УЛИЧНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ

На фоне моря и Аю-Дага

Это было грандиозное зрелище. Представьте себе артековский стадион, где на фоне моря и горы Аю-Даг размещены восемь больших (3х2 метра) экранов с соответствующим количеством камер и множеством микрофонов в зале, на подиуме и на площадках телемостов, в реальном времени передающими звук и изображение. Шесть из экранов передают изображение разных ракурсов из жюри, из трибун и с подиума. Два экрана с камерой и микрофоном установлены непосредственно на площадках для телемостов слева и справа от центра. Картинки с видеокамер на площадках для телемостов проецируются на экраны этих площадок и дублируются для зрителей.

На трибунах - 500 человек, в основном студенты, претенденты из разных регионов на различные вакансии проекте "Уличное телевидение". Действо организовывали два-три человека с радиомикрофонами, а какая-то часть из 500 человек по очереди в этом участвовала, остальные все это наблюдали и оценивали от микрофонов в зале и на подиуме. Такой была деловая игра "Уличного телевидения", где происходил тренинг для специально приглашенных со всей Украины молодых людей и в раках этого - конкурс, где отбирали лучших для работы ведущими телемостов, репортерами и комментаторами. Все это состоялось с 31 августа по 7 сентября 1999 года в рамках проекта "Уличное телевидение".

Первые шаги проект "Уличное телевидение" (УТВ) сделал меньше года назад. Начиналось все с проведения сессий УТВ. Сессия - это разговор на улице, где есть ведущий, аудитория и экран со звуком, где все происходящее тут же отображается и становится доступным большому количеству людей, которые находятся рядом. Поэтому сессии, как правило, происходили на центральных площадях городов Украины. Принципиальное отличие телемостов от сессий - в общении участвуют две сессионные площадки, в разных местах (регионах, городах).

Первая же деловая игра, проведенная в Артеке, показала, какое непростое это дело коммуникация. Многие участники подавали заявки, организовывали телемосты по своим планам, а жюри совместно с остальными участниками все это оценивали. Не у всех получалось, но были и лидеры. В одном из разговоров девушка из обеспеченной семьи, отличница, привыкшая быть лидером в школе и вузе, очень переживала по поводу того, что не смогла выйти в лидеры по номинации "ведущие телемостов". Оказалось, что коммуникация это не врожденная способность и не результат суммы знаний. Коммуникация - это другое.

Коммуникация УТВ существенно отличается от работы средств массовой информации. "Уличное телевидение" это не средство массовой информации, а его ведущие - не журналисты. Уличное телевидение - прообраз средства массовой коммуникации или даже, хочется надеяться, института массовой коммуникации, а его ведущие - профессиональные коммуникаторы (модераторы коммуникации). Задачи УТВ несколько другие, нежели у средств массовой информации: не информировать людей, а давать им возможность общаться друг с другом; предлагать не заданную тему в виде статей, радио- или телепрограмм, а набор тем для обсуждения; не просто передавать послания от политиков и власти в целом, а давать возможность непосредственно общаться с другими людьми, другими регионами, другими социальными группами, с политиками и влиятельными людьми в стране, с властью в целом.

Гласность и публичность

Общение между гражданами - проблема не новая. Еще в Древней Греции (у Платона) мы можем найти утверждение, что государство это количество людей, которых можно собрать в одном месте, и где они могут договориться и принять решения, непосредственно касающиеся их. Но как собрать все население огромного государства сегодня для подобного договора и принятия касающихся всех решений? Ответ подсказала сама жизнь - для этого нужно привлечь телевидение.

Когда-то, в эпоху гласности и перестройки, у нас были телемосты между СССР и США. Тогда люди разных стран пытались понять друг друга, посмотреть друг на друга открытыми глазами, без идеологических очков, пытались поверить друг другу и договориться. После того, как перестройка закончилась и началась независимость, закончились и телемосты, причем как у нас, так и в России. Таким образом, важнейший инструмент общественного согласия был практически утерян, но до сих пор память о тех исторических телемостах живет. Парадокс - расширение демократии, с одной стороны, и появление проблем распада общественных связей между регионами, социальными группами и просто людьми, рост недоверия к власти, с другой стороны, не привели до сих пор к возрождению телемостов как инструментов налаживания связей и доверия. Возможно причина этого - в высокой стоимости подобного рода проектов или в необходимости высокого уровня организационных технологий, безвозвратно утерянных с распадом СССР.

Интересно, что умение общаться свойственно далеко не всем нам, даже далеко не всем политическим лидерам. Ведь многие из политических лидеров очень привыкли общаться в режиме монолога: они говорят - мы слушаем. Необходимость коммуникации появилась тогда, когда появилась публичность. Гласность - это когда власть нечто делает и позволяет нам об этом открыто говорить, но не обладает механизмом реакции на это. Публичность - когда можно не только говорить о том, что делает власть, но и участвовать в этом, предлагать свои варианты решений и высказывать аргументы за и против принятых решений, когда действия власти становятся открытыми, изначально доступными для участия и критики невластного большинства и формируются по отношению к таким же публичным действиям.

Публичные политические лидеры дня сегодняшнего совсем не похожи на тех далеких и скрытых от народа "слуг народа", которые не умели и не хотели вступать с людьми в диалог, их способ общения был монологичен. Профессия политика сегодня вынуждает к диалогу, и не только в Парламенте. Нынешним политикам приходится осваивать такие способы публичности как общение с прессой, публичные теледебаты или нелицеприятный разговор с забастовщиками на площади.

Все чаще и чаще в печати появляется термин "публичная политика". Под этим понимается открытое обсуждение планирующихся решений власти, которые касаются всех, когда дебатируются все варианты предлагаемых решений, высказываются аргументы и контраргументы по каждому решению, выбор того или иного решения открыто аргументируется, результаты положенного по закону голосования публично обсуждаются, затем принимается позиция большинства, а у меньшинства остается право на публичное отстаивание своей точки зрения. Публичную политику справедливо называют прямой демократией.

"Уличное телевидение" - это некоторый прообраз публичной политики будущего нашей страны. УТВ ставит задачу наладить публичный (в идеале - демонстрирующийся по какому-нибудь телеканалу) диалог между гражданами разных регионов, между гражданами и политиками и между самими политиками, которые из-за полярности их политических взглядов редко вступают в общение.

Почему, кому и зачем это нужно?

За прошедшие годы нашей независимости мы поняли, что регионы в нашей стране разные: и по уровню жизни, и по степени развития промышленности или сельского хозяйства, и по социальной защищенности, и по плотности коммуникации, и по готовности к социально-политическим действиям массового характера. Мы поняли, что у нас есть разные социальные группы, со своими интересами, предпочтениями, уровнем дохода, разным уровнем организации. Мы поняли, что люди все больше отличаются друг от друга: разными способностями, умениями, разным опытом выживания, различной деловой и политической активностью, разным уровне дохода и разной культурой потребления. Мы поняли также, что средства массовой информации и политические партии пока слабо выполняют функцию коммуникации между регионами, между социальными группами и просто между людьми, которые находятся в принципиально разных средах общения и иногда не могут даже случайно встретиться друг с другом. Распад коммуникации в гражданском обществе происходит естественно, для этого достаточно просто не общаться и ничего не делать для создания условий такого общения.

Одна из главных причин того, почему до сих пор политики не могут договориться в Парламенте - это слабая коммуникация между структурами гражданского общества и между самими гражданами, особенно что касается выработки плана развития государства, построения некоторой общественно приемлемой картины будущего этого государства, согласования шагов по преобразованию самого государства (в частности государственного управления). Украинский Парламент является лишь отражением болезни всего украинского государства, и назвать эту болезнь можно так - коммуникативный распад гражданского общества. Мы не знаем наверняка, какие существуют социальные группы, каковы их интересы. Мы только знаем, что этих групп много и что они разные. Более того, эти группы не всегда осознают себя, и поэтому не могут формулировать и объявлять открыто свои интересы. Наконец, социальные группы не общаются между собой потому, что нет институтов коммуникации.

Первостепенная задача УТВ - предотвратить опасность коммуникативного распада гражданского общества, предотвратить ситуацию, которая сегодня обнаружилась в России - различные слои населения, а также власть и общество в целом выказывают полярные и нетерпимые друг к другу позиции при отсутствии желания договариваться до такой черты, что вооруженные столкновения приобрели уже непрерывный характер. Более того, УТВ ставит задачу помочь гражданам Украины договориться по поводу своего совместного будущего, конкретных целей и средств их достижения, договориться по поводу того, какое государство нам нужно, какое государственное управление нужно создавать под цели этого государства.

Вторая проблема, за которую берется "Уличное телевидение", это низкое доверие гражданского общества к государству (граждан к власти). Общим местом стало утверждение, что власти сегодня не доверяют. "Уличное телевидение" ставит задачу работать на социальных разломах, на конфликтных точках общества. Нам нужно не бояться вытягивать из людей наружу их недовольство ситуацией, открыто обсуждать причины, в том числе действия власти, которые вызвали это недовольство. Это - единственный известный истории способ избежать беспорядков и перевести социальные конфликты в русло обоюдных согласований, осуществляя социальные изменения эволюционным путем, а не через революцию. Таким образом, общественный договор между гражданами и возрождение доверия к власти - две коммуникативные цели "Уличного телевидения".

УТВ очень часто связывают с президентскими выборами. Появились статьи в прессе, прямо обвиняющие УТВ в том, что оно выгодно только претендентам на пост президента Украины. С этим можно согласиться: именно выборы являются хорошим стимулом для инвестиций в такие проекты. Однако сводить все дело к выборам было бы безответственным упрощением. Гражданская коммуникация, производимая уличным телевидением, имеет самодостаточный смысл, не зависящий от ближайших или будущих политических избирательных кампаний, хотя именно избирательные кампании стимулируют инвесторов к вложению денег в такого рода проекты. Прямой задачей УТВ является совершение и согласование нашего выбора - не того выбора, который придется делать на президентских выборах, а более глубинного выбора - выбора между различными проектами собственного будущего, как отдельного человека, так и страны в целом.

Как это будет происходить?

Уникальность проекта "Уличное телевидение" не только в том, что здесь впервые в столь массовом масштабе делается попытка применить технологии публичных теледебатов с участием улицы, в отличие от западных стран, где такие теледебаты, как правило, проводятся в хорошо оборудованных студиях. Люди туда открыто приглашаются, но при этом исключается роль "случайного прохожего". В нашем случае отличие не только в том, что участником телемоста может стать случайный прохожий (поскольку роль случайного мнения невелика), но, прежде всего в том, что задачи, которые решает "Уличное телевидение", в отличие от западных стран не могут быть решены никаким политическим или общественным институтом - ни партиями, ни объединениями, ни клубами по интересам, ни массовым использованием Интернет, ни собственно средствами массовой информации, поскольку все это у нас не настолько развито, как на Западе. Поэтому УТВ в Украине едва ли не единственный пока способ организации массовых публичных дискуссий по актуальнейшим социальным проблемам.

Плотность коммуникации является обязательным условием социального действия. Один из политических консультантов предлагал прежде, чем оценивать способность любого региона на активные действия, просто посмотреть на карту. Если действительно посмотреть на карту, легко увидеть, что плотность коммуникации наиболее высокая в Донецкой и Луганской области. Отсюда, наверное, способность этих регионов на согласованные, долгосрочные совместные действия. Шахтеры - одна из социальных групп. Их согласованные действия среди прочего можно объяснить плотностью коммуникации в их регионах (для этого достаточно взглянуть на административную карту региона и оценить плотность народонаселения). Требования шахтеров не всегда оправданны, и зачастую они вступают в противоречие с требованием пенсионеров, учителей и врачей, деньги на зарплату которых приходится направлять шахтерам. Телемост между этими социальными группами вполне мог бы позволить впервые массово и публично взглянуть им в глаза друг другу и высказать мотивы своих действий и свою аргументацию.

Основные характеристики процесса телемостов - это отсутствие цензуры и монтажа, удостоверяемый на месте прямой эфир. Выяснение факторов различия и единства, позиции и оппозиции, аргументов и контраргументов улицы - это попытка из толпы создать общественность. Демонстрация и описание образов жизни людей, способов успешной организации своей жизни, опыта выживания в наше непростое время - это передача знаний и опыта в массовом масштабе. Оценка жизненных перспектив страны и каждой социальной группы - это работа с социальными конфликтами, артикуляция вечных упреков бедных богатым и богатых бедным. Наконец, психотерапия - уличное телевидение говорит многим людям: ты не один со своими проблемами, есть другие люди, у них такие же проблемы, и вот как они их решают. Среди участников всегда есть те, кто пережил свою растерянность, депрессию, неверие в свои силы.

Особый интерес, наверное, вызовет общение с социальными группами, недавно появившимися в нашей стране - так называемыми молодыми городскими профессионалами. Важнейшая составляющая теледебатов - это вовлечение молодежи, которая не может высказать свою позицию больше нигде. Шоу - неосновная задача уличного телевидения, хотя никто не отрицает необходимость любого действа быть интересным и зрелищным. Но если зрелище при этом позволяет договариваться по важнейшим вопросам современности, то такое зрелище нечто большее.

Наиболее близкими собратьями УТВ является Интернет: однако в процесс телемостов люди видят друг друга, говорят друг с другом, причем их разговор меньше всего скован техническими рамками средств передачи информации по сравнению с Интернет (где у вас должен быть компьютер, доступ к Интернету, наличие программ и знания по специальному формату передачи сообщений). В Артеке во время деловой игры и конкурсного отбора на замещение вакансий проекта "Уличное телевидение" называли "народным интернетом" и "интернетом для бедных". Может для кого-то скрытый намек в последнем названии и выглядит оскорбительно, но пока мы бедная страна, мы должны жить по средствам. Главное же качество УТВ с финансовой точки зрения - отсутствие затрат со стороны пользователя.

Кто же будет являться потенциальным инвестором этого проекта, кто будет вкладывать деньги? Прежде всего крупные телеканалы и финансово самостоятельные службы новостей. Затем рекламные организации, шоу-бизнес и избирательные штабы кандидатов во время выборов. Вполне возможно инвесторами будут муниципальные органы в крупных городах, особенно, когда необходимо обсудить те или иные городские проекты в масштабах всего города.

"Уличное телевидение" - народная трибуна. Создание инструмента общегосударственной коммуникации по поводу нашего совместного будущего - это веление времени. Весьма скоро мы сможем сделать свои выводы о том, насколько все задуманное удастся этому проекту.

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"