СВОЯ ПРАВДА

Меня попросили прочитать проповедь, и я - толи в шутку, толи всерьез - согласился. Я сказал, что буду говорить о правде, и многие поморщились...

В жарких теологических диспутах я загонял мессионера-соперника в угол: больно нужно верить в Бога, вот в конце жизни возверую, покаюсь, и получу такое же отпущение. Данте об этом говорит недвусмысленно: покаявшихся в последнюю минуту мучат в Чистилище дольше, но все равно приемлют как раскаявшихся. На это мой собеседник возражал просто: но вы ведь сейчас уже об этом знаете, так что ничего не выйдет.

Возражение его при внимательном и вдумчивом размышлении повергало в прах мой греховных дискурс и настраивало на совершенно иной лад, заставляя думать о том, что есть правда. Та правда, которая существует внутри нас, независимо от ее признания вовне из себя или извне от других. Поразительно, что среди заповедей вовсе нет заповеди "Не лги", но есть "Не лжесвидетельствуй". Этот запрет лжесвидетельствования связан исключительно не с влечением к истине самой по себе, но с предотвращением того вреда, который может нанести ложь ближнему - вполне меркантильная заповедь.

Определения

Сколько же определений есть у правды? Вот лишь некоторые...

Правды нет вовсе... Правда - недостижимая граница, к которой можно лишь бесконечно приближаться (Правда за пределами достигаемости - рефрен сериала "X-files"). Правда - потаенное, что подлежит бесконечному раскрытию (связанное с предыдущим метафорическое, энигматическое определение). "Что бы вам не говорили, вам не говорят всей правды" - релятивистское определение. "Наружный блеск рассчитан на мгновенье, а правда предается в поколенья" (Гете "Фауст") - сущность времени, гетевское определение.

Правда - соответствие реальности (достоверность - логический аспект). Правда - ценностная норма истины (этический аспект и гегелевское определение). Правда - то, что в данный момент считается правдой (прагматический аспект, он же тоталитарная технология массового оболванивания). Правда - то, что считает большинство (социологический аспект). Правда - процесс восхождения или погружения на новый уровень знания (сциентистское или позитивистское определение). Правда как святая ложь (как благое деяние). Правда - то, что могут вынести единицы: согласие с собой, честность перед собой, то, в чем нельзя себя упрекнуть (ницшевское определение). Правда - бессознательный мотив дела (фрейдовское определение).

"Ти думаєш, що правда родить мову,
Я думаю, що мова родить правду,
А чим же нам таку назвати правду,
Що родиться з брехні?"

(Леся Украинка, "Кассандра") - структуралистский аспект. Сравните с тютчевским "Мысль изреченная есть ложь". Здесь текстуальность правды - весьма интересное направление: правда как постоянно уточняющееся изречение.

Правда - установленное положение дел в суде. Правда - доказанное в судебном порядке право (юридический аспект). Правда то, что учитывает права всех (правовой аспект). Великая сермяжная правда - просто высказанная суть социальных задач определенной эпохи (революционный аспект).

Правда - не императив, вроде "не убий" или "не укради". У правды нет рациональных аргументов. Требование говорить правду или жить не по лжи - не является очевидным. Правдолюбы или правдоискатели не пользуются однозначным одобрением. Правда не является человеческой потребностью в смысле кантовского морального закона: "поступай так, чтобы твой поступок мог стать моральным законом".

Правда суть выработанная человеческим опытом интенция брать на себя ответственность перед лицом всего человечества и вечностью. Однако ответственность перед чем? Что является мерой этой ответственности? В разные периоды истории, в разных обществах этой мерой служили - традиция, религия, идеология. Так или иначе, эта мера оставалась личным выбором, или, скажем так, выбором личной жизненной стратегии. Откуда и как вырабатывать жизненную стратегию (обретать личный смысл жизни) всегда оставалось уделом личности.

Правда - некоторый смысл, который может быть индивидуально развит в качестве жизненной глобальной стратегии или жизненного проекта. Первым выбором личности поэтому является выбор осмысленности: я живу осмысленно или неосмысленно; соотношу ли я свою жизнь с некоторым смыслом или само такое соотнесение не имеет смысла. "Путь сынов человеческих восходит ли вверх, путь животных сходит ли вниз" - формулировка релятивности смысла у Экклезиаста. Само смыслообразующее содержание должно быть выбрано как простое наличие некоторого смысла, чтобы затем подумать о том, что это за смысл.

Пассивная правда

Диссидентское "жить не по лжи" хорошо ложится лишь на сознание очень обобществленного индивида. Для естественного состояния характерно другое - "выживать любой ценой". Собственно поэтому "правда" не является критерием выживания вообще, но критерием некоторого достойного выживания. Само наличие требования достоинства и правды есть следствие традиций того или иного общества. Это смыслообразующее содержание правды существует как бы в двух измерениях - индивидуальное усмотрение того, что есть некоторая "правда"; и индивидуальная интенция добровольного взятия ответственности за свои поступки сообразно этому индивидуальному усмотрению правды. Если между этими двумя измерениями происходит раскол или обнаруживается противоречие, в обществе утрачивается положительное содержание улучшения ("все к лучшему"), утрачивается чувство удовлетворения жизнью. Выходов два (или один): изменить индивидуальное усмотрение или взять ответственность за проведение в жизнь имеющегося. И тот и другой выход в условиях раскола между этими двумя измерениями весьма сложен и хлопотен, а порой вообще ведет в тупик.

Ложь появляется весьма кстати. Ложь - компромиссное действие, мотивированное приобретением или сохранением желательного статус-кво. Причина лжи - идентификация лгущего с некоторым статусом (институт, государство, положение в обществе, должность, состояние и т.д.), неспособность выйти за пределы некоторых правил некоторого статуса, неспособность преобразовать, изменить этот статус. Обычно ложь порождает дискомфорт. Однако обилие лжи, особенно в массовых масштабах, приводит к притуплению дискомфорта или вообще к устранению оного.

Таким образом, правда - добровольно взятый на себя груз ответственности осмыслять свои поступки и свою жизнь целиком, а отвечая перед этим смыслом, как-то корректировать и сам смысл, и эту жизнь. Поэтому для некоторого личностного сознания существует интенция переосмысления, интенция сопричастности (причастности социуму) и интенция причастности времени.

Интенция переосмысления означает, что правда есть некоторое усилие, постоянное напряжение и работа, а не просто отсутствие лжи. Она означает не молчание и не принятие некоторых установленных правил, а самостоятельное вырабатывание правил и их постоянное изменение-уточнение относительно вновь выработанного некоторого смысла. Само собой разумеется, что этим самостоятельно вырабатываемым правилам следуют. А это, так или иначе, означает план Достоевского: человек идеологический, человек, следующий самостоятельно вырабатываемой стратегии, постоянно продумываемому смыслу.

Интенция причастности времени означает, что правда всегда имеет форму своего времени. Всегда можно найти форму причастности времени. Сравните у Мамардашвили - "правда, высказанная не в то время, ложь". У всякого времени своя правда, но она обязательно есть. Правда своего времени - та, которую готовы услышать. Она - та ответственность, которую готовы взять, тот компромисс, который можно вынести, чтобы не потерять себя.

Интенция сопричастности означает неоппозиционность. Оппозиция любому статусу есть ложь. Правда означает войти в соприкосновение с миром, сохранив себя, изменить старые статусы этого мира через неальтернативное противостояние. Неальтернативное противостояние или неоппозиционность означает создание таких новых сред, измерений, мер, где нет вышеозначенного противостояния, где обеспечивается равное для всех участие через новые статусы. И самое трудное - найти способ, как это сделать в реальности.

Правда - смыслообразующая мера добровольно взятой на себя ответственности. Правда не коренится ни в языке, ни в реальности, ни в каком-либо их структурном соотношении. Правда - столкновение многих индивидуальных правд, многих мер этих правд, длительный период смирения различных сторон, у которых своя правда, с некоторым стихийно возникающим компромиссом правд, никогда не существующем в качестве чьей-либо личной правды.

Можно рассматривать правду как итог напряженной и изматывающей борьбы разных точек зрения, где жертвуют жизнью и временем. Однако в глобальном масштабе можно применить и "принцип всеведения". Представьте себя на месте божественного провидения, для которого вдруг открылись дела и поступки всех людей: их убийства, кражи, предательства, ложь и подлог. Вы увидели все это и ужаснулись размахом и масштабом, и не осталось никого и ничего, где бы жила одна только правда. Такой вселенский ужас неминуемо приводит к мысли не о необходимости скрытности мыслей, слов, а порой и поступков, но о необходимости компромисса: разумной пассивности. Это мудрость отсутствия резких движений и радикальных перемен, куда вовлечены большие массы людей.

Активная правда

Насколько сильно правда должна настаивать на своем? Ведь правда рождается как индивидуальная мера взятой на себя ответственности, которая редко предлагается в качестве общей меры, чаще - в качестве меры индивидуальной ответственности за некоторое необходимое действие, которое таким образом оказывается смыслом: эпохи, периода, жизни...

Проблемы действия правды: насколько можно вмешиваться в окружающую среду, как изменяет правда саму эту среду, каково должно быть отношение ко лжи и лжецам. Эти проблемы не имеют формально-логического решения и зависят от содержания самой правды и среды ее обитания, времени и места, уместности правды и готовности/неоготовности ее знать-слышать-воспринимать со стороны несущего эту правду и окружающих его.

Проблема воздействия правды на окружающую среду указывает очень тонкую грань правды как некоторой смыслообразующей меры. Эта грань означает зыбкость и ненадежность фиксированной правды. Последовательное и чрезмерное настаивание на некоторой правде нивелирует содержание этой правды, и тем самым вскрывает ее многомерный характер. Мудрость, приходящая с опытом, позволяет увидеть свою правду глазами другого, увидеть иную меру той же правды, увидеть иную правду. Всякая одна мера, объявленная как правда, неизбежно должна настораживать: не существует классовой правды, равно как не существует национальной правды (американской или русской). Не потому, что мера классовая или национальная неверна, а потому, что в этом случае мы получаем одномерную правду, "одномерного человека" Маркузе.

Проблема вмешательства в окружающую среду ставит вопрос о действенности правды. Однажды установленная правда, начиная действовать, неизбежно меняет среду своего существования, а значит меняет и свое содержание. Поэтому "интенция переосмысления" - порождение не изначального отсутствия полной информации (а отсюда и ее достоверности), получение которой затем якобы вынуждает к переосмыслению, но обязательное условие коррекции самой правды в результате ее воздействия на саму среду своего первоначального обитания.

Здесь подлежит упоминанию и так называемая проблема "нулевого влияния", восходящая к "принципу неопределенности" Гейзенберга, принципу неприсоединения, принципу достаточного вмешательства, принципу непротивления злу насилием Толстого - у него много обличий. "Нулевое влияние" означает предоставить выбор правды другому, постепенно предлагая ему некоторую меру в качестве более многомерного и всеобъемлющего действия, непротивостоящего старой мере, а учитывающего ее на новом основании.

Это "нулевое влияние" является двусторонним и в деле отношения ко лжи. Ложь, как правило, порождается слабостью человека и неготовностью нести груз некоторой правды. В условиях повальной манипуляции фактами и их обоснованиями, ложь может приобретать грандиозные масштабы умело скроенной системы фактов и средств подтверждения их достоверности. Тем не менее у правды иное оружие, нежели установление достоверности. В поле достоверности правду вынуждают оказывать "нулевое влияние". Поэтому замеченное средство неоппозиционного противостояния лжи или злу основано на многомерном воздействии правды - на уровне чувственного мира, повседневных привычек. Ложь всегда направлена против себя, нужно дать ей время проявиться и изжить себя, употребив себя против себя...

Моя правда

Поиск правды в духе всякого времени. Ну скажем, сегодняшние споры о том, какой же критерий применить к прошедшей советской истории, и в какой парадигме ее рассматривать: "ревизионизм", "тоталитаризм" или еще как-нибудь? Или в таком виде: "является ли Сталин великим вождем?"

Так поставленные вопросы обязательно могут обнаружить правду для кого-нибудь. Но не для всех. Обязательно найдутся люди, мера ответственности которых больше, нежели, выраженная этими дискурсивными оппозициями. Они-то и усмотрят в самой постановке "великий вождь" - тот вопрос, который изначально не нужно выяснять. Они-то и спросят: а зачем мне выяснять великим ли рабовладельцем был некто, если я не раб, и условия жизни других рабов мне не настолько интересны, чтобы тратить не это столько времени.

С историей еще сложнее. История - наука не только общественно-коллективная, но и публичная. Историческую правду формируют не одиночки (с их возможно превышающей обычную мерой ответственности), но элиты того или иного общества. Для элиты же возложение любой ответственности на что-либо помимо нее самой есть поражение. Не важно, пытаетесь ли вы уличить виновность Сталина или самих доктринальных источников марксизма, незрелость (идеологемность) теории или незрелость самого народа, - вы так или иначе уходите от собственной ответственности.

Виновность Сталина? Но остальных же было больше... Значит они были не против... Виноваты доктринальные источники? А где же были наши ученые мужи? Незрелость теории? А где она сегодня? Разве не пытаемся мы сегодня одни идеологемы заменить другими, вместо теоретического осмысления? Незрелость народа? А ведь элита исторически не может быть лучше (умнее, прогрессивнее) своего народа: у них одна судьба. Как только за все это мы берем ответственность на себя, совершенно иначе начинаем видеть день сегодняшний, ибо тогда мы видим в нем продолжение той же истории.

Так или иначе, правда коренится не в ответах на вопросы, а в способе постановки самих вопросов. Ваша правда - те вопросы, которые вы готовы ставить и решать. Споры, которые ведутся сегодня, есть споры о вопросах вчерашнего дня. Вопрос дня сегодняшнего: способна ли элита сегодня решить те проблемы, которые же сама и поставила? Заметьте, не какие-то привнесенные проблемы, а ею же поставленные проблемы. И ответ этот и есть правда каждого из нас.

Моя правда в том, что нынешняя элита не способна решить ею же поставленные вопросы. Не потому, что она чего-то не понимает, не потому, что она чего-то не умеет, не потому, что коммунистов много, а народ не дозрел. А именно потому, что она не готова взять на себя ответственность за принципиально иные способы жизненных стратегий своего народа, за разработку принципиально иных способов экзистенциальных основ жизни (теория, идеология, психология, чувственный мир). Провозгласив вымученные и выстраданные "другие принципы", она оказалась не в состоянии сама эти принципы применять.

Все, на что она оказалась готова, это сменить тип идеологической окраски, и начать ваять "другую идеологию". Нынешний период вполне можно назвать "поиском другой идеологии". Никто не знает, какая это должна быть идеология, но все знают, что она должна быть. Мало кто готов признать, что создающееся общество будет построено на частных интересах, где будет множество идеологий и ни одной общей. Общим будет только право, и правда будет у каждого своя, а выяснять правду будут не раз и навсегда (в идеологии), а лишь в случае конкретных судебных исков на суде, и лишь для конкретных случаев.

Нам еще только предстоит встретиться с правдой. Только тогда, когда мы окажемся готовы предать суду преступника, обличенного властью, защитить слабого, вести дело честно без принуждения, уходить в отставку, не дожидаясь суда или осуждения, уступать дорогу лучшему и более справедливому, тогда мы увидим правду. На самом деле, мы все устали от отсутствия правды...

Отдельная тема - чувственная правда: не лгать себе в том, что чувствуешь, не находить наслаждения там, где его нет, и пытаться искать новую среду для чувств. Проблема "отцы и дети" существует прежде всего здесь: музыка, кино, литература. Доверившись чувствам, гораздо проще понять молодых. Там, где отцы и дети вместе, где они пытаются понять чувства друг друга, правды больше.

Ну а тех, кому правда не нужна, или кто не согласен ее взять на себя, вы узнаете по угрюмости, по отсутствию блеска в глазах, по усталому виду и суровости... Посмотрите вокруг и вы увидите этих угрюмых, безнадежно глядящих на происходящее и не желающих уходить с глаз долой. Пожалейте их, промолчите в ответ на их рассказы о прошлом. Не обвиняйте их ни в чем, дайте им уйти, не задерживайте, а то и поторопите...

Сергей Дацюк

Проект "Культурные провокации"