ЛИЧНОСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Создаваемая индустрия социальной инженерии потребует в полной мере особой отрасли - личностного проектирования (режиссуры судьбы, программирования жизненного пути личности, выбора картины мира - существуют разные системные подходы и богатый опыт работы в этом направлении). Речь идет не о психотерапии (включая НЛП), когда услуги психотерапевта требуются в критических или проблемных ситуациях. Речь идет не о предварительной профилактике психики человека или обучении его психологическому самообслуживанию. Речь идет о системно организованной профессиональной услуге по программированию жизни человека с точки зрения целостной жизненной программы, жизненной стратегии.

Необходимость в такого рода услугах на уровне отдельной отрасли гуманитарного производства продиктована той ситуацией, что мотивация к жизни, способность к полноценной социализации, к осмыслению и переосмыслению своей социальной роли не появляется у человека автоматически, с некоторого времени эта способность не является результатом простого жизненного опыта. В ситуации простых систем коммуникации (по поводу добывания средств к существованию и по поводу семейных и бытовых отношений) среднеразвитый человек еще как-то мог ориентироваться и осмыслять свою мотивацию к жизни и процесс своей социализации. Однако в ситуации все более усложняющейся системы коммуникации, в ситуации возникновения многомерных социальных реальностей, сложной системы производственных отношений (бизнеса-предпринимательства, службы, работы) осмысление собственных жизненных ценностей, жизненной стратегии, программирование профессионального и личностного роста выходит за рамки простого жизненного опыта и превращается в сферу специальных теоретических знаний, в сферу профессиональных услуг со стороны специально подготовленных людей. Кроме того ситуацию осложняет нынешнее время социальной трансформации, когда меняется картина мира, преобразуется привычная система ценностей, (приводящая к конфликту поколений, успевших освоить принципиально новые и сохранивших старые ценности).

Для полноценной интеграции человека в изменившийся мир, мало изменить систему социальных отношений, нужно еще изменить (адаптировать) самого человека к новой системе социальных отношений: не психологически или эмоционально адаптировать, а научить видеть новые мотивации его деятельности, новые смыслы жизни, новые пути карьеры, новые паттерны мышления и поведения, новые способы и формы общения, новые стили быта и одежды; научить его строить и осуществлять долгосрочные жизненные проекты, переосмысливать старые жизненные схемы, которые по той или иной причине оказываются безуспешными; научить его обеспечивать личное духовное развитие при любом уровне материального обеспечения. Это одна из главных задач государственной стратегии, которая одновременно является также и корпоративной задачей (в смысле предложения такого рода услуг).

С другой стороны, накопленное количество знаний давно уже превысило способность человека освоить эти знания. Существующие государственные и коммерческие программы образования предлагают набор стандартных совокупностей знаний, что позволяет говорить о социализации знания с одной стороны для индивида его приобретающего, с другой стороны, для общества, которое таким образом имеет возможность развивать приобретение знаний как индустрию. Этим характеризуется классно-урочный тип образования. Тем не менее, специфический тип образования, который можно назвать аристократическим (учителя подбираются под уникальную программу для ученика), становится все более доступным для среднего сословия, и возникает проблема концептуализации системной организации знаний - под что, внутри какой жизненной программы, относительно какой жизненной стратегии производится составление системы знаний, внутри какого жизненного смысла эти знания собирается использовать обучающийся заказчик.

Принцип системной организации знаний должен основываться на гипотетическом проекте личностного развития, жизненной программе, которая предоставляет набор жизненных альтернатив внутри некоторой вполне целостной и сознательно выбираемой перспективы. Эта перспектива для заказчика является весьма важной, относящейся к святая святых его жизни, и поэтому ответственность специалиста по личностному проектированию гораздо выше, нежели просто психоаналитика, решающего ту или иную психическую проблему.

Личностное проектирование предполагает заключение контракта с заказчиком, стандартную форму которого мы и собираемся предложить.

Основная цель личностного проектирования - сформировать личностный проект развития внутри сознательно выбранного заказчиком жизненного пути (жизненной стратегии, программы, перспективы), предложив ему:

Пространство деятельности консультанта:

- ознакомление с философскими доктринами, социальными ролями и смыслами жизни, считающимися успешными и неуспешными, включая ознакомление с вариантами выбора религии, моральных норм и ценностей, но не сам выбор (оставляя его за заказчиком);

- выработку жизненной программы относительно социальных целей и задач внутри своей жизненной стратегии; (картина мира, система ценностей, ведущие мотивы деятельности, типы карьеры и профессионального роста, типы коммуникации и социализации);

- формирование заказчиком своей референтной группы, комфортный способ коммуникации внутри своей референтной группы, передача технологии обретения лидирующей позиции внутри своей референтной группы, постепенное ознакомительное продвижение заказчика вовнутрь нереферентных групп;

- способы обеспечения личного роста и развития в любых условиях.

Пространство вне деятельности консультанта.

- оптимальный досуг (консультант предлагает лишь формы досуга и передает знания о риске разных способов отдыха и удовлетворения желаний, предлагает осмысленные способы досуга, не вмешиваясь в сам досуг);

- оптимальные личные отношения (включая только передачу знаний в области коммуникации, психотехник и ознакомление с сексуальным опытом в мировой практике его интерпретации различными культурами);

Это предполагает решение следующих задач и передачу таких технологий:

- освоение заказчиком образа жизни представителей других нереферентных групп как элементов опыта собственного образа жизни;

- тактику непринужденной эпизодичной коммуникации заказчика внутри этих других нереферентных групп;

- набор технологий, чтобы заказчик мог заявить свои позиции на лидерство в разных группах через становление "своим", "лучшим" или просто "авторитетным" внутри каждой группы;

Работа по психотерапевтическому сопровождению заказчика, обучению и тренингу:

- анализ и диагностика ситуаций в коммуникативном пространстве референтных групп для оптимизации процесса коммуникации с точки зрения понимания среды и заказчика друг другом;

- выработка приемов фоновой рефлексии коммуникации, включающей формы подстройки под аудиторию, рефрейминг, выработка технологии составления посланий в речи-тексте для различных сегментов аудитории, фиксации реакций этих сегментов на послания и работу с реакциями, состоящей в различных приемах конвенционализации;

- работа над оптимальным психологическим самочувствием заказчика внутри его возможных социальных ролей, включая технологии производства комфортной среды в коммуникативных пространствах нереферентных групп;

- анализ возникающих проблем и ситуаций дискомфорта, осмысление причин и коррекция поведения в рамках поставленных задач.

Личностное проектирование является особой услугой, потребление которой должно начаться с предложения. Заказ на такого рода услуги появится только после наличия предложения. Вначале эти услуги будут очень дорогими. Однако со временем появившийся массовый спрос значительно удешевит эти услуги, и таким образом личностное проектирование станет одной из самых эффективных отраслей гуманитарного производства.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"