ВЕЛИКАЯ РЕЛИГИЯ

Иллюстрация к эссе

Давно необходимо было признать, что это самая древняя религия. И хотя ее мессия, снискавший известность после своей смерти, жил уже во время широкого распространения религии, есть все основания считать, что его имя имеет право быть в названии религии хотя бы потому, что это придает ореол святости культовым поклонениям, отнюдь несакраментальным.

Многие считают, что религия названа по имени великого мессии незаслуженно, чисто случайно, что сам мессия вовсе не был мессией, что семя, брошенное им в почву, попало в почву благодатную помимо его воли.

Нельзя отрицать тот факт, что множество исследователей не соглашаются считать это древнейшее поклонение религией. Они утверждают, что это можно еще считать культом, подобно культу Озириса и Изиды, Адонису, Дионису или Приапу, фаллическому культу, поклонениям египетских жрецов или служителей индийских храмов, но религией это считать никак нельзя.

Наши аргументы в пользу религии просты и убедительны. Религию исповедуют как мужчины, так и женщины (кое-кто по невежеству утверждает, что мужчины более религиозны). Она имеет множество последователей во всех концах света, и никто не отрицает, что последователи ее самые многочисленные по сравнению с любой религией. Она терпима к иным вероисповеданиям, и уживается с любыми религиозными убеждениями в одном человеке.

Нам встречались серьезные работы, утверждавшие, что распространению этой религии благоприятствовала ее простота и отсутствие культа своего мессии. Поклонения ее очень напоминают одним - поклонение богу Одину, другим - медитацию, третьим - культовые действия аборигенов далекого континента.

Молитвы этой религии лишены слов, просто запоминаемы, не требуют какого-либо определенного положения в пространстве, и состоят в созерцании божественной сути или даже общении с богом в момент культовых действий. В культовых действиях употребляются различные культовые предметы, и действия с ними производят женщины.

Множество споров не утихают и по сей день: сводится ли эта религия только к культовому обряду. Этот спор кажется надуманным и странным - никакая религия не сводится к своим культовым обрядам. Религия есть путь к богу и постижение божественной сути.

Хулители, как и почитатели этой религии соглашаются в том, что она весьма индивидуальна, приемлет обездоленных и лишенных любви, ее последователи разобщены и редко образуют религиозные общины. Однако хулители противопоставляют ее христианской любви к ближнему. Истинный же смысл ее учения состоит в ином понимании любви к ближнему, хотя она и соглашается с принципом: возлюби ближнего своего как самого себя.

Различные религии по-разному относятся к данной религии, полностью ее не приемлет ни одна из них. В частности христианство, указывая на единственное место в Библии, где говорится об умерщвлении мессии Господом, отрицает его божественное происхождение. По нашему же разумению, это уникальный факт, поскольку никакая религия больше не упоминает мессий других религий, но и неприглядный факт, ибо во многих религиях пророк или мессия гибнет в жертву людям, во исполнение своей воли или судьбы, но никто не умертвляется рукой Господа.

Одна эта мученическая смерть достойна почитания. Утверждения о зле пред очами Господа весьма туманно, ибо неясно, что здесь зло: непослушание отца, нелюбовь к брату или то, как это делал мессия.

Мы же приводим то самое место из Библии, где говорится о величии мессии будущей религии, о жестокой его участи, которая, тем не менее, привлекла в ряды его почитателей наибольшее количество людей:

"И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.

Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его". (Бытие, 38, 8-10)

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"