"19);

- не суета, а осмысленный поступок есть источник новости ("поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой"20).

Что отвоевал себе дух в материальном хаосе и суете, как он творит новое время, чьим осмысленным поступком - вот что становится новостью.

Племя Хамово из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства21 вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного замысла и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. Господь смешал их языки так, что они, будучи не в состоянии понимать друг друга, вынуждены были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам.

Город этот был прозван Вавилоном (смешением). Высота и объем башни были громадными. Ныне - это бедная арабская деревня Гиллах, представляющая собой развалины и груды мусора. Грустное зрелище в назидание потомкам, которые не преминули бы дерзнуть вновь и вновь переопределить предопределенное, потягаться с божественным промыслом.

Вавилонская башня - поступок, мост в новое время. Однако принадлежащая материальному миру, - она свидетельство плохо осмысленного поступка, не ставшего новостью, но ставшего грудой развалин. Великолепный проект своего времени не сумевший воплотить самое главное - понимание в процессе построения между племенами. Не сама по себе башня, далеко видная, высоко стоящая, должна была быть собирательницей племен, но построение такой башни. Именно в процессе построения башни племена должны были найти общий язык, строительство должно было идти в области духа, и только тогда оно бы стало новостью.

У новости - один язык, она не знает разногласий. Первый подобный же проект, увенчавшийся успехом, сделал народ, его осиливший, цивилизацией, а результат проекта - вечной новостью. И это несмотря на то, что проект предполагал погребение мертвецов: как в процессе работы, так и в конечном результате работы. Египетские пирамиды, кладбище духа, мост во времени, более осмысленный поступок, но и столь же неудачный для племени, его создавшего. Народ, пытающийся оставить потомкам грандиозное кладбище, сам становится грандиозным кладбищем.

У новости одно время - будущее, у нее одно условие - жизнь и возобновление жизни. Подлинной новостью, вечной новостью, остается древнегреческая культура вообще и философия в частности. Дух снискал себе отраду; и, творивший в античное время, оказался во всяком времени.

Не то следующая империя, предоставившая миру "хлеба и зрелищ", ради хлеба творившая войны, ради зрелищ творившая разврат. Самой грандиозной ее новостью становится одоление ее варварами. Бездуховный мир гигантского владычества попирается бездуховным же низменным и чужим.

У новости одно пространство - чужое: история повторяет чужие глупости, сильное повелевает слабым, великое уничтожается низменным. Остается лишь то пространство, которое способно производить собственные новости, собственные поступки, собственные события. Щадит лишь своя новость, чужая новость подчиняет и завоевывает посильнее любого оружия.

Новость - не нечто просто новое, некое изменение в ряде других изменений, она - поступок, подчиняющий иные пространства и времена, создающая свое пространство, свое измерение времени. Новость не некий новый материальный объект, но духовная среда обитания таких принципиально новых объектов.

Новость не является больше повествованием. Нарративный принцип западной журналистики 'make story' уступает дорогу совершенно иному - 'make history'. В целом ворохе новых фактов нужно разглядеть лишь тот, который таит в себе не просто сказ, сюжет или повествование, но тот, который вмещает целую вереницу новых фактов, новое измерение старых фактов, целое пространство или даже реальность принципиально новых объектов. Такой факт - Вавилонская башня, собирающая вокруг себя племена, дающая им один язык, делающая их равными и сотрудничающими друг с другом.

Искать новость, значит, строить Вавилонскую башню; значит, собирать племена и создавать мост времен. Это содержание мы назовем исторически-коммуникативным содержанием, шекспировской "связью времен".

Источник новостей

Талант - единственная новость, которая всегда нова. Это известное изречение придает таланту определение, ничем не похожее на лейбу или пожизненное свойство человека, и обрекает всякого, кто есть талант, постоянно рождать новость. Вернее сказать, только тогда, в тот промежуток времени, когда некто порождает новость, невероятную, сумасбродную, он есть талант. Иссякает поток новостей от него, иссякает и его талант.

Для многих нынешних известных и популярных это грустное представление. Культура, вполне возможно, очень выиграла от введения социальных статусов, которые даются в награду за прошлые заслуги. Но ничто больше так не уродует самое культуру как содержательная пустота статуса; как то, что талант иногда ускользает из приданного и оправданного статуса имени или научного звания, лауреатства и т.п. к людям без всякого статуса, талант кого ничем не подтвержден, разве что тем, что от них исходят новости.

Иногда общество в лице элиты, журналистов или даже обывателей сопротивляется, но всегда лавина новостей таланта побеждает это сопротивление. Таким образом, вопрос взращивания талантов превращается в свободную циркуляцию в структуре статусов внутри государства и в свободную циркуляцию новостей в гражданском обществе. Если первый в виде "деквотизации статуса" разобран в моей работе "Бытие причастным", то второй нуждается в прояснении.

Во всяком обществе новость возникает лишь тогда, когда есть в наличии принципиально два слоя легальных или нелегальных структур: разглашение и критика. Многим здесь кажется, что стоит создать нечто из ряда вон выходящее, как весь мир должен воспринять это выходящее из ряда вон как, само собой разумеется, новое и потрясающее. Однако в обществе, где отсутствуют разглашение и глашатаи, а тем более критика и критики, не может быть своих новостей.

Всякий раз, когда хотят определить провинциализм, наталкиваются на серьезные трудности, которые пытаются решить за счет мудрствования. На деле провинциализм есть не отсутствие событий-новостей или культурная отсталость, ибо это всегда имеет относительный характер и осознается лишь тогда, когда пытаются выходить за свои границы, обнаруживая свою инаковость. Тем более, провинциализм нельзя определять еще более отдаленными коннотациями (отношением к пространству или времени или истории или еще чему-нибудь): в случае такого определения мы получаем нечто интересное, но совершенно неприменимое, так как потом не известно, что делать и как использовать такое определение.

Провинциализм есть специфически измененная коммуникативная структура общества, имеющая асимметричный характер - избыточное впитывание внешних новостей и недостаточное представление для самих себя внутренних новостей при незначительной и никому не интересной экспансии любых исходящих от него новостей вовне. Только это. И никакого отношения это не имеет к действительной значительности происходящего внутри этого общества, ибо, как показывает исторический опыт, внутри происходящее может иметь далеко идущие последствия для всего мира, при этом оставляя это общество исключительно провинцией (римская провинция, где был распят Христос). Провинциализм - специфически исковерканная социальной политико-экономической зависимостью асимметричная структура разглашения и критики.

Какую зависть вызывают американцы, сумевшие развить структуру разглашения и критики до невероятных пределов, подчинив этому и кинематограф, и Internet. Страна, развивающая коммуникативный слой культуры более других слоев, может быть не очень выдающейся в культурном смысле, но подчиняющей мир мелочью своих новостей.

Понятно, какую роль выполняют глашатаи, - разглашение, доведение новостей до широких масс населения. Худо-бедно этот слой есть почти в каждой культуре, в каждом обществе. Рано или поздно оно оказывается вынуждено устранить асимметрию разглашения. Однако наибольшую проблему составляет этот второй слой - критика. А именно: важна позиция критики. В бедных на новости вовне обществах (и в силу этого - провинциях) критика пережевывает статусные новости - информацию, исходящую от статуса или о самих статусах (что сделало то или иное должностное, официальное или уже известное лицо, что произошло в том или ином статусе (институционального или неинституционального характера)), даже скандалы имеют статусный характер: кто и сколько урвал от того или иного статуса, вместо того, чтобы говорить, чего он по своему положению не сделал, и что должно делать.

В богатых на новости вовне обществах критике подвергается в большей степени нечто вне статуса, нечто выходящее на самые глубинные уровни жизни. Новости первых неинтересны, ибо предсказуемы и по большому счету считаются новостями формально, на самом же деле таковыми не являясь. Новости вторых интересны и захватывающи; захватывающи кроме первого значения еще и в том смысле, что проникают вовне и захватывают иные пространства и иные времена.

Страны, бедные на новости вовне, не борются и не изгоняют талант из сферы коммуникации, они игнорируют его. Не по чьей-либо указке или закону, а на уровне традиций культуры, на уровне того, что выбирают удачу как единственное отличие, и презирают успех, как предательство круговой поруки духовной лени. Награды и отличия этих стран имеют статусный и официальный характер. Талант в них - изгой, отношение к которому двойственно. Пророки большей частью чужие, а своих просто не слышат.

Зависть к успеху таланта, существующая везде, здесь имеет репрессивный характер. Талант признается исключительно допуском или отлучением от статуса, причем отлучение свидетельствует даже о большей зачимости. Таланты живут самостоятельно в духовно невыносимом однообразии и не помогают друг другу. И выливая друг на друга помои, стремятся уничтожить подобных себе, прежде всего, на уровне статуса, который здесь имеет преимущественное значение. Все ведь понимают: попасть вовнутрь коммуникации можно лишь через статус, и отлучение от статуса ведет к утрате новостеобразующего звена для таланта, а значит и его смерти, если он не решается выехать за рубеж.

И если верно то, что независимость есть возможность производить собственные события в виде новостей для всех, то страна, не умеющая это делать, при полной политической независимости всегда будет зависима от чужих новостей, от чужих талантов.

Здесь речь должна идти о такой традиции общества, которая никогда не выписывается в его Конституции - состязательность как принцип отбора новостей - и принадлежит слою культуры, который несет на себе прежде всего элита. Вспомните прежние три принципа социалистического соревнования: гласность, сравнимость результатов, возможность передачи передового опыта. Это то, чем социализм побивал другие страны во время своего наиболее грозного распространения.

Искать новость, значит, искать талант. Создавать свою новость для всех, значит создавать собственные события, значит, подавать эти события исключительно по принципу состязательности. И если страна обременена провинциализмом, если она хочет изжить его, она должна выводить свои новости на уровень состязательности не между талантами этого же общества, но относительно иных талантов в мире. Таким образом, вторичное производное от асимметрии разглашения - асимметрия критики (критика на уровне местечкового содержания) тоже должна быть преодолена на пути от провинциализма. Этот единственный источник новости - талант и дух мировой состязательности - есть единственный источник независимости, источник духовной свободы.

Это содержание мы назовем общемировым социальным содержанием новости. Новость есть так, что нечто существует в общемировом социальном смысле не абстрактно, а лишь таким образом, что оно есть лишь постольку, поскольку о нем есть новости. Нечто не есть, если о нем нет новостей. Более того, нечто есть лишь то, что оно есть в этих новостях. И ничем иным, кроме того, чем нечто есть в этих новостях, оно не является.


1 Еккл. I, 9
Вернуться

2 Еккл. I, 10
Вернуться

3 Еккл. I, 11
Вернуться

Иллюстрация к эссе

4 Еккл. I, 18
Вернуться

5 Еккл. II, 2
Вернуться

6 Еккл. II, 18-19
Вернуться

7 Еккл. III, 1-8
Вернуться

8 Еккл. III, 20
Вернуться

9 Еккл. III, 21
Вернуться

10 Еккл. IV, 1
Вернуться

11 Еккл. IV, 4
Вернуться

12 Еккл. IV, 8
Вернуться

13 Еккл. V, 13
Вернуться

14 Еккл. VII, 15 и 8, 14
Вернуться

15 Еккл. VIII, 11
Вернуться

16 Среди сказанного Гамлет повторяет многое: "Униженья века, неправда угнетателей, вельмож заносчивость, отринутое чувство, нескорый суд, насмешки недостойных над достойным", где может быть дополнительно замечено "отринутое чувство".
Вернуться

17 Быт. XI, 4-9
Вернуться

18 Мат. IV, 4
Вернуться

19 Мат. VIII, 22
Вернуться

20 Мат. VII, 12
Вернуться

21 Быт. IX, 25, 27
Вернуться


Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"